Культурогенез. Античность как тип культуры. Западноевропейская культура Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:49, доклад

Описание работы

Культурогенез – это процесс возникновения и становления культуры человеческого общества.
Существуют различные концепции генезиса культуры.

Содержание

1. Культурогенез как исходная проблема культурологии
2. Первые формы культов
3. Миф как феномен культуры
4. Античность как тип культуры
5. Западноевропейская культура средневековья

Работа содержит 1 файл

5.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     Скульпторы  и художники делают упор на адских мучениях, на бессилии человека, на его  греховности и последующей каре.

     Массивные романские сооружения с четко  выраженными объемами, внушительными  башнями, тяжелыми пропорциями, не только демонстрируют защитную функцию, но воплощают религиозный идеал своего времени, призывая человека к аскетизму и сдержанности, напоминая о быстротечности жизни и грядущем воздаянии. Типичными постройками романского стиля являются соборы г.Вормс (12 в.), Шпейр (11 в). 

     С конца 13 в. ведущим становится рожденный  городской европейской жизнью готический стиль. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому». «Упаси, Боже, любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек» - эти слова итальянского историка искусства Джорджо Вазави (1511-1574 гг.) показывают отношение к готике. Подобные представления изменились лишь к 19 в.

     Достижением средневековой архитектуры являлись готические соборы,  в которых общая композиция, планировка отсылает к романским традициям строительства. Но в отличие от тяжеловесных, громоздких, укрепленных наподобие военного сооружения, романских соборов, готическая архитектура изукрашена резьбой и декором, множеством скульптур. За легкость и ажурность готический стиль называют застывшей музыкой, симфонией в камне. Шедевры этого стиля – собор Парижской Богоматери (или Нотр-Дам де Пари), собор в Реймсе, Кельнский. 

     В средневековой западной культуре можно выделить основные черты:

- противоборство двух культур – церковно-религиозной и народной, связанной с дохристианскими верованиями, борьба церкви и государства, стремления к уподоблению церкви (папства) и реализации его божественных целей; 

- несмотря на это противоборство, наличие целостности, обеспеченной богословием и религией: существовала определенная система знаний и особое миропонимание для всех, в соответствии с которым жили люди; 

- консерватизм, догматичность и авторитарность религиозных ценностей, что вело к идейной нетерпимости к малейшим от них отклонениям (инквизиция, гонения на еретиков); 

- типизация и символизм в искусстве: наиболее распространенным литературным жанром были жития святых, в архитектуре – собор, в живописи – икона, в скульптуре – персонажи Священного Писания. Чем древнее – тем подлиннее – вот кредо. Новаторство считали проявлением гордыни, как отступление от истины. Отсюда и анонимность произведений, ограничение в рамках нормированного мировоззрения, каноничность. Вся интеллектуальная культура средневековья – экзегична (т.е. только Библия дает повод для размышления); 

- дидактизм – не просто уяснение величия божественного замысла, но и передача другим людям; 

- поскольку  Священное Писание было только  на латинском языке, недоступном рядовым прихожанам, икона выступала в качестве «Библии» для неграмотных масс; 

- неразвитость  личного начала. 

О мировоззрении средневекового человека

     Ответить  на вопросы, как человек той эпохи ощущал себя и каким видел окружающий мир, довольно непросто. По материалам изобразительного искусства, дошедшим литературным памятникам может возникнуть впечатление о мрачном характере Средневековья. Кажется, христианская идеология провоцировала в человеке чувство вины и страха, подавляла творческую волю и держала в строжайших рамках церковной морали, из-за чего человек должен был испытывать постоянный стресс и беспокойство.

     Строгие нормы и установления касались поведения  в семье, повседневной жизни, но также  и профессиональной деятельности. О  предписаниях в области творческого метода свидетельствуют дошедшие до нас альбомы образцов, с которых должны были копировать художники, каменщики и прочие цеховые ремесленники. Ценность произведения определялась тем, насколько близко мастер повторил канонические формы, что само по себе исключало понятие авторства. Все, что делает художник, есть результат Божьего замысла, и человек лишь инструмент, направляемый Духом.  Позволить вселиться в себе Духу Божию или поддаться дьявольским искушениям – вот основная дилемма средневекового человека. Однако она не осознается как проблема выбора, потому что ожидание чудовищной кары за грехи исключает какой бы то ни было выбор.

      Эпоха Средневековья создала свои механизмы  снятия напряжения, среди которых  – карнавал, ведущий сое происхождение от весенних языческих праздников. Карнавальные процессии включали в себя шествия ряженых, изображающих жирного епископа, едущего задом наперед на осле, пьяных монахов, шутового короля. Участники и авторы карнавальных представлений – бродячие актеры, скоморохи. Церковь и государство не смогли запретить данную традицию.

      Помимо  стихийной народной карнавальной традиции в оппозиции к церковной оформлялась  светская литература, связанная с  рыцарскими кругами.  

      Таким образом, средневековая культура глубоко противоречива, в ней сочетаются раздробленность бытия (когда каждый народ имеет сой уклад жизни) и тяга к Всеединству (Град Божий на земле), страдальческое отречение от мира – и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира (крестовые походы). Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которой, человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу.

     Средневековье выражает не застывшее навсегда состояние  человека и его мира, а подлинное, живое движение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Искусство как  феномен культуры. 

Вопросы для  самоконтроля: 

  1. Культурогенез: основные теории «заселения жизни».
  2. Перечислите общие черты, характерные для первобытной культуры.
  3. Какие первые формы культов Вы знаете? Охарактеризуйте их.
  4. Что такое миф? В чем заключается главная черта мифологического сознания?
  5. Как Вы думаете: почему в отличии (относительно) от хорошо сохранившейся древнегреческой мифологии, древнеславянская мифология дошла до наших дней лишь фрагментарно (леший, русалка, домовой и т.д.)?
  6. Назовите основные черты античной культуры.
  7. Докажите, что по отношению к Древней Греции многие явления культуры Древнего Рима были вторичными.
  8. Перечислите основные шедевры античного искусства.
  9. Назовите основные черты Средневековья?
  10. Что являлось стержнем средневековой культуры?
  11. Расскажите о мировоззрении средневекового человека.
  12. В чем заключаются особенности романского и готического стилей в Западной Европе? Приведите примеры.
  13. Как развивалась наука и образование в средние века?
  14. Поясните следующую поговорку: «Воздух города делает человека свободным».
  15. Расскажите о рыцарской литературе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сохранившиеся шедевры античного искусства:

Древняя Греция:

  1. Акрополь, в т.ч. Парфенон (храм Афины), в г. Афины. 5 в. до н.э. Фидий – общее руководство, архитекторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл.
  2. Мирон из Элевтер. Дискобол: статуя. 5 в. до н.э. Римская копия. Музей Терм, г.Рим.
  3. Поликлет. Дорифор: статуя. 5 в. до н.э. Национальный музей, г.Неаполь.
  4. Скопас. Надгробние юноши с реки Илисса. 4 в. до н.э. Национальный археологический музей, г.Афины.
  5. Леохар. Аполлон Бельведерский: статуя. Середина 4 в. до н.э. Римская копия. Музей Пио-Клементино, Ватикан.
  6. Агесандр из Антиохии. Венера Милосская: статуя. 2 в. до н.э., Лувр, г.Париж.
  7. Эсхил (525-456 гг. до н.э.). «Прикованный Прометей»: трагедия.
  8. Аристофан (ок. 446-388  гг. до н.э.). «Облака»: комедия. 423 г. до н.э.
  9. Софокл (496-406 гг. до н.э.). «Царь Эдип»: трагедия. 429-425 гг. до н.э.
  10. Гомер. «Илиада» и «Одиссея»: поэмы.
  11. Гесиод. «Теогония», «Труды и дни»: поэмы.
 

    Древний Рим

    1. Колизей (амфитеатр Флавиев в г. Риме). 1 в. н.э. (75-80 гг.).
    2. Арка Тита в г.Риме. 1 в.н.э. (81 г.).
    3. Аполлодор из Дамаска. Колонна Траяна в г. Риме. 2 в.н.э.
    4. Пантеон («храм для всех богов») в г.Риме. 1 в.н.э.
    5. Термы Каракаллы в г.Риме. 3 в.н.э.
    6. Конная статуя Марка Аврелия в г.Риме (площадь Капитолия). 2 в. н.э.
    7. Портрет Каракаллы. 3 в.н.э. Национальный музей, г.Неаполь.
    8. Настенная живопись на вилле Мистерий, г.Помпеи. 1 в. до н.э. (раскопки).
    9. Петроний (1 в. – ум. в 66 г. н.э.). «Сатирикон»: роман.
    10. Луций Аней Сенека (14-65 гг.н.э.). «Медея»: трагедия.
    11. Публий Вергилий Марон (70 г. до н.э. – 19 г. н.э.). «Энеида»: поэма.
    12. Марциал (ок.40-104 г.). Гораций. Стихи.
    13. Овидий. «Искусство любви»: стихи.
    14. Апулей. «Золотой осел»: роман. 2 в.н.э.
 
 
 
 
 
 
 

Для практики:

  1. Истоки культуры: человеческая деятельность в эпоху камня.
  2. Культура древнего Китая.
  3. Культура древней Индии.
  4. Культура древнего Египта.
  5. Культура Междуречья.
  6. Социокультурные парадигмы греческой цивилизации, этапы ее развития.
  7. Поэмы Гомера и Гесиода – становление мифологического сознания.
  8. Боги, герои, люди.
  9. Художественная культура греческих полисов.
  10. Этические и эстетические учения античного мира.
  11. Культура и государство Древнего Рима.
  12. Возникновение христианства и взаимодействие его с римским язычеством.
  13. Образование в Древнем Риме.
  14. Рыцарский средневековый роман. «Песнь  о Роланде».

Информация о работе Культурогенез. Античность как тип культуры. Западноевропейская культура Средневековья