Культурная жизнь в конце 20-х — 30-е годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:54, реферат

Описание работы

Идеологизация культуры. С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.).

Работа содержит 1 файл

реферат история.docx

— 42.40 Кб (Скачать)

 Пути идейно-политического  самоопределения и жизненные  судьбы многих людей искусства  складывались в эту переломную  эпоху непросто. По различным  причинам и в разные годы  за границей оказались большие  русские таланты, такие как:  И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И.  Куприн, М.И. Цветаева, Е.И. Замятин,  Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, К.А.  Коровин и др. Раньше других  осознал невозможность для себя  жить и работать вне Родины  А.Н. Толстой, вернувшийся из  эмиграции в 1922 г.

 Большую роль  в художественной жизни страны  играли литературно-художественные  журналы. Популярными стали такие  новые журналы как: 

 –    “Новый  мир”,

 –    “Красная  новь”, 

 –    “Молодая  гвардия”,

 –    “Октябрь”, 

 –    “Звезда”,

 –     “Печать  и революция”.

 На их страницах  были впервые напечатаны многие  выдающиеся произведения советской  литературы, публиковались критические  статьи, велись острые дискуссии.  Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо общесоюзных и республиканских  газет почти на каждом предприятии,  заводе, шахте, в совхозе выходила  своя многотиражная или стенная  газета. Книги издавались более  чем на 100 языках мира. Произошла  радиофикация страны. Радиовещание  велось 82 станциями на 62 языках. В  стране насчитывалось 4 млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев.

 К середине 30-х  годов появились новые произведения. Публикуется роман М. Горького  “Жизнь Клима Самгина” (1925-1936). В  романе Шолохова “Тихий Дон” (1928-1940) повествуется проблема человека  в революции, его судьба. Символом  героизма и нравственной чистоты  стал образ Павла Корчагина  – героя романа Н. Островского  “Как закалялась сталь” (1934). Тема  индустриализации отражена в  произведения Л. Леонова “Соть”, М. Шагинян “Гидроцентраль”, В. Катаева “Время вперед”, И. Эренбурга “Не переводя дыхание”. Многие произведения были посвящены отечественной истории. Это “Петр I” А. Толстого, “Смерть Вазир-Мухтара” Ю. Тынянова, драма М. Булгакова “Кабала святош”  и “Последние дни” А.С. Пушкин.

 Блестящие образцы  поэзии дали в своем творчестве  С. Есенин, А. Ахматова, О. Мандельштам,  Б. Пастернак. В жанре сатиры  успешно работали М. Зощенко,  И. Ильф и Е. Петров. Классикой  советской детской литературы  стали произведения С. Маршака,  А. Гайдара, К. Чуковского, Б.  Житкова.

 Развивались культурные  связи с заграницей. Заграничные  поездки совершили С. Есенин, В.  Маяковский. За рубежом были изданы  произведения М. Горького, В. Маяковского,  А. Толстого, В. Иванова, К. Федина, И. Эренбурга, Б. Пильняка, И.  Бабеля. В работе I и II Всемирных  конгрессов писателей в защиту  культуры в 1935 году в Париже  и в 1937 году в Валенсии участвовали  А. Толстой, Б. Пастернак, М.  Шолохов, И. Эренбург, М. Кольцов,  В. Вишневский, А. Фадеев.

Возникло множество  театральных коллективов. Большую  роль в становлении театрального искусства сыграли Большой драматический  театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В. Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.

 К середине 20-х  годов относится появление советской  драматургии, оказавшей огромное  влияние на развитие театрального  искусства. Крупнейшими событиями  театральных сезонов 1925-1927 гг. стали  “Шторм” В. Билля-Белоцерковского в театре им. МГСПС, “Любовь Яровая” К. Тренева в Малом театре, “Разлом” Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом драматическом театре, “Бронепоезд 14-69” В. Иванова во МХАТе. Прочное место в репертуаре театров занимала классика. Попытки ее нового прочтения делались как академическими театрами (“Горячее сердце” А. Островского во МХАТе), так и “левыми” (“Лес” А. Островского и “Ревизор” Н. Гоголя в театре им. В. Мейерхольда).

 Если драматические  театры к концу первого советского  десятилетия перестроили свой  репертуар, то главное место  в деятельности оперных и   балетных коллективов занимала  по-прежнему классика. Единственной  крупной удачей в отражении  современной темы стала постановка  балета Р. Глиера “Красный мак” (“Красный цветок”).

 В странах Западной  Европы и Америки выступили  Л.В. Собинов, А.В. Нежданова,  Н.С. Голованов, труппы МХАТа, Камерного театра, Студии им. Е. Вахтангова, Квартет старинных русских инструментов

 Музыкальная жизнь  страны в те годы связана  с именами С. Прокофьева, Д.  Шостаковича, А. Хачатуряна, Т.  Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. В 1932 году был образован Союз композиторов СССР.

 Росту популярности  кино способствовало появление  отечественных звуковых фильмов,  первыми из которых были в  1931 году “Путевка в жизнь” (режиссер  Н. Экк), “Одна” (режиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг), “Златые горы” (режиссер С. Юткевич). Лучшие фильмы 30-х годов рассказывали о современниках (“Семеро смелых”, “Комсомольск” С. Герасимова), о событиях революции и гражданской войны (“Чапаев С. и Г. Васильевых, “Мы из Кронштадта” Е. Дзигана, “Депутат Балтики” И. Хейфеца и А. Зархи, трилогия о Максиме режиссеры Г. Козинцева и Л. Трауберга). К этому же времени относятся музыкальные комедии Г. Александрова “Веселые ребята”, “Цирк”.

 В 1936 году было  учреждено звание народного артиста  СССР. Первыми его были удостоены  К. С. Станиславский, В. И.  Немирович-Данченко, В. И. Качалов,  Б. В. Щукин, И. М. Москвин,  А. В. Нежданова.

 Как и в других  видах искусства в живописи  был утвержден метод социалистического  реализма. Высшим достижением советских  художников считались картины  Б. Иогансона («Допрос коммуниста»), Б. Грекова и его школы, посвященные военной тематике, портреты М. Нестерова, П. Корина, И. Грабаря, работы А. Дейнеки, воспевающие здорового, сильного человека. Огромное распространение получили парадные портреты вождей народа.

 Советские скульпторы  основное внимание уделяли созданию  монументов, изображающих В.И. Ленина, И. В. Сталина, других руководителей  партии и государства. В каждом  городе стояло по несколько  памятников вождям. Шедевром монументального  искусства того времени считалась  созданная В. Мухиной скульптурная  группа «Рабочий и колхозница»,  изображающая двух стальных гигантов. 
 

2.3 образование и  наука

 Возобновлялось  членство Российской Академии  Наук в международных организациях. Отечественные ученые участвовали  в международных конференциях, в  заграничных научных экспедициях.  Первым официальным выступлением  ученых Советской России за  границей был доклад Н.И. Вавилова  и А.А. Ячевского на международном конгрессе по борьбе с болезнями хлебных злаков в 1921 году в США. Развертывались совместные научные исследования: В.И. Вернадский и молодой тогда Д.В. Скобельцин работали в Радиевом институте в Париже, В.В. Бартольд участвовал в создании Тюркологического института в Стамбуле, начал выходить “Германо-русский медицинский     журнал”. Широко был отмен 200-летний юбилей Российской Академии Наук. На юбилейные торжества приехали более 130 ученых из 25 стран.

 Яркой страницей  в летописи советской науки  явилось освоение Арктики. Осенью 1933 года транспортный корабль «Челюскин», на котором находилась экспедиция во главе с известным ученым О.Ю. Шмидтом, попав в ледовое сжатие и после почти пятимесячного полярного дрейфа, затонув, раздавленный льдами. 101 человек, из них 10 женщин и двое детей высадились на льдину и продолжали изучение климата, течений, химии и биологии Чукотского моря. В апреле 1934 года советские летчики сняли челюскинцев со льдины. За  это летчики первыми в стране получили звание Героя Советского Союза.

 С мая 1937 по  февраль 1938 года продолжался дрейф  на льдине в Северном Ледовитом  океане четверки ученых под  руководством И.Д. Папанина.

 В 1937 году экипаж  летчиков во главе с В.П.  Чкаловым совершил первый в  мире беспосадочный перелет через  Северный полюс из СССР в  США, покрыв свыше 12 тыс. км  за 63,5 часа.

 Продолжая разработку  теории космических полетов К.Э.  Циолковский. Была создана группа  изучения реактивного движения (ГИРД), куда входили Ф.А. Цандер, А.Г. Костиков, создатель первого в мире реактивного оружия, знаменитой в годы войны «катюши». Летом 1933 группа запустила первую ракету на жидком топливе. К этому же времени относится начало изучения стратосферы. 30 сентября 1933 года первый советский стратостат «СССР» поднялся на высоту 19 км, установив тем самым мировой рекорд. 30 января 1934 года второй советский стратостат «Осоавиахим-1» поднялся на высоту 22 км. Полет закончился трагически – гибелью экипажа.

 Серьезный прорыв  был осуществлен советскими физиками  в области изучения атомного  ядра. Исследования ученых способствовали  созданию в будущем советского  атомного оружия и атомных  электростанций.

 Продолжалась  деятельность крупнейшего русского  физиолога И.В. Павлова и его  учеников. На основе научных изысканий  академика С.В. Лебедева в Советском  Союзе впервые в мире было  организовано производство искусственного  каучука. Академиком А.Н. Бахом  была создана и успешно развивалась  новая наука – биохимия. Открытия  в области астрономии сделал  армянский ученый В.А. Амбарцумян.

 Развивалась физическая наука (А.Ф. Иоффе, Д.В. Скобельцин, С.И. Вавилов, И.Е. Тамм, П. Л. Капица), математика и теоретическая механика (С.Н. Бернштейн, И.М. Виноградов, С.Л. Соболев), сельскохозяйственная наука (И.В. Мичурин, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов), история (М.Н. Покровский, Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.Н. Дружинин, М.В. Нечкина, А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, Е.В. Тарле). Гуманитарные науки были полностью идеализированы, то есть ученые могли писать только то, что соответствовало марксистко-ленинской идеологии и партийным установкам. Фактически под запретом находились такие науки как социология, социальная психология. Разгрому и физическому истреблению подвергалась русская школа генетики.

 Однако, усиление  командно-административной системы,  ужесточение контроля вело к  сужению объема информации, поступающей  из-за границы. Личные контакты  с иностранцами и пребывание  за границей становились поводами  для незаслуженных обвинений  в шпионаже советских граждан.  Ужесточался контроль за выездом ученых и представителей культуры за границу.

Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В 1913 году Ленин писал: “Такой дикой  страны, в которой массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой  страны в Европе не осталось ни одной, кроме России”. В канун Октябрьской  революции около 68% взрослого населения  не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%.

26 декабря 1919 г  СНК принял декрет “О ликвидации  безграмотности среди населения  РСФСР”, по которому все население  от 8 до 50 лет обязано было обучаться  грамоте на родном или русском  языке. В декрете предусматривалось  сокращение рабочего дня для  обучающихся с сохранением заработной  платы, организация учета неграмотных,  предоставление помещений для  занятий кружкам ликбеза, строительство  новых школ. В 1920 году была создана  Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР.

 Школа испытывала  громадные материальные трудности,  особенно в первые годы НЭПа. 90% школ были переведены с государственного бюджета на местный. В качестве временной меры в 1922 году в городах и поселках городского типа была введена плата за обучение, которая устанавливалась в зависимости от обеспеченности семьи. По мере общего улучшения экономического положения страны росли государственные ассигнования на образование; получила широкое распространение шефская помощь предприятий и учреждений школам.

 По переписи 1926 года доля грамотного населения  выросла вдвое по сравнению  с дореволюционным временем и  составила 60,9%. Сохранялся заметный  разрыв по уровню грамотности  между городом и деревней –  85 и 55% и между мужчинами и  женщинами – 77,1 и 46,4%.

 Повышение образовательного  уровня населения оказывало непосредственное  воздействие на процесс демократизации  высшей школы.

 Декрет СНК  РСФСР от 2 августа 1918 года “О  правилах приема в высшие учебные  заведения РСФСР провозгласил, что  каждый, достигший 16 лет, независимо  от гражданства и национальной  принадлежности, пола и вероисповедания  принимался в вузы без экзаменов,  не требовалось предоставления  документа о среднем образовании.  Преимущество при зачислении  отдавалось рабочим и беднейшему  крестьянству. Кроме этого, начиная  с 1919 г. в стране стали создаваться  рабочие факультеты. В конце восстановительного  периода выпускники рабфаков  составляли половину принятых  в вузы студентов. К 1927 г.  сеть высших учебных заведений  и техникумов РСФСР насчитывала  90 вузов (в 1914 г. – 72 вуза) и  672 техникума (в 1914 г. – 297 технических  училищ). К 1930 г. выросли капитальные  ассигнования на школу более  чем в 10 раз по сравнению  с 1925/26 годом. За этот период  отрыто почти 40 тыс. школ. 25 июля 1930 г. было принято постановление  ЦК ВКП(б) “О всеобщем обязательном начальном обучении”, которое вводилось для детей 8-10 лет в объеме 4-х классов. 

Информация о работе Культурная жизнь в конце 20-х — 30-е годы