Лекции по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:29, курс лекций

Описание работы

1. Роль культуры в жизни человека и общества.
2. Культура как предмет научного исследования.
3. специфика культурологии как учебной дисциплины.
4. Представление о культуре античности, Средн,Возрож.
5. Становление теории культуры в эпоху Нов. времени.

Работа содержит 1 файл

Kulturologia.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

8. Регионально-территориальный.  История подтверждает, что облик  и судьба той или иной культуры  находятся в прямой зависимости от географических и климатических условий среды. Типы культуры

1)Конкретно-исторический  тип. Каждая историческая эпоха дает нам набор наиболее существенных, общих духовных ценностей. В культурологии выделяются  след.исторические типы европейской культуры: природно-символический (древнейшие формы культуры), антропокосмонический (античность), христианско-религиозный (Средневековье), универсально-гармонический (Возрождение), протестантско-реформистский (Реформация), рационально-нормативный (абсолютизм), критико-просветительский (Просвещение), романтически-утопический (романтизм), индивидуально-прагматический (вторая половина XIX в.), тоталитарно-бюрократический и демократически-технотронный, гуманистический (XX в.).

2) Природно-символический  тип. Это ранние формы культуры. Культурные ценности приобретают  материальное воплощение в   природных явлениях.

3)Антропокосмогонический тип. Единство природного, космического и человеческого начал в эпоху античности. В основе античной культуры лежала культура Древней Греции, которая предопределила многие важные культурологические представления более позднего времени.

4)Протестантско-реформистский тип. Культура, отразившая протестантской религии. Протестантизм возник как оппозиция консервативности и деспотизму католицизма. Он был направлен против роскоши и жесткого контроля католической церкви за внутренней духовой жизнью человека. Протестантизм сделал церковные традиции более демократичными, поставил индивидуальную веру личности выше формальной и ритуальной стороны религиозности, заложил основы свободомыслия и правовых основ в государственности.

5)Рационально-нормативный  тип. Культура эпохи абсолютизма, которая была преимущественно   рациональной и нормативной идеология   страны, за подавление сепаратизма. Королевская власть способствовала развитию буржуазных отношений. Мануфактура представляла собой тесную кооперацию работников, выполняющих каждый свои конкретные функции в расчлененном процессе производства

6)Индивидуально-прагматический  тип. Культура в эпохи зрелых  буржуазных, когда доминирующими  стали прагматические интересы  личности с возникновением института  частей собственности. Внимание к личной инициативе, предприимчивости и целеустремленности в приумножении материальных благ.

7)Демократически-технотронный  тип. Культура современных высокоразвитых  цивилизаций, для которой характерна  повышенное влияние техники. Влияние  это разнородно. С одной стороны, оно позитивное и демократическое, с другой стороны — негативное.

8) Тоталитарно-бюрократический  тип. Это официальная культура, которая подчиняется диктату господствующей идеологии. Самостоятельное органичное развитие культуры вытесняется административно-бюрократической формой ее организации. Личностное начало, индивидуальность, полностью нивелируются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. материальная  духовная худ. культура

Мир культуры подразделяется на две составляющие: материальную и духовную и определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, явившихся результатом человеческой деятельности.

Материальная культура включает физические объекты, созданные  человеческими руками (их называют артефактами.Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Духовную культуру образуют: правила, образцы, эталоны, и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, символы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже (как и в материальной культуре) результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением.

Понятие духовной культуры: содержит все области духовного  производства (искусство, философию, науку  и др.); показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (властные структуры управления, правовые и моральные нормы, стили лидерства). Древние греки сформулировали классическую триаду духовной культуры человечества: истина, добро, красота. Соответственно были выделены 3 важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности: теоретизм (с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни); этизм (подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления); эстетизм (достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально -чувственное переживание).

Результаты материальной культуры (мосты, храмы) существуют очень  долго, а церемонии или обряды -только то время, пока их соблюдают. Любой  объект нематериальной культуры нуждается  в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствий - через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука - это ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участием материального посредника - галстука, который является артифактом.

Отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой вертикальное сечение культуры, пронизывая всю ее систему- Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

Сущность художественной культуры заключается в том, что  человек, называемый художником, благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует "какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме, будь то стихотворение, романс или танец.

Все, что создано профессионалами  и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами и достойно сохранится в веках как имеющее наивысшую ценность для общества, составляет искусство. Искусство -часть художественной культуры. Характер материала задает вид искусства. Звук дает нам музыку. Слово дает сразу два вида искусства: устное слово — ораторское мастерство, письменное — литературу. И так далее.

Какую бы область художественной культуры мы ни взяли — теоретическую или практическую, фундаментальную или прикладную, — но всякая деятельность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство. Дизайн, фигурное катание или художественная гимнастика — виды практической деятельности. Благодаря мастерству исполнителей мы по праву называем их видами прикладного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. предельные  характеристики культуры

У культуры есть две предельных характеристики:

1. Культура универсельна, существует там, где и когда  существует человек.

2. Локально-историческое  проявление культуры.В каждой  локально-исторической культуре  существовала культура феноменальная  (через которую познаётся сущность. Явление сущности локально.

Культурологический подход выделяет следующие основные характеристики культуры.

1. Культура - содержательное  наполнение совместной жизни  людей.

2. Культура - ненаследуемая  биологически информация, это мир  искусственно созданных людьми  явлений.

3. Культура включает в себя предметный мир, мир вещей - то, что, как правило, называется материальной культурой.

4. Культура содержит  образцы человеческих отношений:  способы восприятия, чувствования, мышления, поведения, выраженные  в символической форме.

5. В рамках культуры формируются технологии: социального взаимодействия, материальных объектов, порождения и трансляции символов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Культурно-исторические  феномены

Формирование гуманитарного  подхода в науке и развитие философии истории за последние 50 лет привело к повороту от «социальной истории» к «культурной истории», что в свою очередь потребовало новых подходов и традиционным культурам. Если раньше мировая история воспринималась как однолинейный эволюционный процесс, то новый «цивилизационный» подход предложил понимание исторического процесса как процесса существования различных культурно-исторических систем. Скорость пересмотра формационного подхода вызвала на какое-то время теоретический вакуум в области цивилизационных исследований, потребовалось время, прежде чем сформировались развитые концепции структуры цивилизации, ее динамики. До сегодняшнего дня сохраняется лакуна в разработке места традиционной культуры в цивилизационных процессах.

В исследовании приведены примеры архаичных традиционных культур, разбираются институты преемственности, обеспечивающих наследование ценностно-смысловых структур.

В культурологии уже  разрабатывались частные вопросы  бытия культуры: литература, язык, общественные связи. Узкие теоретические исследования культуры не ставят на  повестку дня вопросы универсальной культурной динамики, чему, напротив, будет посвящена эта работа. Между тем изучение локальных историко-культурных процессов способствует пониманию мировых цивилизационных процессов. Очевидна необходимость сосредоточения на наименее изученном в историко-культурном плане материале – целостном осмыслении бытия традиционной культуры, ее ценностно-смысловой преемственности. В этой связи особую актуальность в  теоретическом аспекте приобретают следующие моменты:

1) установление культурных  констант, определяющих функционирование  традиционного общества;

2) локализация ценностно-смыслового  поля традиционной культуры;

3) модификация традиционной  культуры во времени и пространстве;

4) протекание процессов аккультурации в традиционном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Познание, язык, культура

Языком культуры в  широком смысле этого понятия  называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям  вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).  
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл.  
Самая серьезная проблема коммуникации заключена в переводе смыслов с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество семантических и грамматических особенностей. В культурологии эта проблема эффективности культурного диалога как на «вертикали», т. е. между культурами разных эпох, так и по «горизонтали», т. е. диалога разных культур, существующих одновременно, между собой, осмысливается как проблема понимания. Термин «понимание» используется в двух смыслах как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, в чувствование. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение детерминированы стереотипами — идеологическими, национальными, сословными, половыми, сформированными у человека с детства. Понимание апперцептивно, т. е. новая информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему знания, уже имеющегося, на этой основе происходит отбор, обогащение и классификация материала.

Познание языков является процессом окультуривания человека. Из эпохи в эпоху речь, язык и  письменность преобретает все новые формы, осмысляется по новому, что то уходит, а что то приходит…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Роль культуры  в процессе антропосоциогинеза. Социализация и инкультурация.

Антропосоциогенез –  это переход от биологической  формы движения материи к социально  организованной, его содержание –  возникновение и становление  социальных закономерностей, перестройка и смена движущих сил развития, определявших направление эволюции. Эта сложная общетеоретическая проблема нуждается для своего решения в синтезе достижений различных наук. Центральный вопрос антропосоциогенеза – проблема движущих сил и закономерностей. Так как движущие силы эволюции не фиксируются, изучать их можно только в действии, то есть в данный момент на основе экстраполяции. Общая картина антропогенеза реконструируется на основе неполных и в географическом (огромные просторы Азии и Африки остаются неисследованными) и в хронологическом отношении данных, пробелы в которых восполняются более или менее вероятными гипотезами. Дефект информации проистекает из единичности находок в каждом из местонахождений. Индивидуумы очень сильно отличаются друг от друга, и, только опираясь на данные о многих индивидуумах, можно получить групповой портрет локальной группы.

     Новейшие палеоантропологические данные свидетельствуют о многонаправленности и неравномерности процесса гоминизации, в ходе которого отдельные элементы гоминидного комплекса прослеживаются уже у наиболее древних ископаемых, а формирование более поздних вариантов консолидации сапиентных признаков могло происходить длительное время параллельно на разных территориях. В современных интерпретациях палеантропологических материалов морфологический критерий остается пока основным, но с дальнейшим прогрессом биохимических и генетических исследований роль генотипического принципа будет возрастать в таксономии гоминид.

      Роль культуры в процессе антропосоциогинеза. Социализация и инкультурация.

социальзация- процесс  вхождения человека в человеческое сообщество, есть 3 стадии: идентификация, индивидуализация, и последняя персонализация. На стадии персонализации возникает  проблема личности. 2 типа поведения человека: конформист( я как все) и он поступает на основе собственного выбора) если человек конформист, то его личное начало проявлено слабо или совсем не проявлено

Информация о работе Лекции по "Культурологии"