К концу 30-х
годов тяжелое наследие царизма
– массовая безграмотность –
было преодолено. По данным переписи
1939 г., процент грамотных в возрасте
9-49 лет составил по РСФСР 89.7%.
Различия между городом и деревней,
между мужчинами и женщинами
по уровню грамотности сохранились
незначительные. Так, грамотность
мужчин составляла 96 %, женщин –
83,9 %, городского населения –94,9 %,
сельского – 86,7 %. Однако, еще много
неграмотных было среди населения
старше 50 лет.
Музыкальное образование
стало доступным народу. И немало
талантов, вышедших из трудовой
среды, получили свободный доступ
в музыкальные школы, училища
и консерватории. Начинает развиваться
и музыкальная самодеятельность.
В фабричных и заводских клубах,
в частях Красной Армии и
Флота создаются хоровые и
драматические кружки, духовые оркестры,
оркестры народных инструментов.
Ставятся музыкальные инсценировки
на политически актуальные темы.
Большой вклад
в организацию народного образования
и просвещения, в развитие педагогики
внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов,
талантливые педагоги А.С. Макаренко,
П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.
К концу 30-х
годов в СССР насчитывалось более 10 млн.
специалистов, в том числе около 900 тыс.
человек с высшим образованием. Инженеров
с высшим образованием было в два раза
больше, чем в США. Однако уровень их квалификации
оставался значительно ниже.
Культура СССР
шла по своему, особому пути, во
многом определенному Коммунистической
партией. В 30-е годы советская
наука перешла на плановую
систему. Множество научных учреждений
возникло на периферии. Были
созданы филиалы Академии наук
в Закавказских республиках, на
Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане.
Партия требовала, чтобы наука
обслуживала практику социалистического
строительства, оказывала непосредственное
воздействие на производство, способствовала
укреплению военной мощи страны.
Заключение
20-30е годы вошли
в историю нашей страны как
период осуществления «культурной
революции», под которой подразумевалось
не только значительное повышение,
по сравнению с дореволюционным
периодом, образовательного уровня
народа и степени его приобщения
к достижениям культуры, но и
безраздельное торжество марксистско-ленинского
учения, превращение литературы
и искусства в институт воздействия
на массы. Одной из основных
черт этого периода является
всеохватывающий партийно-государственный
контроль над духовной жизнью
общества с целью формирования
человека коммунистического типа,
внедрения в массовое сознание
единственной унифицированной идеологии,
оправдывающей и обосновывающей
все деяния режима.
Революция сделала
все сокровища культуры и искусства
достоянием трудящихся. Широко раскрылись
для народа двери дворцов, музеев,
театров, концертных залов. Сюда
пришли необычные зрители и
слушатели: - рабочие и крестьяне,
красногвардейцы и матросы. «Новый
зритель оказался чрезвычайно
театральным; он приходил в
театр не мимоходом, а с трепетом
и ожиданием чего-то важного,
невиданного. Он относился к
актеру с каким-то трогательным
чувством». Росло и развивалось
музыкальное творчество, оперно-театральная
и концертная жизнь, музыкальное
образование, массовая музыкальная
самодеятельность.
Произведения
тех лет призваны были способствовать
культурному росту народа, пробуждать
и поднимать новые, молодые
творческие силы из его глубин.
Хотя партия и государство
установили полный контроль над
духовной жизнью общества, ее
целью было поднимать в народных
массах дух культуры, пробуждать
тягу к искусству, в то же
время не выпуская из под контроля. В.И.Ленин
говорил: «Оно должно пробуждать в них
художников и развивать их».
Культурное развитие
данного периода очень неоднозначно,
что оставляет вопросы для размышления
и по сей день. Хотя он глубоко ознаменовался
в развитие страны по отношению к другим
государствам.
БИБЛИОГРАФИЯ
“Культурная
революция и духовный процесс”.
С.А. Красильников, Л.Ф. Масс, В.Л.
Соскин. В сборнике “Историки
отвечают на вопросы”. Москва
– Московский рабочий – 1998
г.
“Культурология”.
Учебное пособие под редакцией М.А. Барт.
Москва – МГУ –1996 г.
“Политическая
система 20-30-х годов”. Ю.С. Борисов,
В.М. Курицын, Ю.С. Хван. В сборнике
“Историки отвечают на вопросы”. Москва
– Московский рабочий – 1999 г.
“Советская культура
и российская действительность”.
В.А. Пономарев. Москва – “Дрофа”
– 1997 г.
“Эти трудные
20-30 годы”. Ю.С. Борисов. В сборнике
“Страницы истории советского
общества”. Москва - Издательство
политической литературы – 1992
г.