Лекции по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:29, курс лекций

Описание работы

1. Роль культуры в жизни человека и общества.
2. Культура как предмет научного исследования.
3. специфика культурологии как учебной дисциплины.
4. Представление о культуре античности, Средн,Возрож.
5. Становление теории культуры в эпоху Нов. времени.

Работа содержит 1 файл

Kulturologia.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Система ценностей  эпохи Просвещения.

ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение XVIII - сер. XIX вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) - Дж. Локк, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют "веком Просвещения") - Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро; в Германии - Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США - Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России - Н. И. Новиков, А. Н. Радищев).

Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний. ПРОСВЕЩЕНИЕ, широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17-18 вв., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle des lumieres). Кантовское определение Просвещения как "мужества пользоваться своим собственным умом" говорит о принципиальной установке Просвещения на наделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей - просвещенных граждан.Основные идеи и принципы Просвещения. При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия. Просвещение во Франции. Национальные школы Просвещения имели свои особенности. Философия французского Просвещения отличается своей радикальной социальной и антиклерикальной направленностью. Для нее характерна блестящая литературная форма, в ряде случаев дающая литературные и публицистические шедевры (Дидро, Вольтер, Руссо). При все своем остром интересе к социальной и исторической проблематике французские просветители не создают общей философии истории, растворяя специфику исторического в природе с ее властью случайности и в произволе человеческой воли. Цвет французского Просвещения объединило издания "Энциклопедии" (1751-1780), возглавленное Дидро и Д'Аламбером. "Энциклопедия" стала своего рода эмблематически деянием просветителей, поскольку объединяла в себе функции пропаганды науки, воспитания граждан, воспевание созидательного труда, объединения авторов в "партию" просветителей, эффективного практического предприятия и "полезной" эстетики, воплощенной в великолепных гравюрах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Культура XIX века.

Исторические события

Наполеоновские войны. Образование в Европе двух крупных  национальных государств: Германии и Италии. Англия почти до конца века остается мировым лидером, но в конце века ее начинают теснить Германия, Франция, США.

Продолжался процесс  колонизации. Крупнейшими колониальными  государствами стали Англия, и  Испания. В начале 19 века началась освободительная борьба.

Характерные черты:

  1. происходит научно-промышленная революция. В 19 веке появились пароходы и подводные лодки, был создан автомобиль, это эра воздухоплавания; были открыты электричество и радио, изобретен телефон и телеграф, фонограф и граммофон; возникли фотография и кино.
  2. Это век разочарования в реальности идеалов Великой французской революции,. Декаданс - общее наименование кризисных явлений конца XIX - начала ХХ века. В основе этих тенденций лежал процесс
    • опережения темпов технического освоения мира от темпов осознания результатов этих процессов;
    • Выход на историческую арену огромных масс людей;
    • Наступление эпохи массовой культуры.
  3. секуляризация жизни, критический анализ религиозных идей и учений.
  4. сциентизм, т.е. веру в неограниченные возможности науки. Превращения науки не только в самостоятельное культурное явление, но главное в производительную силу общества, в фактор культурного развития.
  5. расцвет философии -- немецкая классическая философия. В противовес философии Маркса и Гегеля сформировалось несколько новых учений, в том числе позитивизм (Огюст Конт) и философия жизни, (Ницше).

В сер 19 века возникает  новый вид искусства - фотография (от греч. "свет" и "писание"). Фотография-синтез физики и химии.  В 19 веке возникает периодическая печать в полном смысле, ибо именно в это время она становится неотъемлемой характеристикой эпохи.

В моде 19 века господствуют действительно великие модные салоны. Французская мода заметно преобладает. Популярными видами развлечения  становятся оперетты и варьете. Особо популярным развлечением становится спорт (велосипедный, теннис, санки и лыжи.

 Художественное своеобразие культуры 19 века составляли три главных стиля - классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм.

Наиболее ярко романтизм раскрылся в музыке, хотя достаточно отчетливо он проявился в литературе и музыке (Шуман, Шуберт, Лист, Берлиоз, Брамс, Вагнер).

В живописи романтизм  наиболее ярко проявился во Франции (Жерико, Делакруа), в Германии (Рунге, Корнелиус), Характерен приоритет колорита над рисунком.

Главными представителями  романтизма в литературе считают  Гофмана, Байрона, Гюго, Э.По.

импрессионизм и символизм. Представителями импрессионизма в  живописи являются Клод Моне, Огюст  Ренуар, Эдгар Дега, среди скульпторов-Роден. Постимпрессионистами принято считать Поля Сезанна, Поля Гогена и Винсента Ван Гога.

19 век интересен появлением  самостоятельного классического  балета как особого вида искусства.  Ведущим стилем архитектуры н. 19 века был классицизм, но под  влиянием идей романтизма в середине века возникает интерес к готике, итальянскому Ренессансу, барокко, а самое интересно, что появляются сооружения, которые соединяли в себе черты разных стилей. Такое смешание получило право называться самостоятельным стилем-"эклектическим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Культура XX века.

Постмодернизм - культурная ситуация, связанная с пересмотром  философских основ всей предшествующей жизни человечества и проявившаяся во всех областях культуры.

Постмодернизм как культурная ситуация начинает обозначаться во второй половине ХХ века. Для характеристики состояния западноевропейского общества и культуры конца ХХ века иногда употребляют термин необарокко. Такой подход указывает на некоторое родство культурных ситуаций конца XVI - середины XVIII веков (периода барокко) с периодом постмодернизма. Для этой культурной ситуации оказываются характерными следующие черты:

-стремление к условности  и символизму;

-театральность и карнавальность;

-раздробленность социальных структур  на разнообразные субкультуры;

-плюралистичность – равноправность  идей.

Мировоззренческой базой постмодернизма стало разочарование (мир нельзя изменить, человека нельзя изменить) в  идеологии Нового времени, сформулированной гуманистами Возрождения и просветителями XVIII века и воплотившейся в культурном проекте модернизма.

Постмодернизм создает свои альтернативы в культуре:

-человек - такое же существо, как и все, населяющие мир,  а не "венец творения";

-мир изменить человек не может; 

-мир неустойчив, непостоянен, относителен; 

-истина плюралистична.

Новым определяющим началом культурного  развития стало признание философами факта опосредованности отношений  человека с миром всей предшествующей культурой. Эта опосредованность создает  главные предпосылки рождения новых  постнеклассических основ теоретического осмысления новой культурной ситуации и мироощущения человека в ХХI веке, закрепляющие и утверждающие необходимость коренного преобразования теоретической эстетики.

Понятия постмодернизма:

-симулякр - псевдовещь, создающая  иллюзию чего-то

-ризома - многонаправленное развитие  без цели 

-деконструкция - нарушение привычного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Становление  и развитие русской культуры

На характер рус. культуры большой влияние оказали особенности  природы России. Суровый климат русской равнины, лес, реки, степи, бескрайние просторы - все это формировали основы отечественной культуры (мировоззрение народа, характер его расселения, связи с др. землями, тип хоз. деятельности, отношения к труду, организацию соц. жизни, фольклорные образы, народн. философию) .

Ключевский: природа приучила русского чел. к чрезмерному напряженному кратковременному труду. Поэтому ни один народ не мог так напряженно трудиться. Борьба с природой требовала  от рус. людей совместных усилий. Поэтому  устойчивыми понятиями стали: наваливаться всем миром и аврал. Природа вызывала у чел. восхищение - фактическое отношение. Фатализм рус. чел. сочетался с стихийно-реалистич. отношением к жизни.

Не рационализм, а интуитивизм  доминировал в сознании рус. чел. У рус. чел. больше восточной, византийской иррациональности, чем западной рациональности. Эмоции преобладают над разумом, страсти над интересами. У рус. людей преобладало наглядно образное и действительное мышление. Природа оказывала большое влияние и на характер русского искусства. Об этом пишет Д.С. Лихачев в работе "Заметки о русском". Издавна русская кул-ра считала волю и простор главным эстетическими и этическими ценностями.

Большое влияние на характер русской культуры оказал экономический  фактор. Исторически сложилось так, что на протяжении веков основной хозяйственной единицей в России была община - с коллективным пользование землей и внутренним самоуправлением. Общинная организация хозяйства оказала влияние на формирование ценностей русской культуры: приоритет коллективного начала над личным, отзывчивость на чужую беду, взаимопомощь, милосердие и сострадание, гостеприимство.

На своеобразие русской  культуры оказали влияние особенности  политико-правого развития России. В первые века существования славяно-русского гос-ва успешно развивали демократические  формы правления (вече) . В отличие  от запада, где кул-ра впитала правовые нормы, разработанные еще в Древнем Риме, на Руси всегда существовал приоритет морали над правом. К тому же судебные нормы (Русская правда) были более гуманны. Недооценка правовых норм, их незнание определяли на всем протяжении истории России низкую правовую культуру.

На своеобразие русской  культуры большое влияние оказал геополитический фактор: промежуточное  положение России между цивилизациями  запада и востока. Проблема цивилизации  принадлежности России, ее отношение  к западу и востоку стало предметом  теоретического расследования в 19в.

Чаадаев признавал своеобразие  цив-ного развития России, но видел  его в том, что мы никогда не развивались вместе с др. народами, не принадлежали ни к одному из семейств чел. рода, ни к западу, ни к востоку.

Западники связывали будущее России с ее развитием в русле европейских традиций.

Славянофилы связывали  будущее России с развитием самобытной, самодостаточной русской культурой.

Данилевский наиболее перспективным  считал славянский тип культуры, наиболее полно выраженный в русской кул-ре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. «Массовая  культура» как феномен совр. общества

Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных  развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания исследования социальных функций культуры (и в том числе массовой) были разработаны в последние годы Э. Орловой. В соответствии с ее концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура. Подобный подход к феномену массовой культуры представляется весьма эвристичным. В данной работе поставлена цель углубленного размышления о социально-функциональных характеристиках массовой культуры в русле этой концепции и соотнесения ее с концепцией социальных субкультур. Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в человеческих коллективах и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии и символики социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей культуры того или иного исторического сообщества со временем стали называть социальными субкультурами. В принципе число таких субкультур может быть соотнесено с числом имеющихся в сообществе специализированных областей деятельности (специальностей, профессий), но задачи данной статьи не требуют столь мелкого структурирования культуры. Достаточно выделить лишь несколько основных социально-классовых (сословных) субкультур, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).

Информация о работе Лекции по "Культурологии"