Лекции по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:29, курс лекций

Описание работы

1. Роль культуры в жизни человека и общества.
2. Культура как предмет научного исследования.
3. специфика культурологии как учебной дисциплины.
4. Представление о культуре античности, Средн,Возрож.
5. Становление теории культуры в эпоху Нов. времени.

Работа содержит 1 файл

Kulturologia.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

Индуизм существует в виде отдельных направлений, школ и сект, учение которых может варьировать. Главным и общим признаком индуизма является признание религиозного авторитета священных Вед и вера в божественный характер сословно-кастовой системы.

Буддизм - первая из мировых религий, возникшая в древней Индии. Основа его учения -- жизнь есть страдание. В основе системы буддизма лежат следующие принципы:

  • все в мире взаимосвязано;
  • все в мире непостоянно и изменчиво;
  • необходимо избегать крайностей и стремиться к умеренности;
  • "восьмеричный путь" (путь достижения нирваны).

Ключевое понятие буддизма -- нирвана (задувать, тушить) - иное состояние  бытия, где не рождения или смерти, высшее состояние духовности, свободное  от низменных привязанностей. Нирвана-это  реализация всеобщего равенства людей.

Китай

Национальными символами  Китая является Дракон - символ реки и воздушной стихии, императорской  власти и власти, чай, а так же Великая китайская стена - единственный памятник архитектуры в мире, видимый  из космоса.

Общая характеристика культуры развивается несколько позднее египетской и месопотамской, но в отличие от них проявляет стойкую традицию и непрерывность в развитии. густо населенность

Религиозные системы

На культурную жизнь  Китая сильное влияние оказывали  три направления — даосизм, конфуцианство, буддизм.

Конфуций разработал концепцию идеального человека не по происхождению, а благодаря воспитанию.

В центре даосизма - учение о великом Дао (путь), господствующем везде и во всем. Познать Дао, следовать  ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни.

Во II-III вв. в Китай проникает  буддизм. На основе синтеза буддизма, с традиционной китайской мыслью возникло в Китае одно из наиболее интеллектуально насыщенных течений  мировой религиозной мысли - чань-буддизм (японский дзэн).

Во главе государства  стоял правитель (ван).

Синтез поэзии и живописи -- поэзия "гор и вод".

Синтез поэзии и философии. Известно и такое течение в  китайской поэзии, которое получило название "Ясные беседы", для  которых было характерно стремление к беседам ни о чем, презрение к ритуалам и законам. Их девизом было: "Сидеть в забытьи и дать волю душе".

 

 

 

 

 

 

 

27. Культура  Древней Греции и Рима

Греция не образовывала единого государства, оставаясь культурно-этнической и политической целостностью. В полисах осуществлялась античная рабовладельческая демократия. Самый крупный полис - Спарта, а Афина имела всего 2,5 тыс кв м. Первоначально власть царя была наследственной. Позднее эта должность стала выборной и поменяла название: царь превратился в выборного правителя - архонта. Греки создали институт свободного человека. Для того, чтобы быть свободным надо не только не быть рабом, но еще и быть в согласии с обществом и самим собой. Аристотель называет человека существом общественным и политическим, значит полисным. Полисный человек - муж-воин, муж-совета, т.е. воин и государственный деятель. Появляется гражданское занятие, особое место в котором принадлежит досугу. К ним относятся театр, философские размышления и деятельность философских школ, посещение палестры и гимнасии, участие в пирах.

Греческие религиозные  верования представлены мифологией и имеют специфические отличия:

-Обожествление природы; 

-Отсутствие влиятельного духовенства; 

-Антропоморфность;

-политеистичность.

Наиболее почитаемы  были олимпийцы:

-Зевс-бог неба, погоды, молнии и грозы, ограды, домашнего  очага, самый могущественный и  самый добрый из богов. 

-Аполлон-бог гармонии и света,  изобрел музыку и поэзию.

-Гермес-проводник путешественников  и душ в преисподнюю, бог торговцев и купцов и защитник от воров.

-Дионис -бог виноделия и театра.

  • Культурные достижения

    1. философское мышление.
    2. демократия.
    3. научные знания (Пифагор), геометрия Эвклида, Архимед заложил основы механики и пр.
    4. системы воспитания Афин и Спарты.
    5. гражданская свобода и гражданский долг.
    6. искусство как проявление совершенства и идеала.

     Древний Рим

  • Общая характеристика культуры

  • Многое римской культурой  было заимствовано у этрусков и у  греков

    Черты римской культуры:

    1. сила, а не утонченность,
    2. мощь, а не быстрота,
    3. массивность, а не красота,
    4. утилитарность, а не гармония в обыденной жизни,
    5. факт, а не воображение доминируют в искусстве;
    6. беспощадно реалистичный портрет в живописи,
    7. величественная скульптура характерны для нее.

    "Сила, облеченная в величие", - вот римский идеал, который блокировал развитие логики и математики.

    Рим - культура имперская. Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей - мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Во главе империи стоял император. Все население римских владений делилось на две категории: граждане и иноземцы.

    Социальный характер религии -- связь религии с правом, с политической борьбой. Она направлена на прагматические задачи.

    Все божества политеистической религиозной системы римлян условно делились духов, защитников дома (нумины) и духов почитаемых как охранителей основ государственности. Именно последним приносили особо значимые жертвоприношения в виде животных. Пантеон общегосударственный строился по греческому принципу.

    Христианство - как государственная  религия Римской империи (принцип  равенства, любви и мира) 

    В Древнем Риме театр был частью увеселительных мероприятий. Один из наиболее знаменитых деятелей театра Ливий Андроник, первым бросивший сатуры с их правильным ритмом и размеренностью и связал всё действие единым сюжетом В Риме родилась комедия и сатира.

     

     

     

     

     

     

    28. Средневековый  идеал христианской цивилизации.

           В  основе средневековой культуры лежат традиции Западной Римской империи.  Ее  материальную  основу составляли феодальные отношения. Важнейшим достижением  этой  культуры  стол поворот к осмыслению проблемы личностного становления  человека. Время раскалывается, рождается новая система летоисчисления.  Из множества мифов формируется единое христианское учение, которое  основано на вере в Иисуса Христа. Рождается Новый Завет. Ценится в это время человек духовного восприятия. Крест продолжает идею древа жизни. Центром  мира  становится человек. Дух выпрямляет человека. Возникает идея ответственности.  Человек  и его жизнь - высшая ценность. Человек пользуется молитвой для общения с богом. Это его вера в защиту.  Возникает идея жизненного пути, как пути избавления от греха. Формируется  идея  несовершенства и несовершенства человека. Ценности: совесть и вера.

    В античности понятие "Культура" вбирает в себя самого человека в  том виде, каким он должен быть в  представлении сограждан, и деяния, возвышающие его до уровня богов. Тайны его бытия - это тайна  творчества, тайна создания того, что  до человека не существовало в мире. 
    Средневековье попыталось разрешить эту тайну, отдав в ведение бога первопричину созидания, возделывание как души и тела, так и всего мира вещей. И если для античного человека идеал был досягаем на земле, то для средневекового - он становится таковым только вне земного бытия. Культура для него - совершенство, которого можно достигнуть, только следуя заветам религии и религиозной морали.

    Интегративным началом  средневековой культурности было божественное совершенство, к которому должен стремиться каждый на протяжении своей земной жизни, и которое проявляется не столько в разуме и знании, сколько в вере. Она не оставляет места сомнениям, и только она может приобщить любого человека к божественной благодати.

    Таким образом, для средневековья Культура - процесс преодоления духовности и утверждения божественности, а этот процесс бесконечен. Средневековый идеал Культуры вечно недостижим, ибо человек вечно грешен. Значит и Культура есть вечное стремление к Абсолюту, к идеалу, есть бесконечное "возвышение", восхождение. До Культуры надо "возвыситься", и главная функция религии - поднять человека, возвысить его до божественного начала.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    29. Гуманистический  идеал эпохи Возрождения

    Характерные черты культуры:

    1. Антропоцентризм проявлен в идеях гуманизма
    2. Ренессансный тип личности отличается титанизмом (он совершает за свою жизнь столько, что не под силу многим) и универсальностью (реализует свои способности в самых разнообразных областях). Меняется само представление о человеке: он теперь не "сосуд греха", а "венец творенья".
    3. Двойственность ценностей: интерес к античности и проявленность средневековой духовности человека;
    4. преодоление культурного разрыва между низовой и высокой культурными пластами.
    5. Преобладание стремления к новациям на материале устойчивых традиций;
    6. Секуляризация культуры, четкое осознание проблем жизни.

    ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской  культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой  наступление Нового времени. Возрождение  самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны "божественной Природы". Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, "чувство прекрасного") постоянно пересекаются. Гуманизм. Задача воспитания "нового человека" осознается как главная задача эпохи. Греческое слово ("воспитание") является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение "гуманизм"). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и "добродетель", и "доблесть" - благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Возник невиданный интерес к чел личности, различным сторон её жизни. По новому реш проблема чел и БОГ. Вместо принципа провиденциализма утвержд принцип чел активности. Неотриц сущ Бога гуманисты пытаются приблиз к нему чел. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

    Гуманизм - это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека, его ценность как  личности. Идею гуманизма выразил  Монтень в словах: "Каждый человек  несет в себе частицу человечества". Гуманисты не представлены каким-либо сословием. Основные идеи гуманистов:

    1. признание человека гармоническим единством телесного и духовного начал;
    2. ценность личности определяется через результаты его деятельности
    3. радостное мировосприятие,
    4. идею о равной важности каждого индивидуального существования.
    5. Пафос элитарности и презрение к "толпе" и "черни",

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    30. Культура  Нового времени

     

    Кризис К. - это традиц тема в рамках исслед-й фолософоф  и культ-в. Проблематика кризиса К. была порождена изм-м в жизниевроп общ-ва этого периода. Эк нестабил, мировые война и рев-и, фашизм и геноцид, упадок традиц цен-й, утрата веры в науку, в рац-е постижение мира; всё это проявл кризисного состояния Западного общ-ва конца XIX-XXвв. Собственное видение проблемы кризиса К. предлож А. Швейцер. В своих работах ''Упадок и возрождение культуры'' он анализир причины кризиса соврем К. Главная причина кризиса К. в том, что в развитии К. было нарушено равновесие: матер сторона стала развив интенсив, чем дух. Этому способ успехи науки и прктики. Ш. Анализир проблему противореч культ разв. Он обращ внимание на то, что создание машины и мировой торговли привело в конеч счёте к мировой войне. Тех достиж были обращены на уничтож людей и мира. Среди факторов, препят развит К. Ш. Наз ограничение свободы. Ш., анализ причины кризиса, счит, что его ещё можно останов. Для этого необх выработка нового мировоззрения: оно должно быть оптимистич и эстетич. Тема подавления личности стереотипами массового сознания, как одна из главных причин кризиса К., станов традиц в философии и К. XXв. Под массой Ортега понимает массу людей без особых достоинств, тех, кто не веделяет себя из общ-ва, кто мыслит и чувствует как все. Под элитой - высшую, интеллектуальную, нравственную, творческую часть общ-ва, тех, кто предъявл к себе повыш требования. Элита призвана выполн общенац задачи, быть лидером, вести массы по намеченному пути. В XXв историч ситуация измен, произошло восст масс, под кот Ортега понимает не революц выступл народа, а установившееся господство среднего чел. Массы, претендуя на управление общ-ом, не имея никаких оснований.

    Информация о работе Лекции по "Культурологии"