Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 00:06, реферат
Писать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды... Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если едут двенадцать, а возвращаются только двое – правда, которую они привезут с собой, будет действительно правдой, а не искаженными слухами, которые мы выдаем за историю. Стоит ли рисковать, чтобы найти эту правду, – об этом пусть судят сами писатели.
Обманувшись поначалу
в лейтенанте Дроздовском, лучшем тогда
курсанте, Зоя на протяжении всего романа,
открывается нам как личность нравственная,
цельная, готовая на самопожертвование,
способная объять своим сердцем боль и
страдания многих… Личность Зои познаётся
в напряжённом, словно наэлектризованном
пространстве, которое почти неизбежно
возникает в окопе с появлением женщины.
Она как бы проходит через множество испытаний,
от назойливого интереса до грубого отвержения.
Но её доброты, её терпения и участливости
достаёт на всех, она воистину сестра солдатам.
Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу
книги, её главные события, её суровую,
жестокую реальность женским началом,
лаской и нежностью.
Один из важнейших
конфликтов в романе – конфликт
между Кузнецовым и Дроздовским.
Этому конфликту отдано немало места,
он обнажается очень резко, и легко прослеживается
от начала до конца. Поначалу напряжённость,
уходящая ещё в предысторию романа; несогласуемость
характеров, манер, темпераментов, даже
стиля речи: мягкому, раздумчивому Кузнецову,
кажется, трудно выносить отрывистую,
командную, непререкаемую речь Дроздовского.
Долгие часы сражения, бессмысленная гибель
Сергуненкова, смертельное ранение Зои,
в котором отчасти повинен Дроздовский,
– всё это образует пропасть между двумя
молодыми офицерами, нравственную несовместимость
их существований.
В финале пропасть
эта обозначается ещё резче: четверо
уцелевших артиллеристов
Крайне важно,
что все связи Кузнецова с
людьми, и прежде всего с подчинёнными
ему людьми, истинны, содержательны
и обладают замечательной способностью
развития. Они на редкость не служебны
– в отличие от подчёркнуто служебных
отношений, которые так строго и упрямо
ставит между собой и людьми Дроздовский.
Во время боя Кузнецов сражается рядом
с солдатами, здесь он проявляет своё хладнокровие,
отвагу, живой ум. Но он ещё и духовно взрослеет
в этом бою, становится справедливее, ближе,
добрее к тем людям, с которыми свела его
война.
Отдельного повествования
заслуживают отношения
Наибольшей высоты
этическая, философская мысль романа,
а также его эмоциональная
напряжённость достигает в
Разделённые несоразмерностью обязанностей, лейтенант Кузнецов и командующий армией генерал Бессонов движутся к одной цели – не только военной, но и духовной. Ничего не подозревая о мыслях друг друга, они думают об одном и в одном направлении ищут истину. Оба они требовательно спрашивают себя о цели жизни и о соответствии ей своих поступков и устремлений. Их разделяет возраст и роднит, как отца с сыном, а то и как брата с братом, любовь к Родине и принадлежность к народу и к человечеству в высшем смысле этих слов.
Информация о работе Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны