Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении быта и досуга дворянской усадьбы XVIII столетия на основе имеющихся публикаций.
Исходя из цели, можно поставить ряд задач:
Рассмотреть литературу, касающуюся устройства русской усадьбы XVIII века.
Проследить изменения усадебного строительства на протяжении столетия, выявить отличия усадьбы первой половины XVIII века от второй его половины, опираясь на отечественную историографию по данному вопросу.
Изучить историографию, посвященную дворянскому быту и духовной жизни провинции.
На примере Тульской губернии оценить роль усадьбы как центра культурного развития, влияющего на культурную жизнь дворянства в целом.
Введение………………………………………………………………………...3-6
Глава I. Характеристика и основные особенности дворянской усадьбы в XVIII веке на основе отечественной историографии
1.1. Дворянская усадьба первой половины XVIII века……………………...7-11
1.2. Изменения в усадебной культуре, произошедшие во второй половине XVIII века…………………………………………………………………….12-18
Глава II. Культурный уклад дворянской усадьбы XVIII столетия в дореволю-ционной, советской и постсоветской историографии
2.1. Быт и досуг провинциального дворянина…………………………...…18-27
2.2. Дворянская усадьба как культурный центр (на примере Тульской облас-ти)………………………………………………………………………..…….27-31
Заключение…………………………………………………………………...32-33
Список источников и литературы……………………………………….. ...34-36
Обновление подмосковных дворянских усадеб фиксируется документами конца 20-х - 30-ми гг. XVIII века. В это время обстраивается усадьба Глинки графа Я. В. Брюса, у графа М. Г. Головкина в селе Сафарино к 1740 году были выстроены новая церковь Богоматери Одигитрии и каменный господский дом.12 Внутри дома уже по новым правилам были оштукатурены стены, упоминаются «зала» и камин. В эти же годы перестраивались подмосковные усадьбы князя Д. М. Голицына в Богородском, князя А. М. Черкасского в Останкине, графа П. Б. Шереметева в Кускове.
Одновременно со строительством новых хором, в аристократических усадьбах разбивались регулярные сады. Вопросу развития садово- паркового искусства в усадьбах дворян уделяли внимание ряд исследователей, имеется некоторое количество публикаций непосредственно по этой тематике. Следует обратить внимание на статью Д. Н. Замятина «Русская усадьба: ландшафт и образ».
Искусственно созданные земляные рвы, фонтаны, копаные пруды с геометрически очерченными берегами - все это превращало плоскую территорию в произведение садовой архитектуры. В статье Замятин указывает на то, что сады того времени являлись продолжением парадных залов под открытым небом. Регулярные или, как их называли современники, архитектурные сады, украшались живописными перспективами с изображением различных видов, ветряных мельниц, каскадов, человеческих фигур13.
Деревьям и кустарникам регулярного сада с помощью стрижки придавали изощренные и неожиданные формы птиц, животных, архитектурных сооружений. В описи кусковского сада упоминались деревья, «стриженные мужиками, бахусами, сидячими собаками, курицами, гусями, человеками с рыбьими плесками»14.
Наличие в садах мраморной скульптуры определялось, как характером сельского дома, так и чином, состоянием и богатством его хозяина. Садовая скульптура в аллеях регулярного сада располагалась в определенном порядке, с учетом ее сюжета, тематики, символики мифологической или аллегорической.
Своеобразие культурной специфики аристократических усадеб этого периода заключалось в обращении к европейским и восточным разностильным архитектурным прототипам и использовании их в несвойственной для них среде. Садовые домики регулярных садов стилистически интерпретировали чужую архитектуру, создавая имитацию живой узнаваемой картины быта.
При устройстве и убранстве крупной подмосковной дворянской усадьбы середины XVIII в. довольно свободно использовались художественные идеи столичных петербургских образцов, за счет огромных территорий, использования пышного декоративного убранства в постройках всего ансамбля. В то же время дворянские усадьбы, даже богатых владельцев, располагавшиеся в отдалении от центра, в провинции, по-прежнему сохраняли облик традиционного «помещикова двора» с типичным для него набором хозяйственных строений.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
еще с первой четверти XVIII столетия
в усадебное строительство и быт вносятся
новшевства, начинается европеизация
дворянской усадьбы, начавшаяся со столичных
поместий Санкт-Петербурга и Москвы, а
далее распространившаяся и в провинциальные
города России. Исследованием усадеб первой
половины XVIII века хотя бы косвенно занимались
многие ученые искусства, однако главным
образом их интерес был сосредоточен на
усадьбах Москвы и Подмосковья.
1.2.Изменения
в усадебной культуре,
произошедшие во второй
половине XVIII века
Известный
историк искусства Римма
Из научной статьи Е. И. Старовой «Русский загородный дворец в контексте идей эпохи Просвещения» видно, как под влиянием Просвещения и веяний с Запада изменилось художественное сознание современников, теперь категорией прекрасного становится естественная красота природы, «благородная простота и спокойное величие», а не напыщенная роскошь, свойственная первой половине века.16 Русские аристократы покинули свои роскошные апартаменты и перешли жить в дома «Уединения», скрытые в зелени парков. Такие дома отличались скромной отделкой, в них не было торжественных анфилад комнат с большими зеркалами, бархатных и шелковых обоев и золоченой резьбы.
Собственно тот поэтический образ русской усадьбы, запечатленный в нашей памяти благодаря художественным полотнам более позднего времени - второй половины XIX - начала XX вв. Б. Э. Борисова-Мусатова, С. Ю. Жуковского, литературными произведениями И. С. Тургенева, А.П.Чехова, И. А.Бунина, связан с усадьбами последней трети XVIII - начала XIX вв., с их романтическими пейзажами, парковыми беседками, классическими портиками господских домов. Об архитектурном облике и обстановке помещичьи домов в губерниях можно судить по рассказам графа М. Д. Бутурлина17, А. Т. Болотова18 и других.
Новые
черты в культуре, искусстве, быту
оказали прямое воздействие на формирование
архитектурно-художественного
Замечательной чертой архитектуры русской усадьбы этого периода было ее органичное слияние с природным пейзажем. Строгие классические формы усадебных построек оказались близкими именно в сельской среде, неотделимыми от картины русской природы. Выделявшиеся на местности усадебные дома вместе с церковью обычно располагались на возвышенности возле водоемов.
После
1762 г. строительство богатых
Бурное
усадебное строительство
В. С. Дедюхина занималась изучением жизни и творчества крепостных мастеров на примере двух известных усадьб Кусково и Останкино. Так она отмечает, что в строительстве дворянских усадеб в провинции участвовало множество безымянных мастеров, крепостных архитекторов и художников.20 Будучи заказчиками и создателями, руководствуясь собственным вкусом, владельцы принимали активное участие при составлении архитектурных проектов, внутреннего убранства домов, оформлении территории своей усадьбы.
При формировании архитектурно-художественного облика своей усадьбы владельцы обращались к определенному прототипу. Для аристократических ансамблей таким источником обыкновенно являлись царские пригородные резиденции. Например, в исследовании Дедюхиной упоминается, что граф П. Б. Шереметев при обновлении своего Кускова в 70-х гг. XVIII вв. запрашивал из Москвы планы всех строений и рисунок с «партера английского нерегулярного какой в Царском Селе».21 Довольно часто в усадебном строительстве повторялись уже существующие постройки в имениях других помещиков.
При строительстве своих усадеб владельцы средней достатка, которые не могли оплачивать услуги дорогих специалистов, обращались к печатным изданиям и руководствам. Для владельцев провинциальных небольших усадеб строительными руководствами служили труды Вольного Экономического общества, журнал «Экономический магазин», издаваемый Н. И. Новиковым и А. Т. Болотовым. Материалы статьи «О строении», помещенные в «Экономическом магазине» 1782 г. Особым спросом пользовалась книга Ивана Лема «Опыт городовым и сельским строениям, или Руководство к основательному знанию производить всякого рода строение». Данные издания могут иметь высокую научную значимость для исследования усадебного строительства XVIII столетия.
При оформлении усадебного ансамбля последней трети XVIII в. особое место отводилось окружающему пейзажу, подчеркивались достоинства и выразительность естественного ландшафта, рельефа местности, зеленых массивов, водоемов, последним придавалась конфигурация природных озер.
В
русских аристократических
На
смену садовым домикам
В усадебных садах устраивались общественные гуляния с различными зрелищами и играми. Так, например, в Кускове дважды в неделю съезжалось до трех тысяч гуляющих. Во время приемов и праздников сады иллюминировали, устраивали фейерверки, театральные представления. Все это сопровождалось музыкой роговых оркестров с ее «чудными, восхитительными, волшебными звуками».
Дворянская усадьба XVIII в. формировалась и эволюционировала в русле современных ей передовых идейно-эстетических и художественных направлений отечественной и европейской культуры, аккумулировала в себе духовную, художественную и материальную культуру современного общества. Культура дворянской усадьбы является своеобразным конгломератом культур. Помимо официального господствующего направления, которое было ее фундаментом, она включала элементы городской и народной культуры. Характерной особенностью усадебной культуры является участие в ее формировании крепостных архитекторов, художников, актеров, ремесленников. Творчество крепостных стало органической частью усадебной культуры XVIII в. и как явление было вызвано к жизни социальной атмосферой того времени. Крепостническая природа дворянской усадьбы придает ее культуре противоречивый, двойственный характер.
С 1760-х гг., после отмены обязательной дворянской службы начинается расцвет сельской усадьбы. Изменения в облике усадьбы становились заметными не сразу. Привычный, традиционный уклад нарушался далеко не всеми владельцами. Доля усадебных селений по уездам к 1780-м гг. понизилась. Возросла и доля имений без усадебных домов. По мнению Р. М. Байбуровой, это было связано с перемещением части дворян в города, в новые уездные учреждения.23 Как и прежде, усадебные дома были главным образом деревянными. Как и в первой половине столетия основная масса дворян в уездах владела одной усадьбой. Показательно, что резко снизилась численность усадебных имений без крестьянских дворов. У состоятельных помещиков усадебное хозяйство в таких отраслях, как животноводство, птицеводство, садоводство, рыбоводство, по-прежнему занимало прочные позиции. Новой и довольно яркой чертой усадьбы второй половины XVIII в. стало заведение заводов и фабрик.24 Заметными становились конные заводы. Много действовало и небольших заведений домашнего типа, обслуживавших усадебные потребности.
Возросло число усадеб в уездах вблизи Санкт-Петербурга. Многие из них заметно отличались от усадебных имений других уездов. Это были загородные постройки дворцового типа, предназначенные для отдыха, увеселений, охоты. Их хозяйственное значение в области земледелия и животноводства отступало на второй план.
Усадебная жизнь во второй половине XVIII в. претерпела значительные изменения. С возвращением дворян в имения им приходилось вникать в хозяйственные заботы. Часть помещиков задумывалась о совершенствовании земледельческих и иных работ, обращалась к справочным книгам, проводила наблюдения и опыты. Заметно возросло внимание к внешнему виду и внутреннему убранству усадебных домов, к удобству проживания в них. Господский дом становится очагом духовной жизни, чтение книг и журналов стало обычным явлением. Скромная, без вызывающей роскоши сельская жизнь представляется идеалом для сельского помещика.
На фоне обычных господских домов резко выделяются усадьбы богатых дворян. Большие материальные возможности позволили знати строить настоящие сельские дворцы. Некоторые усадебные дома представляли собой уникальные сооружения, ибо воздвигались по проектам выдающихся архитекторов. Окружающие их сады и парки представляли собой подлинные жемчужины ландшафтной архитектуры. Ряд усадеб по своим архитектурным достоинствам не уступал лучшим образцам общеевропейского значения. Богатые владельцы создавали коллекции минералов, монет, книжные собрания насчитывали тысячи томов. Дома украшались портретами, натюрмортами, стенной живописью, скульптурой.