Культурный уклад дворянской усадьбы XVIII столетия в дореволю-ционной, советской и постсоветской историографии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении быта и досуга дворянской усадьбы XVIII столетия на основе имеющихся публикаций.
Исходя из цели, можно поставить ряд задач:
Рассмотреть литературу, касающуюся устройства русской усадьбы XVIII века.
Проследить изменения усадебного строительства на протяжении столетия, выявить отличия усадьбы первой половины XVIII века от второй его половины, опираясь на отечественную историографию по данному вопросу.
Изучить историографию, посвященную дворянскому быту и духовной жизни провинции.
На примере Тульской губернии оценить роль усадьбы как центра культурного развития, влияющего на культурную жизнь дворянства в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3-6
Глава I. Характеристика и основные особенности дворянской усадьбы в XVIII веке на основе отечественной историографии
1.1. Дворянская усадьба первой половины XVIII века……………………...7-11
1.2. Изменения в усадебной культуре, произошедшие во второй половине XVIII века…………………………………………………………………….12-18
Глава II. Культурный уклад дворянской усадьбы XVIII столетия в дореволю-ционной, советской и постсоветской историографии
2.1. Быт и досуг провинциального дворянина…………………………...…18-27
2.2. Дворянская усадьба как культурный центр (на примере Тульской облас-ти)………………………………………………………………………..…….27-31
Заключение…………………………………………………………………...32-33
Список источников и литературы……………………………………….. ...34-36

Работа содержит 1 файл

ККР по ИИН.docx

— 110.27 Кб (Скачать)

     Отношение к художественному творчеству крепостных среди отечественных исследователей до сих пор остается неоднозначным. Часть из них рассматривает его как «художественную промышленность» или как «соборное искусство, близкое к песням, вышивкам и кружевам». Другие ученые, пытаясь обосновать самобытность такого искусства, считали крепостных художников пионерами, положившими начало новой русской живописи.  Крепостные художники, актеры, наряду с резчиками, столярами, плотниками, позолотчиками и другими мастеровыми, составляли только часть огромного штата дворовых богатого помещика.

     Дворовые, согласно штату, подразделялись на «команды» во главе с администрацией и приказчиком. Содержание продуктами и одеждой полагалось усадебной богадельне, церковнослужителям, учителям и ученикам школы, вотчинные школы имелись у Шереметевых, Куракиных, Орловых, Румянцевых, Голицыных, Воронцовых и у других владельцев.36 В усадебных школах дети дворовых обучались основам письма, счета, арифметики, чтению.

     В провинции, как и в столице, было сильное увлечение литературой. В  дворянском  обществе  середины  века  возникает  "спрос  на  культуру".  А  печатных новинок   выходило   немного   -   четыре-пять   наименований   в   год, много было рукописных произведений, так в основном распространялась запрещенная литература. Нередко устаивались литературные вечера, на них читали вслух наиболее популярные романы, обсуждались новинки.

     Французский  церемониал  и   правила  "светского   обхождения",  принятые  при   дворе, уже   к   60-м   годам   XVIII   века   становятся   общепринятыми   для   дворянства   в   целом.  По  манере  общения, поведения и стилю одежды дворянин - европеец. В то же время внутренняя, семейная и бытовая жизнь дворянства придерживалась совершенно иных, отличных от Европы, основ - древнерусской традиции, самодержавия и православия, крепостничества.  За  европейским  фасадом  скрывался  восточный  деспотизм  и  полуазиатский быт.

     В данном параграфе рассмотрены основные аспекты быта и досуга дворянина, живущего в провинциальной усадьбе. На основе этого можно сделать  вывод, что в целом жизнь дворянина  – провинциала не сильно отличалась от его светской жизни в столице во время учебы и службы(театр, баллы, литературные вечера). Многие ее элементы были перенесены в усадебный уклад.

     В итоге можно сказать, что историография  по данному вопросу весьма обширна, имеются как обобщенные работы, посвященные  дворянской культуре в целом, так и специализированные статьи на более узкие темы такие, как крепостной театр, собирательство предметов искусства провинциальными дворянами и прочие.  

     2.2. Дворянская усадьба как культурный центр (на примере Тульской области) 

     Указ  Петра III «О вольности дворянства» существенно изменил жизнь русской провинции. До 1762 года дети дворян были вынуждены отправляться на государственную службу, редко они возвращались в родную деревню. Провинцию в основном населяли женщины, старики и дети. Новый указ давал дворянам право выбирать вид деятельности и освобождал от обязательной ранее службы.

     Большинство из них проходили службу в столицах или в армии. Во время Семилетней войны русские дворяне познакомились  с европейским образом жизни, иной культурой и бытом. Столичная служба также приобщила дворян к более цивилизованной жизни. Вместе с модой и манерами в провинцию дворяне- провинциалы привозят книги и знания. Жизнь в провинции оживляется. Культурными центрами становятся дома и усадьбы, где хозяева были образованными людьми, собирали книги и картины, устраивали литературные вечера, имели свои домашнии театры, организовывали школы. Тульская губерния была местом расположения многих родовых усадеб, в которых выросли деятели культуры. Наиболее известны Ясная Поляна Толстых, Богучарово Хомяковых, Богородицк и Бобрики Бобринских, родина Жуковского село Мишенское и другие дворянские гнезда.

     Большая часть исследований тульских усадьб касается изучения и описания усадьбы Льва Толстого. На страницах журнала «Русская усадьба» представлен ряд статей, посвященных Ясной Поляне. К примеру, весьма интересна статья  Д.Н. Тихоновой «Неизвестное описание Ясной Поляны (июнь 1911)».

     Один  из примеров процесса возникновения такого культурного центра связан с именем А.Т.Болотова. Ценную информацию об усадьбе Болотова можно почерпнуть из его автобиографического труда «Жизнь и приключения Андрея Болотова…». Автором описано устройство собственного усадебного хозяйства, свой быт, подробно рассказано о досуге тульского дворянства того времени. 

     Болотов вернулся в родительский дом в деревню Дворяниново из Петербурга в 1762 году. 37 В первую весну он принялся за переделку сада и дома. Сперва он разбил сад в регулярном стиле, соответствующем моде середины XVIII века, через несколько лет сад и парк перепланируют в пейзажном стиле. Заново был перестроен и дом, его поставили на высоком склоне реки Скниги таким образом, что из окон открывался прекрасный вид на луга и леса. В усадьбе был сделан комплекс прудов, которые несли как практическую пользу, так и служили для украшения. Это была усадьба нового типа, не только представлявшая собой хозяйственную единицу, но и превращенная в эстетически организованное пространство, не виданное до тех пор в провинции.

     В дом Болотовых приезжали родственники и друзья. Князь развлекал их музыкой, разговорами о литературе, прогулками по парку, давал рекомендации из личного опыта об устройстве усадебного дела. В Дворянинове А.Т.Болотов начал производить опыты по научному ведению сельского хозяйства, позже теоретические и практические успехи он изложил в журналах «Сельский житель» и «Экономический магазин». практические советы оказали большое влияние на усадебную культуру.38

     В 1776 году Болотов переехал в Богородицк. В монографии Новикова «Болотов» имеется подробное описание жизни князя в городе, даются сведения о его культурной деятельности и досуге. В Богородицке он много занимается литературой, наукой, продолжает сельскохозяйственные опыты, им создан в городе удивительный и необычный парк.39

     Почти ежедневно к нему съезжаются местные  дворяне и чиновники, слушали  музыку, устраивали чтения вслух, гуляли по садам, обустроенным им. Частыми  гостями «богородицкого управителя» были директор тульского народного училища И.И.Хомяков и его брат, губернатор М.И.Муромцев, алексенский дворянин А.А.Змеев, другие соседи – помещики.

     Значительную  роль в жизни Болотова и его окружения играла музыка. Глаголева в своем исследование упоминает, что в 1787 году по приглашению князя приехал поляк- капельмейстер для обучения мальчиков духовой и смычковой музыке.40 Были куплены необходимые инструменты, и вскоре из учеников училища и крепостных Болотова организован оркестр для увеселения гостей «богородицкого управителя».

     Из  дневника сына Болотова известно, что музыка в имении звучала ежедневно, играли в основном классическую, но любили исполнять и русские песни. Порой играли и сами дворяне.

     Дом Болотова был истинным центром культуры того времени. Умный, образованный хозяин, огромная библиотека, домашний оркестр, детский театр – все это делало его средоточием духовной жизни местного дворянского общества.

     Другим  культурным центром был тульский дом Юшковых, родственников Жуковского. Об усадьбе Юшковых можно получить сведения, обратившись к монографии  Глаголевой О.Е. «Русская провинциальная старина». Так же имеются некоторые упоминание о доме Юшковых и у Болотова в его «Жизни и приключениях…».

     Хозяин  усадьбы Петр Николаевич Юшков служил судьей сначала в Белевском уздном суде, а затем состоял на службе в Тульской казенной палате. Юшков считался образованным человеком, вел переписку с Лафатером, швейцарским ученым и философом. Жена его Варвара Афанасьевна много читала, знала иностранные языки, любила музыку и сама прекрасно играла на фортепиано.

     Дом Юшковых, по словам Болотова, был в 1790-е годы «лучшим и приятнейшим во всей Туле»41. Здесь собиралось образованное общество, частыми гостями Ф.Г. Покровский, занимавшийся воспитанием дочерей Юшковых, и директор тульских училищ Ф.А. Левшин. Постоянно приходили родственники семьи Бунины, Вельяминовы, во время приезда в Тулу к ним всегда заходил Болотов с сыном Павлом. В доме устраивались музыкальные вечера, литературные чтения, которыми руководил Покровский. Особенно здесь любили сочинения Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева.

     Два раза в месяц в усадьбе устраивались детские праздники, куда приглашались дети тульских дворян. При участии детей, занимавшихся в домашнем пансионате Юшковых, был устроен детский театр. Им были поставлены первые сочинения В.А. Жуковского- драмы «Камилл, или освобожденный Рим» и «Госпожа де ла Тур», тексты которых не дошли до наших дней.42

     Варвара Афанасьевна не только занималась своим  домашним театром, но и участвовала  в управлении тульским театром, основанным в 1777 году.

     Смерть  Юшковой от чахотки прервала существование  этого культурного центра, П.Н. Юшков с дочерьми после смерти жены переехал к теще, М.Г. Буниной. С этого момента семья большей частью жила в Мишенском.

     Как видно из курсовой работы, дворянской усадьбе уделено не слишком много публикаций исследователей- историков, в основном этой теме посвящены специализированные работы по строительству усадебных домов, обустройству садов. Еще меньше работ посвящено усадьбе дворян Тульской губернии. Главным образом, они посвящены изучению усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне.

     Из  вышесказанного следует, что в XVIII веке, особенно его второй половине, дворянская усадьба резко преображается внешне, несет не только хозяйственное, но и эстетическое значение. Усадьбы становятся культурными центрами провинциальных городов. Не следует идеализировать усадебную культуру в целом. Нередко домашние театры и крепостные оркестры служили развлечением помещика- самодура, никак не «облагораживая» его быт и не поднимая культуру окружающих. Однако те усадьбы, где жили хорошо образованные люди, несли провинциальному обществу идеи Просвещения, показывая образцы культурного быта и духовности. 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Дворянство  всегда отличалось от других сословий, было привилегированным, имело широкие права и свои особенности. Именно в XVIII веке появляется дворянство как обособившиеся сословие, формируется его менталитет, культура, зарождаются традиции, происходят заимствования с Запада.

     На  протяжении существования дворянского  сословия, оно неразрывно было связанно с поместьем, так называемым, «родовым гнездом». Здесь дворянин рождался и проводил свое детство, сюда же он возвращался в старости, доживать остаток лет. Первоначально усадьба была лишь недвижимым имуществом, получаемым за службу, позднее с правом передачи по наследству, несла в основном лишь хозяйственное значение. С отменой обязательной службы, многие дворяне сразу же после учебы возвращались в свое поместье, занимались хозяйством, обустройством усадьбы, некоторые из них - наукой и просветительством в провинции. 

     В работе видно развитие усадебной  культуры, изменения, происходящие за век. На эти изменения прямое влияние имел сам хозяин поместья, подверженный идеям Просвещения. Видно, как с изменением внутреннего мира дворянина меняется внешний вид усадьбы, как она перестает быть только хозяйственной единицей, начинает нести и эстетическое значение.

     Следует заметить, что были попытки поставить  строительство усадьбы на научной  основе, провести ее европеизацию. Быт  и досуг провинциального дворянина  мало чем отличался от столичного. В усадьбе было все необходимое для полноценной духовной жизни: театры, оркестры, богатые библиотеки, парки.

     Из  сказанного видно, что XVIII век привнес ряд новшеств в дворянскую усадьбу, несколько изменил уклад жизни самого дворянина.

     Изучению  дворянства как сословию, его светской жизни посвящено много работ  отечественных историков. Порядком меньше работ имеется по истории культуры дворянской усадьбы, о досуге и быте провинциального дворянина.

     По  итогам работы видно, что наиболее хорошо изучена дворянская усадьба второй половины XVIII века. Также можно сделать вывод, что исследователей больше интересовали усадебные хозяйства Москвы и Подмосковья, причем самые известные: Кусково, Останкино, Остафьево.

     Хорошим источником для получение ценной и полезной информации по проблеме дворянской усадьбы заявленного столетия служит сборник Общества исследователей русской усадьбы «Русская усадьба». Сборник содержит большое число научных статей историков, искусствоведов, музейных деятелей.

     Следует отметить, что ученые- исследователи  усадьбы и провинциального дворянства, главным образом, специализируются по конкретной тематике, а не создают обзорную обобщенную работу. Много интересных работ написано о крепостном театре, об архитектуре и интерьере усадьб, о садово- парковом искусстве. Большинство исследований представлены научными статьями в специализированных сборниках и небольшими монографиями.

Информация о работе Культурный уклад дворянской усадьбы XVIII столетия в дореволю-ционной, советской и постсоветской историографии