Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 00:06, реферат

Описание работы

Писать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды... Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если едут двенадцать, а возвращаются только двое – правда, которую они привезут с собой, будет действительно правдой, а не искаженными слухами, которые мы выдаем за историю. Стоит ли рисковать, чтобы найти эту правду, – об этом пусть судят сами писатели.

Работа содержит 1 файл

Культоролигия-хуелогия!.docx

— 50.74 Кб (Скачать)
 
 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВИРСИТЕТ

им. В.П. Горячкина 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине : Культурология.

На тему : «Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Писать правду о войне очень опасно и очень  опасно доискиваться правды... Когда  человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если едут двенадцать, а возвращаются только двое – правда, которую они  привезут с собой, будет действительно  правдой, а не искаженными слухами, которые мы выдаем за историю. Стоит  ли рисковать, чтобы найти эту  правду, – об этом пусть судят  сами писатели. 

Эрнест Хемингуэй

 По данным  энциклопедии "Великая Отечественная  война", в действующей армии  служило свыше тысячи писателей,  из восьмисот членов московской  писательской организации в первые дни войны на фронт ушло двести пятьдесят. Четыреста семьдесят один писатель с войны не вернулся – это большие потери. Они объясняются тем, что писателям, большинство которых стали фронтовыми журналистами, случалось порой заниматься не только своими прямыми корреспондентскими обязанностями, а брать в руки оружие – так складывалась обстановка (впрочем, пули и осколки не щадили и тех, кто в такие ситуации не попадал). Многие же просто оказались в строю – воевали в армейских частях, в ополчении, в партизанах!  

В военной прозе  можно выделить два периода: 1)проза  военных лет: рассказы, очерки, повести, написанные непосредственно во время  военных действий, вернее, в короткие промежутки между наступлениями  и отступлениями; 2)послевоенная проза, в которой происходило осмысление многих больных вопросов, как, например, за что русскому народу выпали на долю такие тяжкие испытания? Почему в первые дни и месяцы войны русские оказались в столь беспомощном и унизительном положении? Кто виноват во всех страданиях? И другие вопросы, которые возникали при более пристальном внимании к документам и воспоминаниям очевидцев в уже отдаленном времени. Но все же это условное деление, потому что литературный процесс – это явление порой противоречивое и парадоксальное, и осмысление темы войны в послевоенное время было сложнее, чем в период военных действий. 

Война явилась  величайшим испытанием и проверкой  всех сил народа, и эту проверку он выдержал с честью. Война была серьезнейшим испытанием и для советской  литературы. В годы Великой Отечественной  войны литература, обогащенная традициями советской литературы предшествующих периодов, не только сразу откликнулась на происходящие события, но и стала  действенным оружием в борьбе с врагом. Отмечая напряженную, поистине героическую творческую работу писателей  во время войны, М. Шолохов говорил: "Была у них одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало угаснуть в сердцах советских людей жгучей ненависти к врагам и любви к Родине". Тема Великой Отечественной войны и сейчас остается предельно современной.  

Великая Отечественная  война отражена в русской литературе глубоко и всесторонне, во всех своих  проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое  начало войны, отдельные битвы, героизм  и предательство, величие и драматизм  Победы. Авторы военной прозы, как  правило, фронтовики, в своих произведениях  они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков  главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть  походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические  человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или  смерть. Писатели-фронтовики – это  целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих  произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую  ношу.  

Опираясь на героические традиции русской и  советской литературы, проза времен Великой Отечественной войны  достигла больших творческих вершин. Для прозы военных лет характерно усиление романтических и лирических элементов, широкое использование  художниками декламационных и песенных интонаций, ораторских оборотов, обращение  к таким поэтическим средствам, как аллегория, символ, метафора. 

Одной из первых книг о войне была повесть В.П. Некрасова "В окопах Сталинграда", опубликованная сразу же после войны  в журнале "Знамя" в 1946 г., а в 1947 году была написана повесть "Звезда" Э.Г. Казакевичем. Одним из первых А.П. Платонов написал драматическую  историю возвращения фронтовика домой в рассказе "Возвращение", который был опубликован в "Новом  мире" уже в 1946 году. Герой рассказа Иванов Алексей не торопится домой, он обрел среди однополчан вторую семью, он отвык от домашних, от семьи. Герои произведений Платонова "…шли теперь жить точно впервые, смутно помня  себя, какими они были три-четыре года назад, потому что они превратились совсем в других людей…". А в  семье, возле его жены и детей  появился уже другой мужчина, которого осиротила война. Трудно происходит возвращение фронтовика к другой жизни, к детям.

Самые достоверные  произведения о войне создали  писатели-фронтовики: В.К. Кондратьев, В.О. Богомолов, К.Д. Воробьев, В.П. Астафьев, Г.Я. Бакланов, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, Ю.В. Бондарев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, Э.Г. Казакевич, М.А. Шолохов. На страницах  прозаических произведений мы находим  своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой  битвы советского народа с фашизмом. Писатели-фронтовики, вопреки сложившимся  в советское время тенденциям к лакированию правды о войне, изображали суровую и трагическую  военную и послевоенную действительность. Их произведения – правдивое свидетельство  времени, когда Россия воевала и  победила.  

Большой вклад  в развитие советской военной  прозы внесли писатели так называемой "второй войны", писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 50-х – начале 60-х годов. Это такие прозаики, как Бондарев, Быков, Ананьев, Бакланов, Гончаров, Богомолов, Курочкин, Астафьев, Распутин. В творчестве писателей-фронтовиков, в их произведениях 50-60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия усиливался трагический акцент в изображении войны. Война в изображении прозаиков-фронтовиков – это не только и даже ни сколько эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжелый, кровавый, но жизненно необходимый. И именно в этом каждодневном труде и видели советского человека писатели "второй войны". 

Дистанция времени, помогая писателям-фронтовикам увидеть  картину войны гораздо яснее  и в большем объеме, когда появились  первые их произведения, была одной  из причин, обусловивших эволюцию их творческого  подхода к военной теме. Прозаики, с одной стороны, использовали свой военный опыт, а с другой –  опыт художественный, позволивший им успешно реализовать свои творческие замыслы. Можно отметить, что развитие прозы о Великой Отечественной  войне со всей очевидностью показывает, что в кругу основных ее проблем  главной, стоящей на протяжении более  чем шестидесяти лет в центре творческого поиска наших писателей, являлась и является проблема героизма. Особенно заметно это в творчестве писателей-фронтовиков, крупным планом показавших в своих произведениях  героизм наших людей, стойкость  солдат.  

Писатель-фронтовик  Борис Львович Васильев, автор  любимых всеми книг "А зори здесь тихие" (1968), "Завтра была война", "В списках не значился" (1975), "Аты-баты шли солдаты", которые были экранизированы в советское время, в интервью "Российской газете" от 20 мая 2004 г. отметил востребованность военной прозы. На военных повестях Б.Л. Васильева воспиталось целое поколение молодежи. Всем запомнились светлые образы девушек, соединивших в себе правдолюбие и стойкость (Женя из повести "А зори здесь тихие... ", Искра из повести "Завтра была война" и др.) и жертвенную преданность высокому делу и любимым (героиня повести "В списках не значился" и др.). В 1997 писатель был удостоен премии им. А.Д. Сахарова "За гражданское мужество".  

Первым произведением  о войне Е.И. Носова был рассказ "Красное вино победы" (1969 г.), в  котором герой встретил День Победы на казенной койке в госпитале  и получил, вместе со всеми страдающими  ранеными, стакан красного вина в честь  этого долгожданного праздника. "Доподлинный окопник, рядовой  боец, он не любит говорить о войне… Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. Нельзя всуе трепать святые слова. Как впрочем, нельзя и врать  о войне. А плохо писать о страданиях народа – стыдно." В повести "Хутор Белоглин" Алексей, герой повести, все потерял на войне – ни семьи у него, ни дома, ни здоровья, но, тем не менее, остался добрым и щедрым. Евгений Носов написал на рубеже веков ряд произведений, о которых Александр Исаевич Солженицын сказал, вручая ему премию своего имени: "И, донося через 40 лет всю ту же военную тему, с горькой горечью вcколыхивает Носов то, что больно и сегодня.… Этой неразделенной скорбью замыкает Носов полувековую рану Великой войны и всего, что о ней не рассказано и сегодня". Произведения: "Яблочный спас" "Памятная медаль", "Фанфары и колокола" – из этого ряда.  

В 1992 году Астафьев В.П. опубликовал роман "Прокляты и убиты". В романе "Прокляты и убиты" Виктор Петрович передает войну не в "правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанами, и боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами", а в "ее настоящем выражении – в крови, в страданиях, в смерти".  

Белорусский писатель-фронтовик  Василь Владимирович Быков считал, что военная тема "уходит из нашей  литературы потому же..., почему ушли доблесть, честь, самопожертвование... Изгнано  из обихода героическое, зачем нам еще война, где эта ущербность всего наглядней? "Неполная правда" и прямая ложь о войне на протяжении многих лет принижает смысл и значение нашей военной (или антивоенной, как иногда говорят) литературе". Изображение войны В. Быковым в повести "Болото" вызывает протест у многих российских читателей. Он показывает безжалостность советских солдат по отношению к местным жителям. Сюжет таков, судите сами: в тыл к врагу, в оккупированной Белоруссии, высадились парашютисты в поисках партизанской базы, потеряв ориентир, взяли в проводники мальчика... и убивают его из соображения безопасности и секретности задания. Не менее страшный рассказ Василя Быкова – "На болотной стежке" – это "новая правда" о войне, снова о безжалостных и жестоких партизанах, расправившихся с местной учительницей лишь только за то, что она просила их не уничтожать мост, иначе немцы уничтожат всю деревню. Учительница в деревне последний спаситель и защитник, но она была убита партизанами как предатель. Произведения белорусского писателя-фронтовика Василя Быкова вызывают не только споры, но и размышления.  

Леонид Бородин  опубликовал повесть "Ушел отряд". В военной повести изображена также другая правда о войне, о партизанах, герои которой солдаты – окруженцы первых дней войны, в немецком тылу в партизанском отряде. По-новому рассматривает автор взаимоотношения оккупированных деревень с партизанами, которых они должны кормить. Командир партизанского отряда застрелил старосту деревни, но не предателя старосту, а своего для сельчан человека, лишь за одно слово против. Эту повесть можно постановить в один ряд с произведениями Василя Быкова по изображению военного конфликта, психологического боренья плохого с хорошим, подлости и героизма.  

Не даром писатели-фронтовики сетовали, что не вся правда о войне написана. Прошло время, появилась историческая дистанция, которая позволила увидеть прошедшее и пережитое в истинном свете, пришли нужные слова, написаны другие книги о войне, которые приведут нас к духовному познанию прошлого. Сейчас трудно представить современную литературу о войне без большого количества мемуарной литературы, созданной не просто участниками войны, а выдающимися полководцами.

Александр Бек (1902-1972 гг.) 

Родился в Саратове в семье военного врача. В Саратове прошли его детские и юношеские  годы, и там он окончил реальное училище. В возрасте 16 лет А. Бек  во время гражданской войны вступил  добровольцем в Красную Армию. После  войны писал очерки и рецензии для центральных газет. Очерки и  рецензии Бека стали появляться в "Комсомольской  правде", "Известиях". С 1931 года А. Бек сотрудничал в редакциях  горьковской "Истории фабрик и  заводов". Во время Великой Отечественной  войны был военным корреспондентом. Широкую известность приобрел повестью "Волоколамское шоссе" о событиях обороны Москвы, написанной в 1943-1944 гг. В 1960-м опубликовал повести "Несколько дней" и "Резерв генерала Панфилова".  

В 1971 году роман "Новое назначение" опубликован  за границей. Автор закончил роман  в середине 1964 года и передал рукопись в редакцию "Нового мира". После  длительных мытарств по различным редакциям  и инстанциям роман так и не был опубликован на родине при  жизни автора. По свидетельству самого автора уже в октябре 1964 года он дал  читать роман друзьям и некоторым  близким знакомым. Первая публикация романа на родине была в журнале "Знамя", N 10-11, в 1986 г. В романе описывается  жизненный путь крупного советского государственного деятеля, искренне верящего в справедливость и продуктивность социалистической системы и готового служить ей верой и правдой, не смотря на любые личные трудности  и неурядицы.  

Информация о работе Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны