Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 00:06, реферат
Писать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды... Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если едут двенадцать, а возвращаются только двое – правда, которую они привезут с собой, будет действительно правдой, а не искаженными слухами, которые мы выдаем за историю. Стоит ли рисковать, чтобы найти эту правду, – об этом пусть судят сами писатели.
"Жизнь и
судьба"
Писатель сумел
отразить в этом произведении героизм
людей на войне, борьбу с преступлениями
фашистов, а также полную правду
о происходивших тогда событиях
внутри страны: ссылке в сталинские
лагеря, арестах и всем связанным
с этим. В судьбах основных героев
произведения Василий Гроссман запечатлевает
неизбежные во время войны страдания,
утраты, смерти. Трагические события этой
эпохи рождают в человеке внутренние противоречия,
нарушают его гармонию с внешним миром.
Это видно на примере судеб героев романа
"Жизнь и судьба" – Крымова, Штрума,
Новикова, Грекова, Евгении Николаевны
Шапошниковой.
Народные страдания
в Отечественной войне в "Жизни
и судьбе" Гроссмана более мучительные
и глубокие, чем в предшествующей советской
литературе. Автор романа приводит нас
к мысли, что героизм победы, завоеванной
вопреки сталинскому произволу, более
весом. Гроссман показывает не только
факты и события сталинского времени:
лагеря, аресты, репрессии. Главное в сталинской
теме Гроссмана – это влияние этой эпохи
на души людей, на их нравственность. Мы
видим, как храбрецы превращаются в трусов,
добрые люди – в жестоких, а честные и
стойкие – в малодушных. Мы уже даже не
удивляемся, что самых близких людей порой
пронизывает недоверие (Евгения Николаевна
заподозрила в доносе на нее Новикова,
Крымов – Женю).
Конфликт человека
и государства передается в размышлениях
героев о коллективизации, о судьбе
"спецпереселенцев", он ощущается
в картине колымского лагеря, в
раздумьях автора и героев о тридцать
седьмом годе. Правдивый рассказ
Василия Гроссмана о скрывавшихся прежде
трагических страницах нашей истории
дает нам возможность увидеть события
войны более полно. Мы замечаем, что колымский
лагерь и ход войны, как в самой реальности,
так и в романе связаны между собой. И именно
Гроссман был первым, кто показал это.
Писатель был убежден, что "часть правды
– это не правда".
Герои романа по-разному
относятся к проблеме жизни и
судьбы, свободы и необходимости.
Поэтому у них и разное отношение
к ответственности за свои поступки.
Например, штурмбанфюрер Кальтлуфт,
палач у печей, убивший пятьсот девяносто
тысяч человек, пытается оправдать себя
приказом свыше, властью фюрера, судьбой
("судьба толкала... на путь палача").
Но дальше автор говорит: "Судьба ведет
человека, но человек идет потому, что
хочет, и он волен, не хотеть". Проводя
параллель между Сталиным и Гитлером,
фашистским концлагерем и лагерем на Колыме,
Василий Гроссман говорит, что признаки
любой диктатуры одинаковы. И ее влияние
на личность человека разрушающее. Показав
слабость человека, неумение противостоять
силе тоталитарного государства, Василий
Гроссман вместе с тем создает образы
поистине свободных людей. Значимость
победы в Великой Отечественной войне,
завоеванной вопреки диктатуре Сталина,
более весома. Эта победа стала возможной
именно благодаря внутренней свободе
человека, способного, сопротивляться
всему, что бы ни уготовила ему судьба.
Сам писатель сполна изведал трагическую сложность конфликта человека и государства в сталинскую эпоху. Поэтому он знает цену свободы: "Только люди, не испытавшие на себе подобную силу авторитарного государства, его давления, способны удивляться тем, кто покоряется ей. Люди, познавшие на себе подобную силу, удивляются другому – способности вспыхнуть хоть на миг, хоть одному гневно сорвавшемуся слову, робкому, быстрому жесту протеста".
Юрий Бондарев
(1924 г.)
Бондарев Юрий
Васильевич (родился 15 марта 1924 г. в
Орске Оренбургской области), русский
советский писатель. В 1941 году Ю.В. Бондарев,
вместе с тысячами молодых москвичей,
участвовал в сооружении оборонительных
укреплений под Смоленском. Потом была
эвакуация, там Юрий окончил 10-й класс.
Летом 1942 года его направили на учебу во
2-е Бердичевское пехотное училище, которое
было эвакуировано в город Актюбинск.
В октябре того же года курсанты были направлены
под Сталинград. Бондарев был зачислен
командиром минометного расчета 308-го
полка 98-й стрелковой дивизии.
В боях под Котельниковским
он был контужен, получил обморожение
и легкое ранение в спину. После лечения
в госпитале служил командиром орудия
в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии.
Участвовал в форсировании Днепра и освобождении
Киева. В боях за Житомир был ранен и снова
попал в полевой госпиталь. С января 1944
года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной
Рыльско-Киевской стрелковой дивизии
в Польше и на границе с Чехословакией.
Окончил Литературный
институт им. М. Горького (1951 г.). Первый
сборник рассказов – "На большой
реке" (1953 г.). В повестях "Батальоны
просят огня" (1957 г.), "Последние залпы"
(1959 г.; одноименный фильм, 1961 г.), в романе
"Горячий снег" (1969 г.) Бондарев раскрывает
героизм советских солдат, офицеров, генералов,
психологию участников военных событий.
Роман "Тишина" (1962 г.; одноименный
фильм, 1964 г.) и его продолжение роман "Двое"
(1964 г.) рисуют послевоенную жизнь, в которой
люди, прошедшие войну, ищут своё место
и призвание. Сборник рассказов "Поздним
вечером" (1962 г.), повесть "Родственники"
(1969 г.) посвящены современной молодёжи.
Бондарев – один из соавторов сценария
фильма "Освобождение" (1970 г.). В книгах
литературных статей "Поиск истины"
(1976 г.), "Взгляд в биографию" (1977 г.),
"Хранители ценностей" (1978 г.), также
в произведениях Бондарева последних
лет "Искушение", "Бермудский треугольник"
талант прозаика открылся новыми гранями.
В 2004 году писатель издал новый роман под
названием "Без милосердия".
Награжден двумя
орденами Ленина, орденами Октябрьской
Революции, Трудового Красного Знамени,
Отечественной войны I степени, "Знак
Почета", двумя медалями "За отвагу",
медалями "За оборону Сталинграда",
"За победу над Германией", орденом
"Большая Звезда Дружбы народов"
(Германия), "Почетным орденом" (Приднестровье),
золотой медалью А.А. Фадеева, многими
наградами иностранных
"Горячий снег"
События романа
"Горячий снег" разворачиваются
под Сталинградом, южнее блокированной
советскими войсками 6-й армии генерала
Паулюса, в холодном декабре 1942 года,
когда одна из наших армий выдерживала
в приволжской степи удар танковых
дивизий фельдмаршала Манштейна, который
стремился пробить коридор к армии Паулюса
и вывести ее из окружения. От успеха или
неуспеха этой операции в значительной
степени зависел исход битвы на Волге
и может даже сроки окончания самой войны.
Время действия романа ограничено всего
несколькими днями, в течение которых
герои Юрия Бондарева самоотверженно
обороняют крошечный пятачок земли от
немецких танков.
В "Горячем
снеге" время стиснуто даже плотнее,
чем в повести "Батальоны просят
огня". "Горячий снег" – это
недолгий марш выгрузившейся из эшелонов
армии генерала Бессонова и бой,
так много решивший в судьбе страны;
это стылые морозные зори, два дня
и две нескончаемые декабрьские
ночи. Не знающий передышек и лирических
отступлений, будто у автора от постоянного
напряжения перехвачено дыхание, роман
"Горячий снег" отличается прямотой,
непосредственной связью сюжета с подлинными
событиями Великой
В романе батарея
Дроздовского поглощает едва ли не всё
читательское внимание, действие сосредоточено
по преимуществу вокруг небольшого числа
персонажей. Кузнецов, Уханов, Рубин и
их товарищи – частица великой армии,
они – народ, народ в той мере в какой типизированная
личность героя выражает духовные, нравственные
черты народа.
В "Горячем
снеге" образ вставшего на войну
народа возникает перед нами в
ещё небывалой до того у Юрия Бондарева
полноте выражения, в богатстве
и разнообразии характеров, а вместе
с тем и в целостности. Этот
образ не исчерпывается ни фигурами молодых
лейтенантов – командиров артиллерийских
взводов, ни колоритными фигурами тех,
кого традиционно принято считать лицами
из народа, – вроде немного трусливого
Чибисова, спокойного и опытного наводчика
Евстигнеева или прямолинейного и грубого
ездового Рубина; ни старшими офицерами,
такими, как командир дивизии полковник
Деев или командующий армией генерал Бессонов.
Только совокупно понятые и принятые эмоционально
как нечто единое, при всей разнице чинов
и званий, они составляют образ сражающегося
народа. Сила и новизна романа заключается
в том, что единство это достигнуто как
бы само собой, запечатлено без особых
усилий автора – живой, движущейся жизнью.
Образ народа, как итог всей книги, быть
может более всего питает эпическое, романное
начало повествования.
Для Юрия Бондарева
характерна устремлённость к трагедии,
природа которой близка событиям
самой войны. Казалось бы, ничто так
не отвечает этой устремленности художника,
как тягчайшее для страны время
начала войны, лета 1941 года. Но книги
писателя – о другом времени, когда
уже почти несомненен разгром
фашистов и победа русской армии.
Гибель героев
накануне победы, преступная неизбежность
смерти заключает в себе высокую
трагедийность и вызывает протест
против жестокости войны и развязавших
её сил. Умирают герои "Горячего снега"
– санинструктор батареи Зоя
Елагина, застенчивый еэдовой Сергуненков,
член Военного совета Веснин, гибнет Касымов
и многие другие... И во всех этих смертях
виновата война. Пусть в гибели Сергуненкова
повинно и бездушие лейтенанта Дроздовского,
пусть и вина за смерть Зои ложится отчасти
на него, но как ни велика вина Дроздовского,
они прежде всего – жертвы войны.
В романе выражено
понимание смерти – как нарушение
высшей справедливости и гармонии.
Вспомним, как смотрит Кузнецов на убитого
Касымова: "сейчас под головой Касымова
лежал снарядный ящик, и юношеское, безусое
лицо его, недавно живое, смуглое, ставшее
мертвенно-белым, истончённым жуткой красотой
смерти, удивлённо смотрело влажно-вишнёвыми
полуоткрытыми глазами на свою грудь,
на разорванную в клочья, иссечённую телогрейку,
точно и после смерти не постиг, как же
это убило его и почему он так и не смог
встать к прицелу. В этом невидящем прищуре
Касымова было тихое любопытство к не
прожитой своей жизни на этой земле и одновременно
спокойная тайна смерти, в которую его
опрокинула раскалённая боль осколков,
когда он пытался подняться к прицелу".
Ещё острее ощущает
Кузнецов необратимость потери ездового
Сергуненкова. Ведь здесь раскрыт сам
механизм его гибели. Кузнецов оказался
бессильным свидетелем того, как Дроздовский
послал на верную смерть Сергуненкова,
и он, Кузнецов, уже знает, что навсегда
проклянет себя за то, что видел, присутствовал,
а изменить ничего не сумел.
В "Горячем
снеге", при всей напряжённости
событий, всё человеческое в людях,
их характеры открываются не отдельно
от войны, а взаимосвязано с нею,
под её огнём, когда, кажется, и головы
не поднять. Обычно хроника сражений
может быть пересказана отдельно
от индивидуальности его участников,
– бой в "Горячем снеге" нельзя
пересказать иначе, чем через
судьбу и характеры людей.
Существенно и
весомо прошлое персонажей романа.
У иных оно почти безоблачно, у
других так сложно и драматично,
что былая драма не остаётся позади,
отодвинутая войной, а сопровождает
человека и в сражении юго-западнее
Сталинграда. События прошлого определили
военную судьбу Уханова: одарённый,
полный энергии офицер, которому бы
и командовать батареей, но он только сержант.
Крутой, мятежный характер Уханова определяет
и его движение внутри романа. Прошлые
беды Чибисова, едва не сломившие его (он
провёл несколько месяцев в немецком плену),
отозвались в нём страхом и многое определяют
в его поведении. Так или иначе, в романе
проскальзывает прошлое и Зои Елагиной,
и Касымова, и Сергуненкова, и нелюдимого
Рубина, чью отвагу и верность солдатскому
долгу мы сумеем оценить только к концу
романа.
Особенно важно
в романе прошлое генерала Бессонова.
Мысль о сыне, попавшем в немецкий
плен, затрудняет его позицию и
в Ставке, и на фронте. А когда
фашистская листовка, сообщающая о
том, что сын Бессонова попал
в плен, попадает в контрразведку
фронта в руки подполковника Осина,
кажется, что возникла угроза и службе
Бессонова.
Весь этот ретроспективный
материал входит в роман так естественно,
что читатель не ощущает его отдельности.
Прошлое не требует для себя отдельного
пространства, отдельных глав –
оно слилось с настоящим, открыло
его глубины и живую
Точно так же
поступает Юрий Бондарев и с портретами
персонажей: внешний облик и характеры
его героев показаны в развитии и
только к концу романа или со смертью
героя автор создаёт полный его
портрет. Как неожиданен в этом свете
портрет всегда подтянутого и собранного
Дроздовского на самой последней странице
– с расслабленной, разбито-вялой походкой
и непривычно согнутыми плечами.
Такое изображение
требует от автора особой зоркости
и непосредственности в восприятии
персонажей, ощущения их реальными, живыми
людьми, в которых всегда остаётся
возможность тайны или
Наверное, самое
загадочное из мира человеческих отношений
в романе - это возникающая между
Кузнецовым и Зоей любовь. Война, её
жестокость и кровь, её сроки, опрокидывающие
привычные представления о времени, –
именно она способствовала столь стремительному
развитию этой любви. Ведь это чувство
складывалось в те короткие сроки марша
и сражения, когда нет времени для размышлений
и анализа своих чувств. И начинается всё
это с тихой, непонятной ревности Кузнецова
к отношениям между Зоей и Дроздовским.
А вскоре – так мало времени проходит
– Кузнецов уже горько оплакивает погибшую
Зою, и именно из этих строчек взято название
романа, когда Кузнецов вытирал мокрое
от слёз лицо, "снег на рукаве ватника
был горячим от его слёз".
Информация о работе Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны