Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 00:06, реферат
Писать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды... Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если едут двенадцать, а возвращаются только двое – правда, которую они привезут с собой, будет действительно правдой, а не искаженными слухами, которые мы выдаем за историю. Стоит ли рисковать, чтобы найти эту правду, – об этом пусть судят сами писатели.
"Волоколамского шоссе"
Сюжет "Волоколамского
шоссе" Александра Бека: попавший после
тяжелых боев в октябре сорок
первого под Волоколамском в
окружение батальон панфиловской дивизии
прорывает вражеское кольцо и соединяется
с основными силами дивизии. Бек замыкает
повествование рамками одного батальона.
Бек документально точен (вот как он характеризовал
свой творческий метод: "Поиски героев,
действующих в жизни, длительное общение
с ними, беседы с множеством людей, терпеливый
сбор крупиц, подробностей, расчет не только
на собственную наблюдательность, но и
на зоркость собеседника... "), и в "Волоколамском
шоссе" он воссоздает подлинную историю
одного из батальонов панфиловской дивизии,
все у него соответствует тому, что было
в действительности: география и хроника
боев, персонажи.
Рассказчиком
выступает командир батальона Баурджан
Момыш-Улы. Его глазами мы видим то, что
было с его батальоном, он делится своими
мыслями и сомнениями, объясняет свои
решения и поступки. Себя же автор рекомендует
читателям лишь как внимательного слушателя
и "добросовестного и прилежного писца",
что нельзя принимать за чистую монету.
Это не более чем художественный прием,
потому что, беседуя с героем, писатель
допытывался о том, что представлялось
ему, Беку, важным, компоновал из этих рассказов
и образ самого Момыш-Улы, и образ генерала
Панфилова, "умевшего управлять, воздействовать
не криком, а умом, в прошлом рядового солдата,
сохранившего до смертного часа солдатскую
скромность" – так писал Бек в автобиографии
о втором, очень дорогом ему герое книги.
"Волоколамское
шоссе" – оригинальное
И самое главное,
из-за чего "Волоколамское шоссе"
следует числить за художественной
литературой, а не журналистикой. За
профессионально армейскими, военными
заботами – дисциплины, боевой подготовки,
тактики боя, которыми поглощен Момыш-Улы,
для автора встают проблемы нравственные,
общечеловеческие, до предела обостренные
обстоятельствами войны, постоянно ставящими
человека на грань между жизнью и смертью:
страха и мужества, самоотверженности
и эгоизма, верности и предательства. В
художественном строе повести Бека немалое
место занимает полемика с пропагандистскими
стереотипами, с батальными штампами,
полемика явная и скрытая. Явная, потому
что таков характер главного героя, –
он резок, не склонен обходить острые углы,
даже себе не прощает слабостей и ошибок,
не терпит пустословия и пышнословия.
Вот характерный эпизод:
"Подумав, он проговорил: "Не ведая страха, панфиловцы рвались в первый бой...Как, по-вашему: подходящее начало?"
– Не знаю,– нерешительно сказал я.
– Так пишут ефрейторы литературы, – жестко сказал он. – В эти дни, что вы живете здесь, я нарочно велел поводить вас по таким местечкам, где иногда лопаются две-три мины, где посвистывают пули. Я хотел, чтобы вы испытали страх. Можете не подтверждать, я и без признаний знаю, что вам пришлось подавлять страх.
Так почему
же вы и ваши товарищи по
сочинительству воображаете,
Скрытая, авторская
полемика, пронизывающая всю повесть,
более глубока и всеобъемлюща.
Направлена она против тех, кто требовал
от литературы "обслуживания" сегодняшних
"запросов" и "указаний", а
не служения правде. В архиве Бека сохранился
набросок авторского предисловия, в
котором об этом говорится недвусмысленно:
"На днях мне сказали: – Нам
не интересно, правду вы написали или
нет. Нам интересно, полезно это
или вредно...Я не спорил. Бывает, вероятно,
что и ложь полезна. Иначе зачем бы она
существовала? Я знаю, так рассуждают,
так поступают многие пишущие люди, мои
сотоварищи по цеху. Иногда мне хочется
быть таким же. Но за письменным столом,
рассказывая о нашем жестоком и прекрасном
веке, я забываю об этом намерении. За письменным
столом я вижу перед собой натуру и влюблено
срисовываю ее, – такую, какой я ее знаю".
Понятно, что Бек не стал печатать этого предисловия, оно обнажало позицию автора, в нем был вызов, который так просто не сошел бы ему с рук. Но то, о чем он говорит, стало фундаментом его работы. И в своей повести он оказался верен правде.
Александр Фадеев
(1901-1956 гг.)
Фадеев (Булыга)
Александр Александрович –
В годы Великой Отечественной войны Фадеев работал как публицист. Будучи корреспондентом газеты "Правда" и Совинформбюро, объехал ряд фронтов. 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в "Правде" корреспонденцию "Изверги-разрушители и люди-созидатели", в которой он рассказал о том, что увидел в области и г. Калинине после изгнания фашистских оккупантов. Осенью 1943 г. писатель выезжал в освобожденный от врагов г. Краснодон. Впоследствии собранный там материал лег в основу романа "Молодая гвардия".
"Молодая гвардия"
В годы Великой
Отечественной войны 1941-1945 гг. Фадеев
пишет ряд очерков, статей о героической
борьбе народа, создаёт книгу "Ленинград
в дни блокады" (1944 г.). Героические,
романтические ноты, всё более
укреплявшиеся в творчестве Фадеева,
с особой силой звучат в романе
"Молодая гвардия" (1945 г.; 2-я
редакция 1951 г.; Государственная премия
СССР, 1946 г.; одноименный фильм, 1948 г.),
в основу которого легли патриотические
дела Краснодонской подпольной комсомольской
организации "Молодая гвардия". Роман
воспевает борьбу советского народа против
немецко-фашистских захватчиков. В образах
Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Любови
Шевцовой, Ульяны Громовой, Ивана Земнухова
и др. молодогвардейцев воплотился светлый
социалистический идеал. Писатель рисует
своих героев в романтическом освещении;
в книге соединяются патетика и лиризм,
психологические зарисовки и авторские
отступления. Во 2-ю редакцию, учтя критику,
писатель включил сцены, показывающие
связи комсомольцев со старшими подпольщиками-коммунистами,
образы которых углубил, сделал рельефнее.
Развивая лучшие
традиции русской литературы, Фадеев
создал произведения, ставшие классическими
образцами литературы социалистического
реализма. Последний творческий замысел
Фадеева – роман "Черная металлургия",
посвящён современности, остался незавершённым.
Литературно-критические
В состоянии
душевной депрессии покончил жизнь
самоубийством. Много лет Фадеев
находился в руководстве
Василий Гроссман
(1905-1964 гг.)
Гроссман Василий
Семенович (настоящее имя – Гроссман Иосиф
Соломонович), прозаик, драматург, родился
29 ноября (12 декабря) в г. Бердичеве в семье
химика, что определило выбор его профессии:
он поступил на физико-математический
факультет Московского университета и
окончив его в 1929 году. До 1932 г. работал
в Донбассе инженером-химиком, затем стал
активно сотрудничать в журнале "Литературный
Донбасс": в 1934 г. появилась его первая
повесть "Глюкауф" (из жизни советских
шахтеров), потом рассказ "В городе Бердичеве".
М. Горький обратил внимание на молодого
автора, поддержал его, напечатав "Глюкауф"
в новой редакции в альманахе "Год XVII"
(1934 г.). Гроссман переезжает в Москву, становится
профессиональным писателем.
Перед войной был опубликован первый роман писателя "Степан Кольчугин" (1937-1940 гг.). Во время Отечественной войны был корреспондентом газеты "Красная звезда", пройдя вместе с армией путь до Берлина, опубликовал серию очерков о борьбе народа с фашистскими захватчиками. В 1942 г. в "Красной звезде" была напечатана повесть "Народ бессмертен" – одно из самых удачных произведений о событиях войны. Пьеса "Если верить пифагорейцам", написанная до войны и опубликованная в 1946 г., вызвала резкую критику. В 1952 г. начинает печатать роман "За правое дело", который тоже был подвергнут критике, поскольку не отвечал официальной точке зрения на войну. Гроссману пришлось переработать книгу. Продолжение – роман "Жизнь и судьба" был конфискован в 1961. К счастью, книга сохранилась и в 1975 г. попала на Запад. В 1980 г. роман увидел свет. Параллельно Гроссман с 1955 г. пишет другой – "Все течет", тоже конфискованный в 1961 г., но вариант, завершенный в 1963 г., через самиздат в 1970 г. был опубликован во Франкфурте-на-Майне. В. Гроссман умер в 14 сентября 1964 г. в Москве.
"Народ бессмертен"
Василий Гроссман
начал писать повесть "Народ бессмертен"
весной 1942 г., когда немецкая армия была
отогнана от Москвы и обстановка на фронте
стабилизировалась. Можно было попытаться
привести в какой-то порядок, осмыслить
обжигавший души горький опыт первых месяцев
войны, выявить то, что было подлинной
основой нашего сопротивления и внушало
надежды на победу над сильным и умелым
врагом, найти для этого органичную образную
структуру.
Сюжет повести
воспроизводит весьма распространенную
фронтовую ситуацию той поры –
попавшие в окружение наши части,
в жестоком бою, неся тяжелые потери,
прорывают вражеское кольцо. Но этот
локальный эпизод рассматривается
автором с оглядкой на толстовскую
"Войну и мир", раздвигается,
расширяется, повесть приобретает
черты "мини-эпоса". Действие переносится
из штаба фронта в старинный город,
на который обрушилась вражеская
авиация, с переднего края, с поля
боя – в захваченное фашистами
село, с фронтовой дороги – в
расположение немецких войск. Повесть
густо населена: наши бойцы и командиры
– и те, что оказались крепки духом, для
кого обрушившиеся испытания стали школой
"великой закаляющей и умудряющей тяжелой
ответственности", и казенные оптимисты,
всегда кричавшие "ура", но сломленные
поражениями; немецкие офицеры и солдаты,
упоенные силой своей армии и одержанными
победами; горожане и украинские колхозники
– и патриотически настроенные, и готовые
стать прислужниками захватчиков. Все
это продиктовано "мыслью народной",
которая для Толстого в "Войне и мире"
была самой важной, и в повести "Народ
бессмертен" она выдвинута на первый
план.
"Пусть не
будет слова величавей и
Символично и единоборство – "словно возродились древние времена поединков" – Игнатьева с немецким танкистом, "огромным, плечистым", "прошедшим по Бельгии, Франции, топтавшим землю Белграда и Афин", "чью грудь сам Гитлер украсил "железным крестом". Оно напоминает описанную позднее Твардовским схватку Теркина с "сытым, бритым, береженным, дармовым добром кормленным" немцем: Как на древнем поле боя, Вместо тысяч бьются двое, Грудь на грудь, что щит на щит, – Словно схватка все решит. "Семен Игнатьев, – пишет Гроссман,– сразу стал знаменит в роте. Все знали этого веселого, неутомимого человека. Он был изумительным работником: всякий инструмент в его руках словно играл, веселился. И обладал он удивительным свойством работать так легко, радушно, что человеку, хоть минуту поглядевшему на него, хотелось самому взяться за топор, пилу, лопату, чтобы так же легко и хорошо делать рабочее дело, как делал Семен Игнатьев. Был у него хороший голос, и знал он много старинных песен... " Как много общего у Игнатьева с Теркиным. Даже гитара Игнатьева несет ту же функцию, что гармонь Теркина. И родство этих героев говорит о том, что Гроссману открылись черты современного русского народного характера.
Информация о работе Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны