Культурогенез. Античность как тип культуры. Западноевропейская культура Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:49, доклад

Описание работы

Культурогенез – это процесс возникновения и становления культуры человеческого общества.
Существуют различные концепции генезиса культуры.

Содержание

1. Культурогенез как исходная проблема культурологии
2. Первые формы культов
3. Миф как феномен культуры
4. Античность как тип культуры
5. Западноевропейская культура средневековья

Работа содержит 1 файл

5.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

   Главная черта мифологического сознания – вера в наличие сверхъестественных сил.

   В мифах первобытных народов (7-8 тыс.лет  назад) сформировался образ мирового древа: корни – подземный мир, ствол – земной мир, люди, крона – небо, мир богов. В этой связи не случайно и сакральное число «три» в мифах и сказках.

   Мифологической  картине свойственен антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств на природу и на многочисленных богов. Такое понимание мира привело к упорядоченной системе, известной в древнегреческой мифологии – люди, герои, боги.

   Миф – не выдумка, не фантазия, суеверие или пережиток, а первичный язык описания действительности, в образах и понятиях которого человек древности моделировал и интерпретировал самого себя и окружающий мир.

   На  мифологических представлениях о мире возникли древнеегипетская, античная, древнеиндийская, древнекитайская  и др. цивилизации. Они лежали и  в основе языческой культуре славян.

   По  сравнению с хорошо изученной  древнегреческой мифологией, мифы древних  славян до нас в первоначальном виде.  Гонения церкви на язычество привели  к забвению мифов о древних  богах. Однако до нас дошли некоторые  обряды (Масленица, Святки), вера в «чистую силу» (лешие, домовые, русалки) и т.д.  

    4.Античность как тип культуры. 

      Культуру  Древней Греции и Древнего Рима принято  называть античной культурой.

     Греция.

      «Греческое  чудо» - так называют феномен древнегреческой  культуры, который за короткий период времени достиг больших высот. Древняя Греция впервые в мире дала демократию, Олимпийские игры, создала философию европейского типа, которая основана на научно-логических размышлениях об устройстве и сущности мира, человеке и др. Корабли греков бороздили моря. Греки создавали множество колоний от Крыма и осуществляли торговый обмен.

      Культура  древней Греции делится на 5 периодов:

     - эгейский или крито-микенский  период (к.3-2 тыс.до н.э.),

     - гомеровский период (11-9 вв. до н.э.),

     - архаический (8-6 вв. до н.э.),

     - классический (5-4 вв.до н.э.),

     - эллинистический (кон. 4 –1 вв. до н.э.).

Наибольшего расцвета культура достигла в классический период.  

     Основой политической, хозяйственной и гражданско-правовой жизни Древней Греции был полис, т.е. город с прилегающей к нему сельской местностью, поэтому и горожане, и крестьяне входили в число его граждан.

     Политический  строй – демократия (народовластие). К «демосу» (народу) относились только полноправные граждане (без рабов, переселенцев из других полисов). Социальное положение людей дано шкалой «раб – гражданин», причем раба считали порочным человеком по своей природе.

     Дети  свободных греков учились в школах, и поэтому письменность была достоянием каждого. Книги служили «внешней памятью», ценностью же была беседа, культура устного общения.

     Для древнегреческой культуры характерна состязательность («агон»), которая  проявлялась в готовности отвечать на вызов. Например, в спорте (Олимпийские  игры), любви к судебной процедуре, философским дискуссиям и т.д. 

     На  рубеже 3-2 тыс. до н.э. распространяется иероглифическое письмо. Параллельно развивается слоговое письмо, так называемое «линейное письмо А». Складывается «линейное письмо Б». Из этих трех типов расшифровано только последнее. На его основе позже сложилось кипрское письмо. 

     В 6 в. до н.э. возникают несколько античных философских школ, каждая из которых предлагает свою концепцию происхождения, устройства и бытия. Одним из первых центральных вопросов был вопрос о первоэлементе. Родоначальник античной философии – Фалес из Милена, считал исходным веществом воду. Анаксимандр, его ученик, - апейрон (неопределенную и вечную материю), Анаксимен – воздух, Гераклит Эфесский (первый диалектик) – огонь. Пифагор, математик, философ считал, что не вещество, а форма определяет сущность вещей, не качество, а количество: число – основа всего сущного. Он создал «Пифагорейский союз». Одним из достижений союза – наука о мистике чисел, т.е. нумерология. Демокрит (первый материалист) вводит понятие атома. Особняком стоит Сократ – искатель  объективной истины. 4 в. до н.э. расцвет кинической школы. Платон, ученик Сократа, идеалист, создает школу Академию (существовала 900 лет). Его ученик Аристотель создал собственную школу Ликей. Аристотель создал формальную логику, оставил множество трудов в области натурфилософии, поэтики, математики. Одно из философских направлений – стоицизм (основа – огонь). Эпикуреизм. 

     Космос. В представлениях древних греков космос ограничен и делится на несколько сфер, вставленных одна в другую. Подлунный мир (все, что ниже сфер Луны) изменчив и непостоянен, надлунный – однообразен, правилен и нетленен.

     Время. Время циклично. Существует великий год (30 тыс.лет), после которого все повторяется сначала. Современность, как правило, оценивалась ими гораздо ниже прошлого. Существовали легенды о «золотом», «серебряном» и «железном» веке.

     Душа. Греки считали жизненным началом душу – бестелесную тень в царстве Аида после смерти. Душа – гость тела во время жизни, которую не касались ни болезни, ни смерть. Существовала вера в рок.

     Религия. Религией древних греков был политеизм (многобожие). Вообще было три поколения богов: гиганты, титаты и титаниды, олимпийцы. Олимпийцы: Зевс (верховный бог, повелитель небес), Гера (земля, брак), Аид (царство мертвых), Арес (война), Гефест (ремесло), Гермес (торговля, разбой), Афродита (любовь), Афина (мудрость, плодородие), Аполлон (спутник сил и красоты), Артемида (охота, лес), Дионис (виноградарство, веселье), Посейдон (море), Деметра (земледелие и плодородие), Гестия (домашний очаг).

       Греки верили в богов, которые  живут на горе Олимп. С 776 г. до н.э. им регулярно посвящались  Олимпийские игры, по преданию, основанные  Гераклом. Олимпийские игры проводились  каждые 4 года в период, указанный  жрецами. Греки были уверены, что побеждает тот, кому помогают боги, и давали клятву бороться честно.

     Мифология. Мифология пронизывала литературу, искусство, народные обычаи спорт и пр. Дж.Фрезер писал: «древние греки с их «привычкой персонифицировать силы природы … и покрывать голую прозу жизни роскошным покрывалом мифической фантазии», говорили: «Наши боги прекрасны как наипрекраснейшие из людей».

     Войны. Причину троянской войны (которая была 3200 лет назад) греки объясняли спором Афродиты, Геры и Афины о том, кому достанется яблоко с надписью «наикрасивейшая» (яблоко раздора). Бог Аполлон для греков был мастером пения и игры на кифаре и предводителем муз.

     Музыка. Понятие «музыка» означало искусство муз. Богиня памяти Мнемосина родила от Зевса девять муз: Эрато (любовной поэзии), Каллиопа (эпоса), Эвтерпа (лирической поэзии), Мельпомена (трагедии), Талия (комедия), Терпсихора (танца), Полигимния (хорового пения), Клио (истории), Урания (астрономии). На Парнасе они водят хороводы, воспевая Аполлона.

     Легендарного  певца Орфея считали сыном Аполлона и музы Каллиопы. Бога виноделия Диониса сопровождают пьяные сатиры и вакханки, исполняющие безудержные танцы.

     Литература. В 9 в. до н.э. Гомер создал по народным преданиям «Илиаду» и «Одиссею». Они передавались из поколения к поколению устно и были записаны спустя 300 лет. Гесиод в 7 в. до н.э. создал поэму «Труды и дни» о радостях мирного труда землепашца, а в поэме «Теогония» дал мифологическую генеалогию богов. Лирическая поэзия появилась позднее (Терпандор, Сафо и др.).

     Театр. В Древней Греции возник и театр, который был всенародным зрелищем. Возникла трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедия (Аристафон). Сюжеты древнегреческой трагедии были основаны на мифах из жизни богов. Важнейшими были морально-философские проблемы. Так, имеет ли человек право поднять руку на породившую его женщину, даже если она убила его отца; допустима ли война между родными братьями; какие законы выше: унаследованные от предков моральные установления или приказы правителей? Имел ли право Агамемнон принести в жертву  богам свою дочь Ифигению ради достижения великой цели – победы над Троей? Размышление над этими вопросами воспитывало в театре зрителей.

     Архитектура. Отличительной чертой культуры было своеобразное отношение к защищенности того или иного объекта. Дворцы возводились всегда в неприступных просторах или на вершине гор.

     В эпоху архаики (8-6 вв. до н.э.) сформировались три направления (ордера) при постройке  храмов:

     дорический  ордер (отличается простой формой и суровостью, преимущественно на Пелопоннесе),

     ионический (направление символизирует стройность, легкость, декоративность),

     коринфский (утонченность).

     Наиболее  известные храмы: храм Аполлона в  Коринфе, храм Геры на о.Самос и др.

     Скульптура. Историки говорят, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Скульптурами украшали храмы богов и жилища людей. Греческая скульптура частично дошла до нас  также в обломках и фрагментах. Интересно проследить, как менялся характер движений и поз скульптур. Сначала - это прямо и неподвижно стоящая фигура. Затем мастера пытались передать эмоциональное состояние персонажей, их непринужденность, например, скульптору Мирону (5 в.) принадлежит статуя «Дискобола» (метателя диска), Поликлепу (скульптура «Дорифор», копьеносец,  440 г. до н.э., «Раненая амазонка» 440-430 гг. до н.э.), Фидию (ансамбль скульптур Парфенона).

     В более позднее время (4 в. до н.э.) мастера  пытались передать духовное состояние  своих героев (задумчивость, скорбь и т.д.), например, скульптор Скопас. В эллинистический период (ок.336-30 гг. до н.э.) отразились новые веяния эпохи – изображение повседневности. Популярными темами стали старость, детство, боль и даже смерть. Культ красивого тела мы видим в скульптурных изображениях (Аполлон Бельведерский, Венера Милосская и др.).

     Живопись. Развитие живописи проходило тот же путь, что и эволюция скульптуры: от неподвижных непропорциональных отдельно стоящих фигур к передаче естественного движения. Аристотель упоминает знаменитого живописца 5 в. до н.э. по имени Полиглот. Более полное представление об искусстве живописи дают росписи на глиняных сосудах. В этот период начинает развиваться керамика (краснофигурная вазопись и черно-фигурная вазопись).

     Железо  впервые стали использовать в  Греции около 1050 г. до н.э. и постепенно оно стало главным металлом. Также из бронзы изготовляли предметы домашнего обихода, вазы, кухонную утварь и т.д. Сохранилась бронзовая статуя бога Посейдона, бросающего трезубец, скульптура мальчика-наездника на лошади и т.д.  

     Среди выдающихся личностей Греции можно  назвать следующих: в драматургии – Эсхил, Софокл, Еврипид; историки – Геродот, Фукидид; философы – Демокрит, Платон, Аристотель. 

     Рим. Римляне создали гигантскую империю и распространили достижения античной культуры на четвертую часть тогдашнего населения Земли (примерно 250 млн.).

     По  отношению к Древней  Греции многие явления  культуры Древнего Рима были вторичными. Культура Древнего Рима впитала все достижения древнегреческой культуры, начиная с покорения Римом Южной Италии, где было множество греческих городов-государств (полисов), и в дальнейшем в латынь вошло несколько тысяч греческих слов, которые прижились и впоследствии вошли через латынь в новые европейские языки. В Средневековье латынь была языком христианской религии, образования и науки.  

     Историю культуры Древнего Рима принято делить на три периода: культура этрусков (7-5 вв. до н.э.); период римской республики (4-1 вв. до н.э.); культура периода римской империи (1-4 вв. н.э.). 

     Религия политеистична. Изначально Пантеон возглавляли три главных бога, не имеющих образа – Юпитер, Марс и Квирин. Затем происходит постепенная эллинизация римской религии, утверждение культа 12 богов, имеющих аналоги в греческом Пантеоне: юпитер (Зевс), Церера (Деметра), Юнона (Гера), Нептун (Посейдон), Менерва (Афина), Марс (Арес), Венера (Афродита), Аполлон, Диана (Артемида), Вулкан (Гефест), Веста (Гестия), Меркурий (Гермес).

Информация о работе Культурогенез. Античность как тип культуры. Западноевропейская культура Средневековья