Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:49, доклад
Культурогенез – это процесс возникновения и становления культуры человеческого общества.
Существуют различные концепции генезиса культуры.
1. Культурогенез как исходная проблема культурологии
2. Первые формы культов
3. Миф как феномен культуры
4. Античность как тип культуры
5. Западноевропейская культура средневековья
ТЕМА 5
КУЛЬТУРОГЕНЕЗ.
АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП
КУЛЬТУРЫ. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Культурогенез – это процесс возникновения и становления культуры человеческого общества.
Существуют различные концепции генезиса культуры.
Например:
1) «Орудийно-трудовая» теория культурогенеза связана с дарвинской эволюцией. Ф.Энгельс считал, что человек отличается от животных врожденной способностью к осмысленному труду. Культурогенез начался с создания людьми первых орудий труда. В процессе коллективного труда у них появились речь, язык, мышление, возникло общество, появилась культура.
2) Й.Хейзинга видел происхождение культуры в природной предрасположенности человека в игре, которая гораздо старше культуры. В игре рождаются движущие силы культуры. Игра присуща и животным, но у человека это свободная деятельность, имеющая незаинтересованный характер.
3) Э.Кассирер считал, что культурогенез коренится в формировании человека как символического животного. Язык, миф, религию и искусство называл символическими формами. Способность создавать эти символические формы делают его человеком.
4) З.Фрейд рассматривал культурогенез как психоаналитик. В отличие от любого животного, человек обладает совестью, в отличие от животных. Появление совести восходит к «первородному» греху – убийству сыновьями своего первородного отца, что привело их к раскаянию, рождению из животного человека. На инцест было наложено «табу». Культура появилась как средство преодоления навязчивых видений. Так люди обрели способность к социальной жизни.
5) Археологи связывают становление культуры с овладением человеком природными материалами, созданием орудий труда, развитием хозяйственной деятельности. Около 40 тыс.лет назад появился кроманьонец – тип современного человека.
40 тыс.лет назад – 10 тысячелетия назад до н.э. – палеолит, древнекаменный век. Кроманьонцы первоначально были организованы в роды, следующей ступенью развития общества было племя, как общность, характерная кровнородственными отношениями. Племя формировалось из нескольких родов, ведущих происхождение от одного предка. Вели бродячий образ жизни. Основной способ добычи пищи – коллективная охота, собирательство. Главное культурное изобретение – добыча огня путем трения палочек или высекания искры с помощью кремния.
10-8 тыс л. до н.э. – мезолит (средний каменный век). Период значительного вымирания человечества ввиду сокращения численности животных – объектов охоты. Человек изобрел лук, стрелы, приручил собаку.
8-5 тыс.л. до н.э. – неолит (новый каменный век). Наблюдается переход культуры охотников и собирателей плодов от присваивающего к производящему труду. Появилось земледелие, скотоводство, оседлый образ жизни.
К.4-нач.1 тыс. до н.э. – медно-бронзовый век. Появление орудий труда из бронзы, возникло поливное земледелие, письменность и первые государства (Египет, Китай, Шумер, Индия).
С
1 тыс.до н.э. – нач. бронзовый
век – выплавка и изготовление из
железа, быстрый рост
производительности
труда, закрепление расслоения
в обществе (правящая элита, рабы и т.д.).
6) Важнейшей стороной культурогенеза является развитие информационно-языкового общения. Исследователи считают, что ведущим фактором развития языка являются коммуникативные действия людей. Н.Я.Марр (Мышление и язык, 1934 г.) назвал первыми факторами человеческого общения пантомимическо-звуковой язык и язык жестов.
40-25 тыс. лет назад первым возник «язык команд», т.е. «что делать?». Затем появилось уточнение предметов речи. Первыми получили название животные, т.е. существительные. Далее появились слова, обозначавшие признак предмета. Так возникли предложения.
Возникновение словесных имен животных (25-15 тыс.лет назад) совпадает со временем их изображения на скалах и стенах пещер (Альтамира – в Испании, Ляско – во Франции, Капова пещера на Урале и др.). зверь почитался как тотемное животное племени. «Тотемный реализм» пещерной живописи позже утратился, и на смену ему появились орнаментально-символические изображения.
В эпоху неолита возникли различные виды ремесел, ткачество, прядение и др.
С
развитием ремесел формировался
более богатый словарный запас.
Таким образом, у людей появилась
возможность выражать словами не только
трудовые действия, но и душевные чувства.
Периодизация
культурно-исторического
процесса:
1. Первобытная культура – 40-35 тыс.лет до н.э. – 5-4 тыс. лет до н.э.
2. Культура древневосточных цивилизаций – 5-4 тыс. лет до н.э. – 4 в. до н.э.
3. Культура античности – 3 тыс. лет до н.э. – 5 в н.э.
4. Культура европейского средневековья – 5-12 вв.
5. Культура эпохи Возрождения – 13 – 16 вв.
6. Культура Нового времени – 17-нач.20 вв.
7. Культура
Новейшего времени – с начала 20 в.
О.Донских
выделяет некоторые общие черты,
характерные для первобытной
культуры:
- основная
ячейка первобытного общества
– община, размеры которой определялись
способом выживания (как правило, 20-50 чел.,
из которой половину составляли дети),
внутри общины складывались более узкие
семейные отношения;
- очень
тесное взаимоотношение с приро
- ориентация
хозяйственной деятельности в
основном на собирательство,
охоту, рыболовство, хотя элементы скотоводства
и земледелия постепенно начали играть
все более существенную роль;
- хозяйственный
цикл был основой для
- духовный
мир был мифологичен («
- племя
могло находиться в
- большую
роль в племени играл
- общество
пронизано магическими представлениями
(например, если добыть клочок волос врага,
то можно колдовством причинить этому
человеку любой вред);
- к языку относятся как к творческой силе. Отсюда, например, представления о необходимости «тайных» имен для людей и животных;
- «человеком»,
в полном смысле этого слова, считались
только члены своего племени, остальные
– не вполне люди. Это объясняет распространение
каннибализма;
- первобытное
общество традиционно не было
ориентировано на какие-либо
В
племени существовало социальное неравенство
– особое положение вождя, шамана, были
различны права воинов, стариков, женщин,
детей.
2.
Первые формы культов
Важнейшими формами культуры первобытных племен были: тотемизм, фетишизм, магия, мифы.
Апокалипсисом казалось им затмение солнца, люди не были уверены, взойдет ли завтра солнце или нет, может, оно почему-то обиделось на племя. Круг был символом солнца. Возникли магические обряды преклонения солнцу в виде хороводов вокруг костра.
Тотемизм – вера в возможность сверхъестественных связей через родство между родом, животным или растением – чаще тех, от которого зависела жизнь племени. То или иное животное, растение считали предком людей (у австралийцев – кенгуру). Племя носило его имя: это был его «тотем».
Фетишизм (от фр. – идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, которым придавались сверхъестественные свойства – способность предохранять, защищать, исцелять людей. Это могло стать дерево, камень, перо птицы, зуб зверя.
Магия – способ воздействия на живую и неживую природу. Магией занимались особые люди (шаман или кам), которые проводили заклинания, ритуалы, обряды. Главная задача шамана – контакт с духами предков и духами природы.
Анимизм – вера в наличие у человека «души», ее посмертное существование, духов-предков и «одухотворение» сил природы. Если племя чтит духов-предков, совершая обряды, то они будут помогать людям. Духи природы были и добрыми, и злыми, и их надо было задобрить обрядами.
На основе тотемизма, фетишизма, анимизма, магии формировались различные племенные обряды и ритуалы. Возникли мифы – рассказы о прошлом племени. Так возникла область сакрального – принципиально отличимого от обыденной реальности, скрытого, тайного, неприкосновенного.
«Законом»
племени было табу (запрет) – категорический
запрет на определенные действия, предметы,
природные объекты, слова.
3.Миф
как феномен культуры
Французские просветители 18 века называли мифы выдумками жрецов для одурманивания народа. Итальянский ученый Дж.Вико в 1725 г. назвал мифы основанием жизни человечества. Немецкий ученый И.Гердер также обосновал значение мифа в культуре. Начиная с 60-70 гг. 18 в. в Европе и России пробудился интерес к кельтской, германской, славянской мифологии. В 19 веке братья Гримм показали генезис сказки из мифа, рассматривали древнегерманскую мифологию. Под влиянием германской науки сформировалась и русская «мифологическая» школа. Ф.Буслаев, А.Афанасьев и др. показали сохранившееся мифологическое наследие в русских сказках, песнях, былинах и т.д. Позднее миф исследовали В.Вундт, Э.Тайлор, ж.Фрезер, К.Юнг, Э.Кассирер и др.
Проблема
научной интерпретации мифа, историческое
выделение из него дифференцированных
форм общественного сознания – один
из сложнейших вопросов в философии,
культурологи, этнографии, фольклористике,
психологии.
Первые формы культов, обрядов и верований постепенно привели к формированию мифологии – первой системы представлений об окружающем мире.
Мифология возникла как результат прозрения человека на то, что наиболее значимые природные процессы происходят за пределами возможностей его сил и личного мировосприятия.
Слово миф (др.-греч. – сказание, предание) означало у древних греков сакральный рассказ о происхождении мира, явлениях природы, богах и легендарных героях.
Миф – феномен культуры, в котором слиты начала религии, морали, права и художественной деятельности. Миф возник как форма коллективного сознания, способ понимания человеком мира и социальных отношений.
Мифология – это свод разнообразных сведений и представлений человека о мире. Это упорядоченная система мировосприятия, миропонимания, средства поддержания природной и социальной гармонии человеком в раннюю историческую эпоху.