Однако именно
в ХХ веке в России была
создана тотализированная социокультурная
система, отличительными чертами которой
были идеологический контроль над духовной
жизнью общества, манипулирование сознанием,
уничтожение инакомыслия, физическое
уничтожение цвета российской и научной
и художественной интеллигенции. Словом,
культура советского периода была противоречива.
В ней проявлялись как положительные,
так и отрицательные явления. В ее оценке
необходимо соблюдение принципа объективности,
исключение каких-либо идеологических
пристрастий. В таком ключе необходимо
анализировать культуру России ХХ века.
Темой моего
реферата стало культурное развитие
страны в 20-30е гг. Отличительной
особенностью советского периода
истории культуры является огромная
роль в ее развитии партии
и государства. Партия и государство
установили полный контроль над
духовной жизнью общества.
Задачи экономического
развития страны требовали технически
грамотных, квалифицированных работников.
Вместе с тем развитие народного
хозяйства создавало определенную
материальную базу для культуры.
Ленин говорил о том, что
Россия должна совершить гигантский
скачок, чтобы догнать развитые
страны. Для нас достаточно теперь
этой культурной революции для
того, чтобы оказаться вполне
социалистической страной, но
для нас эта культурная революция
представляет неимоверные трудности
и чисто культурного свойства
(ибо мы безграмотны), и свойства
материального (ибо для того, чтобы
быть культурным, нужно известное
развитие материальных средств производства,
нужна известная материальная база)”.
В 1918 году Ленин
в беседе с К. Цеткин определил
задачи искусства в советском
обществе: «Искусство принадлежит
народу. Оно должно уходить своими
глубочайшими корнями в самую
толщу широких трудящихся масс.
Оно должно быть понятно этим
массам и любимо ими. Оно
должно объединять чувство, мысль
и волю этих масс, подымать
их. Оно должно пробуждать в
них художников и развивать
их».
Писатели и
поэты, художники и музыканты
призваны были воспитывать народ
своим искусством в духе беззаветной
преданности пролетарской революции
и ненависти к старому миру
насилия и рабства.
В последнее
время научные исследования культурное
развитие страны стали весьма
актуальны. Изучение культурного
искусства России, несомненно, помогает
осознанию социального положения
и проблем, стоящей перед ней.
Но существует и обратная связь:
невозможно абсолютно точно понять
современную культуру России, не
принимая во внимание те или
иные социальные изменения, происходящие
в стране за последние десятилетия.
Идеологические
установки коммунистов
по отношению
к культуре
В начале ХХ
века В.И. Лениным были сформулированы
важнейшие принципы отношения
Коммунистической партии к творческой
деятельности, которые легли в
основу культурной политики Советского
государства. В работе “Партийная
организация и партийная литература”
(1905 г.) В. И. Ленин утверждает, что
несостоятельным является стремление
некоторых творческих людей быть
“вне” и “над” классовой
борьбой, поскольку “…жить в
обществе и быть свободными
от общества нельзя”. Классовой
подход к культуре – определяющий принцип
коммунистов к культурному наследию и
происходящим культурным процессам.
Основной целью культуры, по мнению В.И.
Ленина, является не служение “…пресыщенной
героине, не скучающим и страдающим от
ожирения “верхним десяти тысячам”, а
миллионам и десяткам миллионов трудящихся,
которые составляют цвет страны, ее силу,
ее “будущность”. Таким образом, культура
и, в частности, такая ее сфера как искусство,
должны стать “частью общепролетарского
дела”, выражать интересы этого класса.
В марксистской
концепции содержалась мысль
о взаимосвязи всемирно-исторической
миссии пролетариата с перспективами
развития культуры: в какой степени
пролетариат как революционный класс
выразит интересы общества в целом, усвоит,
переработает, разовьет “…все, что было
ценного в более чем двухтысячелетнем
развитии человеческой мысли и культуры”,
в такой мере зависит ее развитие. Отсюда
следует вывод, что гуманистической, в
полном смысле этого слова, становится
та культура, которая порождена классом,
борющимся за свое освобождение. “Класс,
совершающий революцию, - писал В.И. Ленин,
- уже по одному тому, что он противостоит
другому классу, с самого начала выступает
как класс и как представитель всего общества”.
Вместе с тем
Ленин обращал внимание на
следующее крайне важное обстоятельство:
“С точки зрения основных идей
марксизма интересы общественного
развития выше интересов пролетариата,
интересы всего рабочего движения
в целом выше интересов отдельного
слоя рабочих или отдельных
моментов движения”.
Серьезной задачей
культурной революции провозглашалось
приобщение народа к культурным
ценностям, изменение его сознания,
перевоспитание самого человека.
“Раньше, - говорил В.И. Ленин, -
весь человеческий ум, весь его
гений творил только для того,
чтобы дать одним все блага
техники и культуры, а других
лишить самого необходимого –
просвещения и развития. Теперь
все чудеса техники, все завоевания
культуры станут общенародным
достоянием, и отныне никогда
человеческий ум и гений не
будут обращены в средства
насилия, в средства эксплуатации…”.
Государство взяло
на себя финансирование всех
отраслей культуры: образование,
материально-техническое обеспечение,
все виды искусства, установив
строжайшую цензуру над литературой,
театром, кинематографом, учебными
заведениями и т.п. Была создана
стройная система идеологической
обработки населения. Средства
массовой информации, оказавшись
под жесточайшим контролем партии
и государства, наряду с достоверной
информацией использовали прием
манипулирования сознанием населения.
Внушалась народу мысль о том,
что страна представляет осажденную
крепость, и право находиться
в этой крепости имеет лишь
тот, кто ее защищает. Постоянный
поиск врагов становится отличительной
чертой деятельности партии и
государства.
В идеологии
коммунистов особое место занимает
отношение к личности. Создается
система социально-политических
мифов, желаемое выдается за
действительное. Провозглашается горьковское
“Человек – это звучит гордо!”
А на деле личность обесценена,
главное – это коллектив, коллективное
мнение, а личность – это лишь
средство в достижении глобальной
цели – построении коммунизма
и осуществлении мировой социалистической
революции. Человек – это лишь
“винтик” в решении этих задач.
Отсюда вся идеологическая работа
была направлена на формирование
такого “винтика”. Даже нравственность
стала рассматриваться в русле
решения задач построения коммунизма.
В русле классовой
борьбы постоянно противопоставлялась
буржуазная культура новой, пролетарской
культуре. В противоположность буржуазной
культуре новая, социалистическая
культура, по мнению коммунистов,
должна выражать интересы трудящихся
и служить задачам классовой
борьбы пролетариата за социализм.
С этих позиций определялось
коммунистами и отношение к
культурному наследию прошлого.
Новая культура, по их мнению,
вбирает в себя демократические
элементы старой, преодолевая в
длительной борьбе ее реакционные
стороны. Из культурного процесса
исключались многие ценности. В
спецхранилищах оказались произведения
писателей, художников и других представителей
культуры, не угодных коммунистам. Разрушались
дворянские имения, разрушались храмы,
церкви и монастыри, разрушалась связь
времен.
На мой взгляд,
применительно к культуре идея
классовой борьбы и культурной
революции является ложной. Это
всегда связано с разрушением
культурных ценностей. Более предпочтительным
является эволюционный путь развития.
В 30-е годы партийно-государственное
руководство культурой приняло
формы грубого административного
диктата. Массовые репрессии 30-х
– начала 50-х годов привели
к невосполнимым потерям в
области культуры, отразились на
нравственном отношении общества.
Изменение социально-экономических
и политических условий жизни
людей коммунисты рассматривали
в единстве с культурными
преобразованиями. Задачи экономического
развития страны требовали технически
грамотных, квалифицированных работников.
Вместе с тем развитие народного
хозяйства создавало определенную
материальную базу для культуры.
Отличительной
особенностью советского периода
истории культуры является огромная
роль в ее развитии партии
и государства. Партия и государство
установили полный контроль над
духовной жизнью общества. Марксизм-ленинизм
является абсолютной истиной,
которую должны воспринимать
все, а кто с этим не согласен,
того надо перевоспитывать или
изолировать от общества.
Состояние и развитие
культуры СССР
в 20-30-х годах
2.1 творческие организации
и союзы
Классовый подход
к культуре прежде всего отразился
в деятельности Пролеткульта. Это массовая
организация, объединявшая более полумиллиона
человек, из них 80 тыс. работали в студиях.
Пролеткульт издавал около 20 журналов,
имел отделения за рубежом. В наиболее
законченном виде концепцию особой пролетарской
культуры сформулировал А.А. Богданов,
под влиянием которого находились другие
деятели Пролеткульта. Он считал, что культура
каждого класса обособлена, замкнута и
не может быть понята и использована представителями
других классов. Выдвигалась задача создания
самостоятельной пролетарской культуры,
свободной от каких-либо “классовых примесей”
и “наслоений прошлого”. Взгляды А. А.
Богданова разделяли В. Ф. Плетнев, Ф. И.
Калинин и др. В пролеткультовских концепциях
отрицалось классическое культурное наследие
за исключением, пожалуй, тех художественных
произведений, в которых обнаруживалась
связь с национально-освободительным
движением. Идея отрицания культурного
наследия наиболее полно выражена в программном
стихотворении В. Кириллова “Мы”:
“Мы во власти
мятежного страшного хмеля,
Пусть кричат
нам: “Вы палачи красоты”,
Во имя нашего
завтра – сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи,
растопчем искусства цветы!”
Решающие шаги
в продолжение ошибок пролеткульта
были сделаны в октябре 1920 г.,
когда Всероссийский съезд Пролеткультов
принял резолюцию, в которой
отвергались неверные и вредные
попытки выдумывать особую, пролетарскую
культуру. Главным направлением
в работе пролетарских организаций
признавалось участие в деле
народного просвещения на основе
марксизма. Взгляды теоретиков
пролеткульта были подвергнуты
критике В.И. Ленина, А.В. Луначарского,
М.Н. Покровского, Н.К. Крупской,
Я.А. Яковлева.
Другой очень
влиятельной творческой группой
был РАПП (Российская ассоциация
пролетарских писателей). Организационно
ассоциация оформилась на Первом
Всероссийском съезде пролетарских писателей
в Москве в октябре 1920 г. В разные годы
ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах,
Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, В. И. Панферов
и ряд других. Призывая к борьбе за высокое
художественное мастерство, полемизируя
с теоретиками Пролеткульта, РАПП вместе
с тем оставался на точке зрения пролетарской
культуры. В 1932 г. РАПП был распущен.
Художественная
жизнь страны в первые годы Советской
власти поражает пестротой и обилием литературно-художественных
группировок. Только в Москве в 20-х гг.
их насчитывалось более 30. Среди них :
– “Кузница”
(основана в 1920 г.),
– “Серапионовы
братья” (1921),
– “Московская
ассоциация пролетарских писателей"
– МАПП (1923),
– “Левый
фронт искусств” – ЛЕФ (1922),
– “Перевал”
(1923) и др.
Многие литераторы
по своему убеждению были аполитичны.
Так, в манифесте объединения
“Серапионовы братья” провозглашалась
независимость художественного творчества
от политики и идейных убеждений. Однако
творчество “Серапионов”, среди которых
были Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М. М. Зощенко,
В. А. Каверин, выходило за рамки данной
декларации.
В апреле 1932 года
ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке
литературно-художественных организаций»,
которое предусматривало их роспуск и
создание единых творческих союзов. В
августе 1934 года был образован Союз писателей
СССР. Первый же съезд предписал деятелям
советского искусства пользоваться исключительно
методом социалистического реализма,
принципами которого являются партийность,
коммунистическая идейность, народность,
«изображение действительности в ее революционном
развитии». Наряду с Союзом писателей
позднее возникли Союз художников, Союз
композиторов и т.д. Для руководства художественным
творчеством и контролем над ним при правительстве
был образован Комитет по делам искусства.
Таким образом,
большевистская партия полностью
поставила советскую литературу
и искусство на службу коммунистической
идеологии, превратив их в инструмент
пропаганды. Отныне они предназначались
для того, чтобы внедрить в
сознание людей марксистско-ленинские
идеи, убедить их в преимуществах
социалистического общежития, в
непогрешимой мудрости партийных
вождей.
Деятели искусства
и литературы, которые удовлетворяли
этим требованиям, получали большие
гонорары, сталинские и прочие
премии, дачи, творческие командировки,
поездки за границу и другие
блага от большевистского руководства.
2.2 литература и
искусство
Участь не подчинившихся
коммунистическому диктату была, как правило,
трагической. В концентрационных лагерях,
застенках НКВД погибли талантливейшие
представители советской культуры: О.
Мандельштам, написавший стихотворение
«Мы живем под собою не чуя страны…», И.
Бабель, ярко описавший события гражданской
войны в произведении «Первая конная»,
режиссер В. Мейерхольд, журналист М. Кольцов.
Только из членов Союза писателей было
репрессировано 600 человек. Немало деятелей
культуры, например писатель А. Платонов,
художники П. Филонов, К. Малевич и другие,
были лишены возможности издавать свои
книги, выставлять картины. Многие выдающиеся
произведения, созданные в те годы, дошли
до читателя и зрителя не сразу. Только
в 1966 году был издан роман М. А. Булгакова
“Мастер и Маргарита”, в 1986-1988 годах увидели
свет “Ювенильное море”, “Котлован”
и “Чевенгур” А. П. Платонова, в 1987 году
опубликован “Реквием” А. А. Ахматовой.