Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:49, доклад
Культурогенез – это процесс возникновения и становления культуры человеческого общества.
Существуют различные концепции генезиса культуры.
1. Культурогенез как исходная проблема культурологии
2. Первые формы культов
3. Миф как феномен культуры
4. Античность как тип культуры
5. Западноевропейская культура средневековья
В
период римской империи, возрастает
влияние восточных культов: например,
культ Кибелы – матери богов, египетской
Исиды, богини Маа и др. В 311 г. христианство
официально становится дозволенной религией,
в 313 г. – равноправной. 314 г – начинается
строительство христианских зданий. 325
г. – собирается Никейский Собор, сформулировавший
Символ Веры, 325 г. – император Феодосий
запретил языческие культы.
Римская
культура дала человечеству такие важные
инженерно-архитектурные
Среди выдающихся личностей Древнего Рима были историк Тит Ливий, поэты Вергилий, Гораций, Овидий, архитектор Витрувий. Самое гигантское сооружение Рима – Колизей (место гладиаторских боев).
Отличия Древнего Рима от Древней Греции:
- Рим – это колоссальная империя, Греция – только одна из многочисленных провинций (и самая культурная; не случайно образованные римляне прекрасно знали греческий язык).
- Римская
империя превращала гражданина
в подданного со всеми
- Структура власти и политика Рима – имперские, что ощущается как в материальном, так и в духовном плане.
- Возникает и усиливается культ римского императора. Положительное отношение к культу императора выступает критерием законопослушания гражданина.
- Создана
единая продуманная правовая
система для огромной империи
(в Древней Греции каждый
- Искусство, литература и философия во многом были вторичными по отношению к греческой.
- Гигантизм архитектуры выражал имперские идеалы Рима.
- Возник обостренный психологизм римского скульптурного портрета.
С
утверждением христианства (315 г.), массовым
переселением на ее территорию варваров
(германцев, славян и др.), падением Рима
(476 г.) прекратилось и поклонение античным
богам. Священный огонь в храме
богини Весты, который символизировал
могущество Рима и охранялся весталками
и беспрерывно горел с 715 г до н.э., в 354 г.
н.э. был погашен. В 392 г. состоялись и последние
Олимпийские игры
Итак, античная цивилизация представляет яркий пример развития литературы, искусства, философии, наук, построения правового государства. Можно выделить следующие черты античной культуры:
1) гуманизм, человек – мера всех вещей, боги – почти такие же люди, но обладающие достоинствами и качествами, превышающими возможности человека. В античном храме человек не ощущал свою ничтожность в сравнении с богами, а наоборот, именно здесь он мог ощутить свое величие и встретиться с богами один на один;
2) рационализм, разум, рассудок регулирует поступки человека, эмоции затухают, и появляется представление о том, что разум – единственное, что помогает в любой ситуации сделать выбор;
3) индивидуализм: в античности происходит формирование личностного, индивидуального начала, человек начинает себя осознавать не просто членом рода, а отдельным субъектом, личностью;
4) агон, состязательный, соревновательный дух культуры. Индивидуализм как важнейшая черта влиял на характер античной культуры: достижение победы любой ценой, стремление удовлетворить свои собственные амбиции и выделиться из «массы»;
5) пайдейя, воспитание, образование. В полисе не должно быть человека, который бы не принимал участия в его делах; пайдейя была способом формирования личности путем передачи ей рациональной системы знания, а также приведением в состояние гармонии всего человеческого тела;
6) «Закон суров – но это закон», законодательная основа этой культуры; закону подчиняются все люди. В античности, в отличие от многих других культур, над человеком нет господина, кроме закона;
7) патриотизм, культ закона рождает превознесение свободы как отдельного индивида, так и целого государства. Падение родного города могло привести к рабству, что в свободолюбивой античной культуре воспринималось как смерть.
8) культура настоящего, античный человек редко задумывался о будущем и оборачивался к прошлому, поэтому данную культуру иногда называют культурой детей, думающих только о сегодняшнем дне, желающих получить все здесь и сейчас;
9) циклический характер развития – эта культура не стремилась к линейности, к прогрессу: античный человек считал, что люди всего уже добились, нового и лучшего не нужно.
Античная цивилизация оставила в наследие христианской Европе юриспруденцию, основы системы государственного управления, военной тактики, философию, искусство красноречия, начало математики, физики и естественных наук, культуру земледелия и виноградарства, греческий и латинский языки, используемые в научной терминологии.
Античная
цивилизация была
«колыбелью» западноевропейской
культуры, которая
вряд ли смогла достигнуть
таких высот, если
бы не восприняла ее
главные культурные
ценности. Античность оказала большое
влияние на последующее развитие европейской
культуры. Архитектурные формы и искусство
Античности стали, начиная с эпохи Ренессанса
и в эпоху «классицизма», образцом для
подражания. Достижения античной цивилизации
прочно закрепились в философии, научном
языке, стали общим европейским и в итоге
мировым достоянием.
5.
Западноевропейская
культура средневековья
Западноевропейский тип культуры имеет прогрессивную динамику. В общих чертах ее исходной базой является культура Античности и мировоззренческая парадигма христианства. Одним из связующих звеньев западноевропейской культуры с Античностью была и культура устоявшей от «варваризации» средневековой Византии.
Развитие западноевропейского типа культуры условно можно разделить на два периода:
Их связывает особая эпоха, называемая Ренессансом, которая характерна громадным интересом к античной культуре и стала решающим поворотом к культуре Нового времени.
Если
средневековая культура была христианско-теоцентричной,
то Новое время выдвинуло науку,
технику и светскую культуру доминантами
развития общества.
Термин «средневековье» ввел в 1667 г. немецкий историк Горн и в классической схеме обозначает эпоху между древностью и новым временем.
Средневековье началось переселением народов и возникновением на территории Западной Римской империи (5 в.) варварских королевств франков, бургундов, вестготов, англосаков и др. Варвары восприняли утвердившееся христианство и в большинстве (кроме Англии) освоили разговорную латынь. Вместе с христианизацией в процесс формирования общей западноевропейской культуры втягивались и народы, находившиеся ранее вне «поля» влияния античной культуры (скандинавы, поляки, чехи, венгры и др.). В Средневековье сформировались современные европейские языки и национальные государства.
Период
культуры Средневековья охватывает
по меньшей мере 10 веков (с 5 в. по конец
15 в.), т.е. с момента падения Римской
империи до активного формирования
культуры Возрождения.
Период
Раннего Средневековья
Классического
Средневековья 12-13 века.
Существует еще одна периодизация:
Для
средневекового общества был характерен
аграрный, натуральный
тип экономики. Характерно сочетание
крупной земельной собственности (феод
– наследственное землевладение) с подчиненными
ей мелкими крестьянскими хозяйствами;
сословная организация; господство христианских
ценностей. Постепенно развивались ремесленничество,
торговля; появлялись свободные от власти
духовенства и сеньоров города. Беглый
крепостной, прожив в городе год и один
день, становился свободным. Родилась
поговорка: «Воздух города делает человека
свободным».
Стержнем средневековой культуры было христианство, определившее ее характерные черты. Главенствующая духовная жизнь Римско-католической церкви, латынь – как язык церкви, письменности и образования – объединяли средневековую западноевропейскую культуру в целом. Крестовые походы были отражением христианских идеалов средневекового рыцарства и преодолением культурной замкнутости через знакомство с византийско-православной и арабо-мусульманской культурой.
У
католиков – строгая
Схоластика (с лат. – школа) – религиозная философия 11-14 вв. на первое место выдвигала авторитет Святого Писания, постановлений Вселенских Соборов.
Средневековое общество больше всего интересовали богословские вопросы, например:
- проблемы
Святой Троицы: как сосуществуют
Бог Отец, Бог Сын и Бог
Святой Дух, будучи разными
ипостасями и составляя в то
же время нераздельное
- проблема Боговоплощения: как в Христе совместилось человеческое и божественное?
- Теодицея
– религиозно-философская
Школьное обучение было необязательным. Светские школы (в основном в Италии) были редки, были распространены монастырские и церковные школы с суровой дисциплиной и розгами. Там учили читать и писать только на латыни и церковному пению.
В поздней Античности (3-5 в. н.э.) сложилась система обучения семи «свободным искусствам». Это грамматика, риторика (искусство красноречия), диалектика (логика), музыка, математика, астрономия, философия, которые в средневековой Европе стали основой школьного и университетского образования.
Средневековые
университеты возникли в 12 в. – Парижский,
Болонский, Оксфорд, Кембридж и др. С именем
капеллана Людовика 9 Роберта де Сорбонна
связано создание колледжа (1257-1258 гг.) –
поначалу общежитие для магистров, обучающихся
богословию.
Средневековая культура отражала церковно-религиозные и рыцарские идеалы. Литература носила религиозный характер, преобладали произведения, построенные на библейских мифах, жития святых и их писали на латинском языке.
Рыцарская литература воспевала дух войны, поклонение прекрасной даме. Во французской поэме 12 в. «Песнь о Роланде» прославляются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля.
Основу
музыкальной культуры составляло литургическое
пение.
Романское искусство. Термин «романское искусство» появился в начале 19 в. Так обозначали европейское искусство 11-12 вв. Ученые полагали, что архитектура в этот период находилась под сильным влиянием так называемого романского (римского) искусства. Позже взгляд исследователей на средневековье изменился, но название «романское искусство» сохранилось.