Культурный уклад дворянской усадьбы XVIII столетия в дореволю-ционной, советской и постсоветской историографии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении быта и досуга дворянской усадьбы XVIII столетия на основе имеющихся публикаций.
Исходя из цели, можно поставить ряд задач:
Рассмотреть литературу, касающуюся устройства русской усадьбы XVIII века.
Проследить изменения усадебного строительства на протяжении столетия, выявить отличия усадьбы первой половины XVIII века от второй его половины, опираясь на отечественную историографию по данному вопросу.
Изучить историографию, посвященную дворянскому быту и духовной жизни провинции.
На примере Тульской губернии оценить роль усадьбы как центра культурного развития, влияющего на культурную жизнь дворянства в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3-6
Глава I. Характеристика и основные особенности дворянской усадьбы в XVIII веке на основе отечественной историографии
1.1. Дворянская усадьба первой половины XVIII века……………………...7-11
1.2. Изменения в усадебной культуре, произошедшие во второй половине XVIII века…………………………………………………………………….12-18
Глава II. Культурный уклад дворянской усадьбы XVIII столетия в дореволю-ционной, советской и постсоветской историографии
2.1. Быт и досуг провинциального дворянина…………………………...…18-27
2.2. Дворянская усадьба как культурный центр (на примере Тульской облас-ти)………………………………………………………………………..…….27-31
Заключение…………………………………………………………………...32-33
Список источников и литературы……………………………………….. ...34-36

Работа содержит 1 файл

ККР по ИИН.docx

— 110.27 Кб (Скачать)

     Из  вышесказанного видно, что во второй половине XVIII века усадьба претерпевает ряд существенных изменений. Меняется стиль строений, растет слияние усадьбы с природным ландшафтом, обустройство поместья ведется научным путем с ориентиром на идеи Просвещения.

     Изучению  усадебной культуры второй половины XVIII века посвящено сравнительно больше исследований, нежели предыдущему периоду. Большое число статей по данной теме опубликовано на страницах «Русской усадьбы». Следует отметить, в основном публикации посвящены конкретным усадьбам.

     Русская дворянская усадьба второй половины XVIII века - это время, когда усвоение европейской культуры перестает быть чисто внешним, когда создается новая система ценностей, новый тип мышления, новые представления о человеке. На основе внешних изменений усадьбы, видны внутренние изменения дворянского сословия. 
 

     Глава II. Культурный уклад дворянской усадьбы XVIII столетия 

2.1. Быт и досуг провинциального дворянина. 

     Усадебная жизнь русского дворянства – удивительный культурный феномен, строго ограниченный во времени и пространстве. Это, с одной стороны, наше отечественное явление, выросшее из российской культурной почвы, с другой – это еще и отечественный вариант общеевропейской культуры рубежа XVIII–XIX вв. Философия и художественная литература эпохи Просвещения играли немаловажную роль в осознании дворянином себя в усадебной среде.

     Каждый  дворянин обладал каким-то имуществом: усадьбой, крестьянами. Количество их естественно зависело от состоятельности человека. Но это его имущество начинало интересовать его только после отставки. Ведь именно после отставки, на покое дворяне всерьез начинали заниматься своим хозяйством. Оно оставалось теперь единственным средством пропитания отставного дворянина. После отставки именно в усадьбе начиналась другая, спокойная жизнь, а иногда жизнь, полная развлечений. Имущество дворянина передавалось ему по наследству от родственников.

     Изначально  поместье служило для дворянина  лишь источником дохода, так как, находясь на постоянной службе, он практически не жил в нем. Интересы помещиков и хозяйственные обязанности крепко привязали дворянство к провинции.  Манифест  1762  года,  освободивший  дворян  от  обязательной  службы,  способствовал  оттоку  основной  дворянской  массы  из  столиц  в  провинцию, поместье стало основным местом жительства мелкого и среднего дворянства. Поместное дворянство способствовало развитию культуры в провинции.

     На  этот период приходится процесс складывания дворянской усадьбы, сыгравшей важную роль в культурном развитии России второй половины XVIII – начала XIX в. Еще дореволюционный историк Савёлов Л.М. в своем труде «Дворянское сословие в его бытовом и общественном значении» заметил, что феномен русской усадьбы состоит в том, что именно она, а не город, имела основное значение в становлении культурных традиций.25 Создаваемая дворянином, как частным человеком, усадьба выражала мир его души, чувств, переживаний, и чем интересней оказывалась личность владельца, тем уникальнее было его творение.

     Усадьба нового типа, которая создавалась  под влиянием просветительских идей, представляла собой уже не только хозяйственную единицу, но и эстетически организованное пространство. Дворянская усадьба рассматриваемого периода – это важнейшее духовное, культурное и социально-психологическое пространство, сфера становления и выражения личности владельца.26

     Яркая и молниеносная история русской  дворянской усадьбы охватывает не более чем полстолетия. Некоторые фамилии получают землю в собственность где-то в середине XVII в., но строительство усадебных ансамблей начинается только с последней четверти XVIII в., когда и формируется единый, детально продуманный комплекс: строится барский дом, разбивается парк, создается система каскадных прудов, освящается церковь, возникает родовое кладбище.

     После  отмены  обязательной  службы  основной  задачей  дворянства  становится  не служба,  а  служение  в  более  широком  смысле  этого  слова,  включающем  в  себя  в  первую очередь общественное служение. Этим новым представлениям соответствовала система губернского управления.

     Расширение  правовой  базы  дворянства  способствовало  консолидации  сословия,  росту  сословного  самосознания,  что  повлекло  за  собой  необходимость  реформировать систему дворянского образования.

     Эволюция  прав  дворянского  сословия,  пожалованных  центральной  властью,  показывает,  как  государство  законодательными  методами  "лепило"  сословие  в  целом.  Путем укрепления экономического положения и предоставления полномочий в области вотчинного   и   губернского   управления   правительство  создавало  экономически  сильный  класс, воспитывало верноподданнические  чувства в этом сословии.

     Огромная  заслуга Петра I в том, что он привил дворянству мысль о необходимости образования.  Выполнение служебных обязанностей,   накладываемых   обязательной службой, требовало от дворян определенной подготовки. К тому же для дворян мелкопоместных жалованье было одним из основных источников дохода. Таким образом, экономическая  и  социальная  необходимость  закрепляют  в  сознании  дворянского  сословия мысль о необходимости образования. В  середине  XVIII  века  самосознание  дворянства  делает  следующий  шаг:  наиболее прогрессивная часть дворянского общества начинает обращать самое пристальное внимание на систему воспитания молодого дворянина, которое начинается еще родной усадьбе либо отцом семейства, либо нанятым учителем.27

     Если  для  Петра  и  его  сподвижников  жизнь  и  работа  были  неразделимы, то в середине  века  ситуация  меняется:  служба  и  светская  жизнь  начинают  резко  разделяться.  Елизавета  Петровна  умела сделать  досуг  праздником, не  затрагивая   сферу   службы,   она   стремилась   совершенствовать его.   Вместе   с   понятием досуга появляются  одобренные  обществом  способы  его  заполнения,  такие  как  литература,  театр,  музицирование.  Участие в светской  жизни и развитие   норм   этикета   требуют   развития   светских   навыков.   Это   время   создало   целую систему  закрытых   учебных   заведений и кадетских корпусов,   в   которых дворян  готовили  не  только  к служебной,  но  и к общественной  жизни.

     К   середине   XVIII   века   изживает   себя   узкопрофессиональная   система   подготовки кадров. В  связи  с  ростом  значимости  дворянского  сословия  в российском обществе и повышением его общекультурного уровня в круг изучаемых предметов   для   сословных   корпусов   вводятся   общеобразовательные   дисциплины. Образование   становится   общим,   готовящим   ко   всем видам   службы,   "пристойной"   для   дворянства.   В   то   же   время   светское   общество начинает  требовать  от  дворянина  некоторого  знания  истории,  искусства,  культуры, всего того, что может быть темой для легкой светской беседы.28

     Придворный  церемониал и светские условности предписывали определенное ролевое поведение всем участникам придворного действа, от императрицы до пажа. Театр входит в моду. Игра становится нормой поведения, а декорации и костюмы переносятся в жизнь.

     Художественная  культура дворянской усадьбы тесно  связана с искусством театра. Увлечение театром в последней трети XVIII в. затронуло всю Европу: «страсть устраивать спектакли овладела всеми обществами, только и слышишь разговор о маленьких театрах на дачах в окрестностях Парижа». В уже упомянутой статье Е. И. Старовой «Русский загородный дворец в контексте идей эпохи Просвещения» автор отмечает, что схожая картина наблюдалась в это время и в России, где наряду с любительскими, возникли частные крепостные театры.29 На рубеже ХVIII-ХIX вв. в России насчитывалось 173 крепостных театра. Домашними труппами владели П. М. Волконский,Н. И. Одоевский, А. И. Гагарин, Н. Г. Шаховской и многие другие. Лучшие театры были у Н. П. Шереметева, Н. Б. Юсупова, А. Р. Воронцова.

     В качестве источника по истории русского усадебного театра может быть полезна  статья Коровиной  «Русские усадебные театры (вторая половина XVII – первая часть XIX века)».30

     Крепостной  усадебный театр XVIII в. явился одним из основных источников русского театра XIX в. Как это ни покажется парадоксальным, крепостной театр был порождением просветительской эстетики. В Европе пропаганда новых философских идей в общедоступной форме начала проводиться именно с театральной сцены.

     С театральных подмостков в жизнь  попала не только бутафория. В   Кусково,   где   был   прекрасный   театр,   сохранились   фигуры-обманки,   и,   по   имеющимся   данным,   использовались  они  вовсе  не  в  театре,  а  в  парке.

     Жизнь и театр наиболее прочно переплелись  в маскарадах. Театрализация  жизни,  присущая   елизаветинской  эпохе,  вызвала к  жизни блистательные придворные маскарады. Маскарадные   костюмы   оговаривались   даже   в   законодательных   документах, они признавались чисто дворянским развлечением.

     В  елизаветинское   время  наблюдался  мощный  всплеск  театрального   искусства, происходит массовое появление домашних театров как в столицах, так и в провинции. Вообще, театромания приняла такие размеры, что правительство издало указ, разрешающий всем  желающим  устраивать  театры. В  домашних  и  в  публичных  театрах  ставились  и  переводные,  и  русские  пьесы,  и пьесы на иностранных языках.

     Е.Н. Коровина  обращает внимание на то, что, как художественное явление, крепостной театр имел противоречивый характер, на его сцене озвучивались глубоко философские идеи о победе разума, жизненной правды, пропагандировались человеческие добродетели, равенство всех членов общества.31 Рупором же всех этих идей выступали актеры, лишенные свободы, физически и духовно зависимые от прихоти хозяина. И все же очевидно влияние крепостного театра на распространение и усвоение определенной частью русского общества основных идей просветительства, на знакомство с европейской театральной культурой и литературой.

     Усадебный быт богатых помещиков мало чем  отличался от городского. По выражению  современников, они вели «городскую жизнь в деревне». Летнее время у них проходило в праздниках, приемах гостей, выездах на охоту, в занятиях «художествами», чтением книг, «научными занятиями». Математикой и естественными науками занимался в своей усадьбе Глинки под Москвой известный деятель петровского времени Я. В. Брюс. Там у него, пишет Шмелев А.А. в статье «Русская усадьба. 1710 – 1760-е годы. Архитектура. Интерьер»,  были собраны математические и механические инструменты, устроен «музеум» с «натуриялими», «антиквитстыми», минералами, редкими монетами, «личинами и вообще как иностранными, так и внутренними курьезностями».32 В. Г. Орлов в подмосковной Отраде имел физический и рудный кабинеты . А. К. Разумовский в подмосковной усадьбе Горенки создал в 1777 г. огромный ботанический сад с оранжереями, теплицами, где выращивалось до 10 тысяч различных растений. Там же у него имелись колоссальный зимний сад, гербарий, библиотека по ботанике.

     Такой исследователь, как У. Г. Яввск, занимался изучением библиотек дворян. В своей статье «Частные библиотеки в России» он описывает библиотеку Брюса и Шереметьева. Книжные собрания отражали интересы и вкусы своих хозяев. Состав библиотеки Я. В. Брюса носил энциклопедический характер, в нее входили сочинения на иностранных языках по математике, физике, военным наукам, истории, в т. ч. несколько русских летописей, философии, медицине. Н.П.Шереметев составил в Останкине прекрасную библиотеку по театру и музыке.33 В его имении Вощажникове размещалась специальная библиотека по охоте.

     Музейный  деятель Иванов Д.Д. изучал искусство в усадьбах дворян. Примечательна написанная им по этой теме статья «Искусство в русской усадьбе». Автор рассматривает в ней все виды искусства. Представленные в русской усадьбе: театр, литературу, живопись.

     Предполагалось, что светский просвещенный человек  екатерининской эпохи должен был быть образованным, тонко чувствовать искусство, окружать себя художественными произведениями, поэтому у богатых помещиков наряду с библиотечными собраниями складывались художественные коллекции, главным образом живописные, формировались галереи «знатных людей». Предметы прикладного искусства для людей XVIII века еще не представляли коллекционного интереса. Они включались в общее убранство дома, служили его украшением, рассматривались сугубо в бытовом плане.

     Создавались и специальные картинные галереи  европейской живописи, которая стала  предметом страстного коллекционирования в последней трети XVIII в. Просвещенные аристократы, такие, как Строгановы, Юсуповы, Демидовы, Воронцовы, Шереметевы имели в своих усадьбах живописные собрания с подлинными шедеврами известных европейских мастеров XVII-XVIII вв. 34

     Притоку живописных полотен европейских  художников в дома русской знати в немалой степени способствовали революционные события во Франции.

     Коллекционирование  дорогих предметов искусства, содержание собственных театральных трупп было не под силу небогатым помещикам. Их досуг проходил в посещениях или приеме гостей, играх, в занятиях «кабинетными упражнениями» или «художествами». 

     Владельцы провинциальных усадеб создавали свои  картинные галереи и украшали стены комнат росписями с изображением китайцев, диких американцев, пальмовых деревьев, экзотических птиц и зверей, как это было у П. И. Куралесовой в Чурасове Симбирской губернии. Одним из любимых жанров «комнатной живописи», украшавшей интерьеры провинциальных помещичьих усадеб, было изображение ландшафтов. Это согласовывалось с рекомендациями теоретика садово-паркового искусства X. Гиршфельда, чей трактат был известен в России в переводе А. Т. Болотова. Сам Болотов писал: «В комнатах, обогащенных прекрасными ландшафтными картинами, дышит все вокруг нас прекрасным сельским воздухом. При входе нашем с надворья не находим мы ничего негодного, никакого противоречия, но некое согласие между внутренностью дома и надворьем...»35. Исполнителями «комнатной живописи» были крепостные мастера. Естественно, что деятельность таких мастеров была непрофессиональной, далекой от творческой. Однако и вкусы заказчиков таких «художеств» не были утонченными, их вполне удовлетворял исполнительский уровень мастерства.

Информация о работе Культурный уклад дворянской усадьбы XVIII столетия в дореволю-ционной, советской и постсоветской историографии