Логические и психологические аспекты спора

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:24, реферат

Описание работы

Искусство ведения спора получило название эристика. Эристика является интегральным искусством, возникающим на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой. При таком подходе искусство спора характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью. Доказательность – это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения. Убедительность – это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I . Спор в нашей жизни, понятие спора, виды, цели спора………5
Выводы к главе I………………………………………………….............12
Глава II. Стороны спора, различия в поведении. ……………………....13
II. 1. Психологические уловки…………………………………………...17
II. 2. Логические уловки …………………………………………………19
Выводы к II главе…………………………………………………………23
Глава III. Манера спора, основные правила ведения спора.....................24
Выводы к III главе………………………………………………………..28
Глава IV. Правила психологической войны…………………………….29
Выводы к IV главе………………………………………………………..30
Глава V. Правила поведения конфликтных личностей………………...31
Выводы к V главе…………………………………………………………33
Глава VI. Лучшие способы разрешения конфликта……………………34
Выводы к VI. главе……………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 79.54 Кб (Скачать)

Противодействие. Выявите  подобную тактику, жестко поставьте вопрос о ее правомерности и обсудите его с другой стороной. В большинстве случаев это предотвращает рецидивы подобной тактики. Будьте настойчивы и невозмутимы, выскажите все, что собирались сказать.

Трюк «плохой – хороший». Иногда другая сторона пытается «сыграть на контрасте»: один из ее представителей предлагает более выгодные условия, чем за пять минут до этого его коллега. Подобную «мизансцену» могут разыграть партнеры, при этом мелкая уступка «хорошего» собеседника на фоне жесткости «плохого» может выглядеть как крупное одолжение, хотя на деле это далеко не так. Этот прием – типичное психологическое манипулирование. Противодействие. Раскрыть уловку другой стороны и тем самым нейтрализовать ее. Иногда «плохой» может сидеть где-то за сценой или вообще оказаться фикцией («у нас ситуация намного лучше, чем у наших коллег»). Поэтому если сидящий перед Вами ссылается на «главного», добейтесь встречи непосредственно с ним.

Угрозы в отечественной  деловой практике – распространенное явление. Многие из них выходят за пределы и должны быть предметом внимания правоохранительных органов, поэтому криминальные приемы мы оставляем за рамками нашего рассмотрения. Что касается обычной деловой жизни, которая бывает очень жесткой, то угрозы – один из таких жестких приемов, причем нечестных. Угрозы – это давление. Угрожать легче, чем сделать разумное предложение: достаточно всего несколько слов, и если они произведут ожидаемое впечатление, то и делать ничего не надо. Противодействие.  Реагировать  на  угрозы  необходимо  только  тогда,  когда  они реальны. Если же, на Ваш взгляд, это не более чем блеф, лучше нейтрализовать давление с помощью некоторых приемов. Проигнорируйте угрозы, отнеситесь к ним как к несанкционированным, высказанным слишком поспешно или просто не имеющим отношения к делу. Заявите, что идет запись разговора и, соответственно, угроз – тогда высказывать их в Ваш адрес окажется делом рискованным. Можно предупредить другую сторону, что Вы обратитесь в прессу и заявите о несостоятельности своих «партнеров», поскольку они не нашли ничего лучшего, чем прибегнуть к угрозам. Необходимо при этом опираться на закон и четкие моральные и деловые устои. Ваш ответ может выглядеть примерно так [1]:

[Приложение 1]

 

Вывод к IV главе.

Чтобы быть настоящим «Бойцом» на психологических войнах, нужно  быть всегда готовым к спорам и  не бояться их, нужно уметь защищать себя. Так же нужно уметь владеть  собой и иногда если не получается вести корректно спор, приходится переходить к крайним мерам если в свою сторону Вы слышите какие-либо угрозы или грубость, защищая свою честь, так же если место спора вас не устраивает нужно тут же сообщить собеседнику о дискомфорте. Человек, который во время спора не проявляет уважения к Вам нужно поставить на место.

Классические рекомендации к ведению спора прежде всего и в основном касаются техники доказательства. Знание природы доказательства, умение ориентироваться в содержательно-логических аспектах спора, выявлять логические ошибки оппонентов и самому не до-

пускать таких ошибок — это именно то, что помогает рождению истины в споре. Мы считаем своим долгом кратко рассказать об этом в книге. И все же, к нашему искреннему сожалению, не техника и не логика доказательства, не владение искусной и тонкой тактикой аргументации сейчас

по-настоящему важны. Все  это — техника фехтования, а реальность такова, что выступать приходится чаще всего в кулачном или палочном бою.[10]

 

 

Глава V. Правила поведения  конфликтных личностей

«Паровой каток»

Если предмет конфликта  не особенно важен для вас, то лучше уклониться от него или приспособиться. Уйдите с дороги или уступите этому человеку в малом, чтобы успокоить его.

«Скрытый агрессор»

Человек,  относящийся  к  этому  типу  трудных  людей,  старается  причинять  людям неприятности с помощью закулисных махинаций, колкостей и других скрытых проявлений агрессии. Если вы решили, что уклониться или терпеть такого человека – это не для вас, то наилучший способ – выявить конкретный факт причинения зла, а затем скрытые причины.

«Разгневанный ребенок» («взрывной  человек»)

Обычно человек, который  ведет себя подобным образом, испуган и беспомощен, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под контроль. Надо убедить человека в том, что вы слушаете его. Необходимо дать ему понять, что он контролирует ситуацию, и тем самым успокоить его.

«Жалобщик»

Он страстно желает быть услышанным. Это одна из причин того, что он постоянно недоволен; он считает, что никто не хочет его слушать или относиться к его словам серьезно. Вам следует признать или оценить этого человека, показав, что вы поняли сказанное им; воз- можно, повторив это иными словами. Затем, после высказывания сути его основной жалобы, необходимо искать способ прекращения или перевода разговора на иную тему.

«Молчун» («тихоня»)

Ключ к разрешению конфликта, если только вы не хотите уклониться от него, – преодоление замкнутости человека. Для того чтобы вскрыть суть проблемы, вам следует задать несколько вопросов в такой форме, которая не позволит выразить ответы только словами «да» или «нет» либо просто кивком головы. Если вы видите, что человек внезапно замолчал и все больше сопротивляется вашим попыткам продолжить беседу, не настаивайте на этом. Поблагодарите его и, если это необходимо, попытайтесь договориться о новой встрече.

«Сверхпокладистый»

Такие люди могут казаться приятными во всех отношениях, но время от времени они создают проблемы: вдруг соглашаются сделать что-то для вас, но в последнюю минуту находят причину для отказа. Сделайте акцент на том, что вас беспокоит не то, согласится он с вами или нет, а его непоследовательность.

Это правила поведения  и личные характеристики конфликтных людей, их стили общения. Но кроме названных, есть и другие типы, требующие специфического подхода к ним. При всем различии этих подходов к трудным в общении людям, все они построены на следующих основных принципах:

1) когда вы сталкиваетесь  с трудным в общении человеком,  следует использовать такой подход, который соответствовал бы конкретному характеру поведения;

2) осознайте, что человек  труден в общении, и определите, к какому типу людей он относится;

3) не попадите под влияние  этого человека, его точки зрения, мироощущения; сохраняйте спокойствие  и нейтралитет;

4) если вы не хотите  уклониться от общения с таким  человеком, постарайтесь поговорить с ним и выявить причины его «трудности»;

5) постарайтесь найти  способ удовлетворения его скрытых  интересов и нужд;

6) используйте совместный  подход к разрешению конфликтов, который начинает вырисовываться после отнесения поведения трудного человека к определенному типу. [1]

 

Вывод к V главе.

В этой главе подробно описаны  виды конфликтных личностей. Так  же подробно описаны их действия и  психология в споре, что может  помочь человеку в различной дискуссии  и так же определиться со стилем спора с тем или иным человеком. Благодаря такому ясному описанию можно  быть готовым ко всему, не попадаться на какие – либо уловки и знать  чего ожидать от того или иного человека, что способствует нашей уверенности в споре.

 

Глава VI. Лучшие способы разрешения конфликта

1. Приспособление:

 > наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

> предмет разногласия  связан с более сложными проблемами по сравнению с теми, которые рассматриваются сейчас, а пока необходимо упрочить взаимное доверие;

>  существует  возможность   позволить  подчиненным  действовать по  собственному усмотрению, чтобы они приобрели навыки, извлекая уроки из собственных ошибок;

> необходимо признать  собственную неправоту;

> для отстаивания своей  точки зрения требуются много времени и значительные интеллектуальные усилия;

> вас не особенно  волнует случившееся;

> вы чувствуете, что  важнее сохранить с оппонентом хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;

> вы понимаете, что  итог намного важнее для оппонента,  чем для вас.

 

2. Компромисс:

 > у сторон одинаково убедительные аргументы;

> необходимо время для  урегулирования сложных проблем;

> необходимо принять  срочное решение при дефиците  времени;

>  сотрудничество  и   директивное  утверждение   своей  точки  зрения  не  приведут  к успеху;

> обе стороны обладают  одинаковой властью и имеют  взаимоисключающие интересы;

> вас может устроить  временное решение;

> удовлетворение ваших  требований имеет для вас не очень большое значение и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;

> компромисс позволит  вам сохранить взаимоотношения с оппонентом и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем потерять все.

 

3. Сотрудничество:

 > необходимо найти общее решение, если каждый подход к проблеме важен и не допускает компромиссных вариантов;

> целями обсуждения  являются приобретение совместного опыта работы и получение широкой информации;

> необходимы интеграция  точек зрения и сближение мнений  сотрудников;

> представляется важным  усиление личностной вовлеченности в деятельность и групповая сплоченность;

> у вас тесные, длительные  и взаимозависимые отношения  с другой стороной;

> у вас есть время  поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов);

> вы и ваш оппонент  хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.

4. Пренебрежение:

 > источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с более важными задачами;

> необходимо время, чтобы  восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;

> изучение ситуации  и поиск дополнительной информации  о природе конфликта представляются  более предпочтительными, чем  немедленное принятие какого-либо  решения;

> предмет спора не  имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других более серьезных проблем;

> подчиненные могут  сами успешно урегулировать конфликт;

> напряженность слишком  велика и вы ощущаете необходимость  ослабления накала;

> вы знаете, что не  можете или даже не хотите  решить конфликт в свою пользу;

> у вас мало полномочий  для решения проблемы или для решения желательным для вас способом;

> немедленно решить  проблему опасно, поскольку открытое  обсуждение конфликта может только  ухудшить ситуацию.

 5. Соперничество:

 > требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций;

> при решении глобальных  проблем, связанных с эффективностью  деятельности (при уверенности руководителя  в своей правоте);

> при взаимодействии  с подчиненными, предпочитающими  авторитарный стиль;

> исход очень важен  для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

> вы обладаете достаточными полномочиями для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;

> вы чувствуете, что  у вас нет иного выбора и что вам нечего терять. Хотя в каждом отдельном случае причина конфликта совершенно конкретна, все конфликты имеют сходную основу: фактическое положение дел находится в противоречии с ожиданиями людей. Если это так, то можно наметить два стратегических пути разрешения конфликта: либо внести изменения в реальное положение дел в соответствии с ожиданиями оппонентов, либо попытаться изменить их отношение к нему. Практически надо действовать в следующей последовательности:

1. Создайте атмосферу  сотрудничества. Во время первой встречи конфликтующих сторон, а затем при каждой последующей встрече стоит провести несколько минут в неофициальной беседе. Неплохо организовать чай, совместную трапезу или другое мероприятие.

2. Стремитесь к ясности  общения. Подготовьте к переговорам необходимую информацию. С самого начала договоритесь о терминологии, чтобы исключить разное понимание одних и тех же слов.

3. Признайте наличие конфликта.  Как ни странно, это бывает  труднее всего. Человеческой натуре, к сожалению, свойственна такая  черта: мириться с нетерпимым и не признавать очевидного. Следует открыто и честно заявить о существовании конфликта. Это избавит вас от неправильных рассуждений и даст свободу переговорам.

4. Договоритесь о процедуре.  Если конфликт неизбежен и видно, что он носит затяжной  характер,  не  ведите  бесплодные  споры,  договоритесь,  где,  когда  и  как  вы  начнете совместную работу по его преодолению. Лучше всего заранее оговорить, кто будет принимать участие в обсуждении. Поскольку «дома и стены помогают», хорошо собираться либо в нейтральном месте, либо по очереди у каждой из сторон.

5. Определите границы  конфликта. Стороны должны проанализировать ситуацию: в чем состоит конфликт, что каждая сторона вкладывает в него. Выясните, что каждая из сторон не видит и не признает, выявите мотивацию, личные амбиции, обиды, которые могут заслонить реальную суть конфликта и помешать его урегулированию. Сосредоточьтесь на конкретных действиях, требованиях сторон и спорных вопросах.

6. Исследуйте возможные  варианты решения. Широко известна техника «мозговой атаки»: высказываются любые предложения, которые фиксируются независимо от того, кто их автор. Ни одно из предложений не критикуется. Цель – выработать как можно больше вариантов решения задачи. «Дикая» идея после обсуждения может оказаться плодотворной, а может наоборот оказаться настолько дикой, что объединит стороны в ее отрицании, т. е. в конечном счете, окажется полезной, поскольку поможет взаимопониманию и сближению позиций.

Информация о работе Логические и психологические аспекты спора