Лекции по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:29, курс лекций

Описание работы

1. Роль культуры в жизни человека и общества.
2. Культура как предмет научного исследования.
3. специфика культурологии как учебной дисциплины.
4. Представление о культуре античности, Средн,Возрож.
5. Становление теории культуры в эпоху Нов. времени.

Работа содержит 1 файл

Kulturologia.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

Между тем  даже поклонники разума прогресса не могли не видеть их противоречия. Первым предупреждением против упования на безграничную мощь разума послужил кантовский вывод о том, что познание мира самого по себе в его конечных, сущностных моментах невозможно. Оставалось, правда, утешение, что моральный (практический) разум стоит выше теоретического рассудка, что он способен вывести человека на путь добра и красоты.

Противоречие между  различными духовными способностями  человека, открытое Кантом, обернулось напряжением между познавательным и ценностным отношением человека к  миру. Оказалось, что культурное состояние  тоже не идиллично. Культура может наносить человеку раны. Разум не всегда является спутником прогресса.

Шиллер настаивал на том, что истинная культура находится  в эстетической реальности: только в сфере красоты, прекрасной видимости, являемой произведением искусства, происходит примирение разума и чувств, свободы и необходимости, труда и игры, которое само по себе может быть образцом жизни без диссонансов. Критика просветительского рассудка, начавшаяся повсеместно в начале XIX в., знаменует собой переход к следующей культурно-исторической эпохе — Романтизму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Осмысление  понятия «культура» в XX веке

Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого  интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Духовная и материальная культура XX в. — это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого — запечатлеть мгновение жизни.

На рубеже XIX—XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически  всех этнических региональных типов  и от этого становясь еще более разнообразной. В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX — XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература — декадентские. Главное свойство и особенность декаданса — растерянность перед резко изменявшимся миром. Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих противоречий. В 1909 г. появляется футуризм, позже возникает новое общество экспрессионистов «Синий всадник». В 1915 г. в Париже заявляют о себе фовисты —«дикие», в этом же году в Дрездене появляется «Мост» - группа объединившихся художников-экспрессионистов. Тремя годами позже «Моста» формируется кубизм. Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм.

В своих крайних проявлениях  и в искусстве, и в литературе, и в театре модернизм отрекается от осмысленности и визуальной оригинальности образов, от гармонии, естественности. Модернизм в широком смысле подразумевает все разнообразие нереалистических направлений в художественной культуре, то модернизм в узком смысле представляет собой художественную систему, обладающую определенным единством, цельностью, общностью художественных приемов.

Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал и продолжал развиваться реализм. На рубеже столетий он претерпел многоаспектные изменения, по-разному себя проявляя, но ярче всего- как неореализм, особенно в кинематографе. Декадентская литература рубежа веков представлена и символизмом. Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Развитие теории культуры  в России

Основной проблемой  в русской культурологической мысли  становится выяснение соотношения  культур Востока и Запада. Со временем возникло два основных направления в русской культурологии, называемые славянофилами и западниками.

Западники утверждали, что  Россия будет развиваться только при условии приобщения к более  прогрессивной западной культуре. Они относили русскую культуру к европейскому типу, но считали ее несколько своеобразной, так как она развивалась в рамках православно-христианской традиции. К западникам можно отнести Огарева и Герцена, Белинского.

Славянофилы, наоборот, утверждали, что у России свой самостоятельный путь развития, отличающийся своеобразием. Взгляды славянофилов сложились в русле критики идей Чаадаева. В числе славянофилов были братья Аксаковы,  А.Хомяков, И.С. Тургенев. Славянофилы развивали свои идеи на основе взглядов Шиллера. Вторая волна славянофильства связана с деятельностью Достоевского, А.Толстого.

  • Русская культура по утверждению Хомякова основана на трех принципах:

  • Самодержавие (царь наместник  бога на Земле, объединяющий усилия церкви и власти в служении народу);

    Православие (патриарх учитель царя);

    Народность соборность, братство.

    Алексей Степанович Хомяков  критически относился к некоторым  характеристикам русской культуры, но был ярым защитником православия. Поэтому его концепция строилась  на критике Запада как оплота католицизма. Православие видится более "чистой верой", мало запятнанной кровопролитием и насилием. Православие еще не полностью реализовала себя в русской культуре и обладает огромным потенциалом на пути ее совершенствования.

    Ф.М. Достоевский пришел к выводу, что Россия может спастись только путем религиозного возрождения и внутреннего преображения русского человека. Он разработал теорию почвеничества. Ее суть заключалась в стремлении примирить крайности славянофильства и западничества, объединить народ и интеллигенцию, доказать, что русскую самобытность следует искать только на национальной почве. Почвенники претендовали на создание "органического" русского самовыражения в художественном творчестве и, отмечая отрыв образованной части общества от народной почвы, призывали к духовному единению классов и сословий. Концепция Достоевского изложена в знаменитой речи по случаю открытия памятнику Пушкину, где отмечается, что русский народ обладает особым даром "всемирной отзывчивости", особой соборностью к "всечеловеческому единению". Надо уважать другие народы, но сохранять при этом собственную самобытность.

    Классифицируя культуры по способу их взаимодействия с природой, Гумилев выделяет два типа:

    1. приспособление к природным условиям;
    2. изменение природных условий.

    Рассматривая второй тип, Гумилев утверждает, что радикальное  изменение природных условий  возможно лишь однажды за все время существования культуры. Вторичное изменение обязательно приведет к смене культурного типа, т.к. основное назначение культуры - консервация представлений опр. народа о его взаимоотношениях с природой. Культура представляет собой достаточно жесткую замкнутую систему, неспособную к самостоятельному, развитию, т.к. она лежит за пределами природного саморазвития и является делом человеческих рук. Поэтому культура может либо сохраняться, либо разрушаться.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    9. Генезис понятия «культура». Определение понятия.

    Культура как способ и содержание жизни людей на основе воспроизводства и потребления необходимых благ возникла с отделением человека от природной среды, завершением его социального формирования и образованием общества.

    Само слово "культура" получило достаточно  устойчивое  употребление  и широкое распространение  лишь в XVIII веке.  Однако  появилось  это  слово  в римской античности, где оно на латыни означало прежде всего  "агрокультуру", то   есть   возделывание,   обработку,   "культивирование"    земли.    Этот первоначальный  смысл  в  дальнейшем  постепенно  уступает  место   другому, связанному с личными достоинствами  и  совершенством  человека,  и  в  XVIII веке, вошедшем в историю под именем эпохи Просвещения, понятие  культуры  по сути ограничивается  одной  лишь  духовной  культурой.  Главными  становятся просвещенность, образованность и воспитанность человека. Решающую  роль  при этом приобретает знание,  хотя  и  тогда  уже  было  ясно,  что  образование является необходимым, но  не  достаточным  условием  для  того,  чтобы  быть культурным.

    В самом широком  смысле под культурой нередко  понимаются все достижение человечества, все созданное человеком. Культура тогда предстает как  "вторая природа", «сотворенная самим человеком, образующая  собственно  человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно  подразделяют на материальную и духовную.  Такое  деление  восходит  к  Цицерону,  который первым отметил, что  наряду  с  культурой,  означающей  возделывание  земли, есть. также культура, означающая "возделывание души".

    Материальная  культура  охватывает  прежде  всего  сферу  материального производства  и  его  продукты  -  технику,  технологию,  средства  связи  и коммуникации, производственные здания  и  сооружения,  дороги  и  транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т. д.  Духовная  культура  включает  в  себя сферу духовного производства и его результаты - религию, философию,  мораль, искусство, науку и т. д. Внутри духовной культуры часто специально  выделяют художественную культуру, включающую  произведения  искусства  и  литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве  основы  интеллектуальной, научно-технической культуры.

          Между материальной и духовной  культурой  имеется  глубокое  единство, поскольку обе они являются результатом человеческой деятельности, у  истоков которой в конечном  счете  находится  духовное  начало  -  идеи,  проекты  и замыслы человека, которые он воплощает в материальную форму.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    10. Сущность  культуры. Культура и деятельность.

    Культура представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия. Категория "культура" обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты).

    Культуру можно представить  в единстве трех ее неразрывно связанных  аспектов: способов социокультурной  деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности.

    Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, научную, нравственную, правовую, технико-промышленную, коммуникативную, экологическую сферы и т.д. Эти виды деятельности присущи всем культурам во все времена. Однако формы и способы социокультурной деятельности неодинаковы в различных культурах и культурных эпохах (технический уровень культур древних цивилизаций, античности, средневековья, современности; виды транспорта, способы обработки металла, технология изготовления одежды и т.д.).

    В ходе совершенствования  способов деятельности идет становление, функционирование и развитие человеческой личности. Причем личность одновременно выступает, во-первых, объектом культурного воздействия, то есть усваивает культуру в процессе своей деятельности; во-вторых, субъектом культурного творчества, так как в той или иной форме включена в процесс созидания культуры; и в-третьих, личность является носителем и выразителем культурных ценностей, поскольку ее жизнедеятельность развертывается в определенной культурной среде.

    Материальные и духовные результаты социокультурной деятельности выступают не только как определенные достижения (ценности), но и как негативные последствия этой деятельности (экологические катастрофы, геноцид, военные бедствия и т.п.). История культуры — это история не только приобретений, но и потерь. В культуре представлены как прогрессивные, так и реакционные явления.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    11. Аксиологический  подход к понятию культура. Культура  и антикультура.

    Культура является творением  человека. Человек создаёт, 'выращивает' культуру, но, вместе с тем, культура создаёт человека, она выделяет его  из природного мира, создавая особую реальность человеческого бытия, искусственную реальность. Культура не навязывает определённую точку зрения, но создаёт лишь пространство для человеческого творчества, где сам человек-творец создаёт своё мнение. Культура лишена агрессии и насилия, через культуру человек творит мир, культура созидательна по своей природе.

    Лишить человека культуры - равно лишению его свободы. Свобода, приведшая к уничтожению культуры, в конечном итоге, лишает человека этой свободы. Уничтожение культуры лишает человека его индивидуальности. На смену культуре приходит антикультура. Антикультура даёт человеку мнимую свободу и, в отличие от культуры реальной, культуры положительной, которая исходит от человека и рождается в обществе, антикультура навязывается обществу через систему пропаганды с целью трансформировать общественное мышление и жизнь. Разрушая культуру и нравственность, диктатор меняет систему ценностей, строит новую антинравственность, новую антикультуру, тем самым ему удаётся повлиять на образ мышления человека.

    Антикультура, в отличие  от позитивной культуры, культуры создающей, может быть агрессивна и деструктивна и всегда служит интересам отдельной  группы людей, либо государственным  интересам. Антикультура убивает человечность культуры, антикультура убивает прекрасное. Человек антикультуры проецирует свои фантазии и страхи не в особую искусственную реальность, а лишаясь ее - общается с наличной, действительной реальностью. Он не способен творить, но способен разрушить. Культурность - это человечность, она субъективна, в том смысле, что во главу ставит индивида, человека-творца. Антикультура абстрактна и античеловечна, склонна к объективации, замещении индивидуального общественным. Антикультура стирает уникальные особенности, унифицирует и создаёт нечто обобщённое и усреднённое, 'просеивая' и отбирая лишь то, что служит идеям государства.

    Информация о работе Лекции по "Культурологии"