Культурная жизнь в конце 20-х — 30-е годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:54, реферат

Описание работы

Идеологизация культуры. С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.).

Работа содержит 1 файл

реферат история.docx

— 42.40 Кб (Скачать)

 К концу 30-х  годов тяжелое наследие царизма  – массовая безграмотность –  было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами  по уровню грамотности сохранились  незначительные. Так, грамотность  мужчин составляла 96 %, женщин –  83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %. Однако, еще много  неграмотных было среди населения  старше 50 лет.

 Музыкальное образование  стало доступным народу. И немало  талантов, вышедших из трудовой  среды, получили свободный доступ  в музыкальные школы, училища  и консерватории. Начинает развиваться  и музыкальная самодеятельность. В фабричных и заводских клубах, в частях Красной Армии и  Флота создаются хоровые и  драматические кружки, духовые оркестры, оркестры народных инструментов. Ставятся музыкальные инсценировки  на политически актуальные темы.

 Большой вклад  в организацию народного образования  и просвещения, в развитие педагогики  внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагоги А.С. Макаренко,  П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.

 К концу 30-х  годов в СССР насчитывалось более 10 млн. специалистов, в том числе около 900 тыс. человек с высшим образованием. Инженеров с высшим образованием было в два раза больше, чем в США. Однако уровень их квалификации оставался значительно ниже.

 Культура СССР  шла по своему, особому пути, во  многом определенному Коммунистической  партией. В 30-е годы советская  наука перешла на плановую  систему. Множество научных учреждений  возникло на периферии. Были  созданы филиалы Академии наук  в Закавказских республиках, на  Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане. Партия требовала, чтобы наука  обслуживала практику социалистического  строительства, оказывала непосредственное  воздействие на производство, способствовала  укреплению военной мощи страны. 
 
 
 
 

 Заключение 

20-30е годы вошли  в историю нашей страны как  период осуществления «культурной  революции», под которой подразумевалось  не только значительное повышение,  по сравнению с дореволюционным  периодом, образовательного уровня  народа и степени его приобщения  к достижениям культуры, но и  безраздельное торжество марксистско-ленинского  учения, превращение литературы  и искусства в институт воздействия  на массы. Одной из основных  черт этого периода является  всеохватывающий партийно-государственный  контроль над духовной жизнью  общества с целью формирования  человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание  единственной унифицированной идеологии,  оправдывающей и обосновывающей  все деяния режима.

 Революция сделала  все сокровища культуры и искусства  достоянием трудящихся. Широко раскрылись  для народа двери дворцов, музеев, театров, концертных залов. Сюда  пришли необычные зрители и  слушатели: - рабочие и крестьяне,  красногвардейцы и матросы. «Новый  зритель оказался чрезвычайно  театральным; он приходил в  театр не мимоходом, а с трепетом  и ожиданием чего-то важного,  невиданного. Он относился к  актеру с каким-то трогательным  чувством». Росло и развивалось  музыкальное творчество, оперно-театральная  и концертная жизнь, музыкальное  образование, массовая музыкальная  самодеятельность.

 Произведения  тех лет призваны были способствовать  культурному росту народа, пробуждать  и поднимать новые, молодые  творческие силы из его глубин. Хотя партия и государство  установили полный контроль над  духовной жизнью общества, ее  целью было поднимать в народных  массах дух культуры, пробуждать  тягу к искусству, в то же  время не выпуская из под контроля. В.И.Ленин говорил: «Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

 Культурное развитие  данного периода очень неоднозначно, что оставляет вопросы для размышления и по сей день. Хотя он глубоко ознаменовался в развитие страны по отношению к другим государствам.  
 
 
 

 БИБЛИОГРАФИЯ 
 

 “Культурная  революция и духовный процесс”. С.А. Красильников, Л.Ф. Масс, В.Л.  Соскин. В сборнике “Историки  отвечают на вопросы”. Москва  – Московский рабочий – 1998 г. 

 “Культурология”. Учебное пособие под редакцией М.А. Барт. Москва – МГУ –1996 г.

 “Политическая  система 20-30-х годов”. Ю.С. Борисов,  В.М. Курицын, Ю.С. Хван. В сборнике “Историки отвечают на вопросы”. Москва – Московский рабочий – 1999 г.  

 “Советская культура  и российская действительность”.  В.А. Пономарев. Москва – “Дрофа”  – 1997 г. 

 “Эти трудные  20-30 годы”. Ю.С. Борисов. В сборнике  “Страницы истории советского  общества”. Москва - Издательство  политической литературы – 1992 г.

Информация о работе Культурная жизнь в конце 20-х — 30-е годы