Культурология,русский язык и культура речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:19, контрольная работа

Описание работы

С появлением и развитием человечества процесс эволюции заметно видоизменился. На ранних стадиях цивилизации вырубка и выжигание лесов для земледелия, выпас скота, промысел и охота на диких животных, войны опустошали целые регионы, приводили к разрушению растительных сообществ, истреблению отдельных видов животных.

Содержание

1 Проблемы всемирной цивилизации ………...…………………...3

2 «Золотой» и «Серебряный» век русской культуры …………….7

3 Культура речи. Речевой этикет ……………………………….….19

4 Новые тенденции в практике русского делового письма .……..26

5 Основы ораторского искусства ……………………….………....32

6 Примеры предложений ………………………………………......34

7 Вариант 1 (четный номер)………………………..........................35

8 Список используемой литературы…………………………...…..36

Работа содержит 1 файл

реферат по русскому КУЛЬТУРОЛОГИЯ, РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

     В деловых письмах кроме вводных  слов часто употребляются причастные и деепричастные обороты, которые  также вносят смысловые оттенки.(в  данном случае не встречаются)

     Распространенны в языке служебных документов так называемые расщепленные сказуемые. Например, обороты должна была закончить, возьмутся выполнить, хотели воспользоваться… Они требуют строгого соблюдения норм сочетаемости глаголов с существительными, называющими те или иные конкретные явления.

      В официальных текстах широко распространены и конструкции с последовательным подчинением однотипных падежных форм (нанизывание падежей, обычно форм родительного падежа). Например: Благодарим Вас за запрос от 20.01.2002. Мы рады, что Вам понравилась наша новая линия товаров и с удовольствием высылаем подробную информацию об комплексе оборудования по производству круп и муки.

     В целом употребление подобных конструкций  в деловой речи не является ошибкой. Но в некоторых случаях предложение  их следует упрощать.

 

      5. Основы ораторского искусства 
 

     Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях:

  1. человек, произносящий речь, выступающий публично;
  2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

     Оратор  – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим  красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос.  Но таких людей очень мало. В связи с этим можно вспомнить статью «Хорошая новость», написанную А. П. Чеховым в 1893 году «В московском университете преподаётся студентам декламация, т. е. искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим, поговорить и послушать, но ораторское  искусство у нас в совершенном загоне. В земских и дворянских собраниях, учёных заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ – десять, потому, что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект… В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы проповедник  новой религии не был в тоже время и увлекательным оратором. Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в тоже время и лучшими ораторами. «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, искусство говорить считалось обязательным. Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить, не только учёно, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным»

    1. Ораторская речь и её роль в обществе.

   Ораторской  речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеет своей целью изменить поведение аудитории, её взгляды, убеждения, настроения. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых разных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения, побудить покупать его определённые товары. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в обществе привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой.

   Ораторская  речь бывает развлекательной, информационной, воодушевляющей, убеждающей, призывающей  к действию.

   Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто услышишь на банкете, или в ином месте, где люди встречаются, чтобы приятно провести время.

    Информационная  речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующим требованиям:

  1. В ней не должно быть ничего спорного;
  2. Она должна вызывать пытливость;
  3. Она должна удовлетворять запросы слушателя;
  4. Сообщение должно быть актуально.

    Воодушевляющая  речь – Агитационные речи в общем  можно разбить на 3 группы: речи с  целью воодушевить; речи с целью  убедить; речи с целью вызвать  активную реакцию. На деле эти три  подвида нередко перекрывают  друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы.

    Убеждающая  речь – убедить – значит логическими  доводами доказать или опровергнуть какое либо положение. Это чисто  логическая задача. Такая речь стремиться определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию.

    Призывающая к действию речь – слушателя призвали к новому, к продолжению или  прекращению прежнего. Призыв к действию бывает прямым и косвенным. Действие может наступить, когда  нибудь или  немедленно. Но имеется в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих.

    Красноречие тоже имеет своё деление на роды и бывает:

  1. Социально политическое красноречие (политическая речь, митинговая речь, агитационная речь)
  2. Академическое красноречие (лекции, научный доклад, научное сообщение)
  3. Судебное красноречие (обвинительная речь, защитительная речь, речь обвиняемого в свою защиту)
  4. Социально бытовое красноречие (похвальная речь, застольная речь, поминальная речь)
  5. Богословско-церковное красноречие (проповедь, речь на соборе).
  6.  
    1. Подобрать и записать примеры предложений  
1 Тире  между подлежащим и сказуемым. Курить  – здоровью вредить.
2 Знаки препинания в предложениях с однородными  членами. Я видел его голову, спутанные волосы, оборванный хлястик  шинели (Первенцев); Говорил Жухрай ярко, чётко, понятно, простым языком.
3 Знаки препинания в предложениях с обособленными  членами. Тополи, покрытые росой, наполняли  воздух нежным ароматом.
4 Знаки препинания в предложениях в предложениях с  уточняющими, пояснительными, присоединительными членами предложения. У неё было такое чувство, как будто она жила в этих краях давным-давно, сто лет.
5 Знаки препинания в  сложных  предложениях. Крепость  наша стояла на высоком  месте], и [вид был  с вала прекрасный]: [с  одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом], {который тянулся до самого хребта гор); [кое-где на ней дымились аулы], [ходили табуны]; [с другой бежала мелкая речка], и [к ней примыкал чистый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности], (которые соединялись с главной цепью Кавказа.
6 Знаки препинания в предложениях с прямой речью. "Я  сегодня загляну  к тебе", - сказал  Алексей.
 

 

7. Вариант 1 (четный номер)
Употребление  Ъ и Ь  разделительных знаков Употребление  Ь для обозначения  граммат. Форм
Безъядерная зона

Вбивать клинья

Взъерошенные  волосы

Въездные визы

Вылечить конъюнктивит

Вышел из простонародья

Вьет гнездо

Интервью чемпиона

Места в бельэтаже

Навьюченная  поклажа

Бор дремуч

Встаньте пораньше

Выйти на пенсию

Достаньте багаж

Игра не стоит  свеч

Исправьте ошибки

Лучше отдыхать

Обжечь кирпич

Овощная база

Оденьте ребенка

Буква Ы и И после  приставки
Разыскать друга

Небезызвестный  персонаж

Подыграть противнику

Предыстория войны

Межинститутский турнир

Правописание  безударных гласных в корне (проверяемых и непроверяемых).

Записать  справа проверочное  слово

Правописание  звонких, глухих и  непроизносимых согласных  в корне 

Записать  справа проверочное  слово

Закалить (что-либо)

Потрясающий успех

Дать обещание

Заколоть (что-либо)

Объединять усилие

Посвящать в  студенты

Очарование осени

Вопиющий произвол

Покорять (кого-либо)

Бичевать недостатки

Честный труженик

Доблестный труд

Полновластный хозяин

Густые ресницы

Шествовать по площади

Шествовать над  школой

Мои ровесники

Женитьба Фигаро

Свадьба в Малиновке

Веселая косьба

Правописание  чередующихся гласных  в корне слова  Двойные согласные
Излагать  содержание

Точки соприкосновения

Преклоняться  перед святынями

Дым расстилается

Блистательный союз

Загорелое лицо

Склониться над  чертежом

Милый возраст

Озаренный луною

Обмокнуть кисть  в воду

Жужжание веретена

Дрожание голоса

Дребезжащая телега

Сожженное письмо

Тихонько визжать

Иззябнуть напрочь

Рассчитать до мелочей

Кристаллический

Бесстыдный смех

Воззвание к  людям

Правописание  приставок Правописание приставок
сборная команда

Чрезвычайный  съезд

Бесследно сгинуть

здешний житель

Восстановить  здоровье

Распахнуть окно

Внезапно исчезнуть

Вскормить молоком

Пересдать экзамен

Подтащить к  дому

Прекратить  разговоры

Пренеприятный разговор

Прескверный характер

Присоединиться  к мнению

Притоненькие  ножки

Придать блеск  поверхности

Явное преувеличение

Прервать отношения

Поезд пребывает

Пресытиться лестью

Список используемой литературы 
 

     Введенская  Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Изд.21. – Ростов а/Д: Феникс, 2007. - 539 -  с.

     Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учеб.для студ.техн.вузов. – М.: Высш.шк., 2002. – 511 с.

      Поисковая система «www.yandex.ru» 

      Поисковая система «www.yahoo.ru» 

      Поисковая система «www.mail.ru»

Информация о работе Культурология,русский язык и культура речи