Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:15, контрольная работа
Основанная в 658 г. до н. э. колония Византия была процветающим городом, так как собирала пошлину с судов, шедших из Эгейского через Мраморное в Черное море и обратно, вела интенсивную торговлю с европейскими и азиатскими странами. После разрушения города римским императором Септимием Севером (193-211) Византия была низведена в ранг второстепенных городов.
Введение
Основные факторы становления культуры Византии. Первый периода в истории культуры Византии
Второй этап развития культуры Византии
Третий этап развития культуры Византии
Заключение
Список использованной литературы
Захват
Константинополя крестоносцами
в 1204 г. привел к распаду византийской
империи и кратковременному существованию
латинской империи (1204-1261) и владений
латинских баронов на земле Византии.
В сфере культуры этот эпизод знаменует
культурное взаимодействие греческой
и западной цивилизаций. Католическая
церковь прилагала большие
При дворе латинских императоров, князей и баронов распространялись западные обычаи и развлечения, турниры, песни трубадуров, праздники и театральные представления. Заметным явлением в культуре Латинской империи было творчество трубадуров, многие из которых были участниками четвертого Крестового похода. Так, Конон де Бетюн достиг зенита своей славы именно в Константинополе. Красноречие, поэтический дар, твердость и мужество сделали его вторым лицом в государстве после императора, в отсутствие которого он нередко управлял Константинополем. Труверами империи были знатные рыцари Робер де Блуа, Гуго де Сен-Кантон, граф Жан де Бриен и менее знатные типа Гуго де Брежиля. Все они обогатились после захвата Константинополя и, как повествует в ритмических стихах Гуго де Брежиль, из бедности погрузились в богатство, в изумруды, рубины, парчу, оказались в сказочных садах и мраморных дворцах вместе со знатными дамами и красавицами-девами. Разумеется, попытки введения католического вероисповедания, и распространения западной культуры в Латинской империи наталкивались на постоянное упорное сопротивление, как православного духовенства, так и широких слоев населения. Среди интеллектуалов росли и крепли идеи эллинского патриотизма и эллинского самосознания. Но встреча и взаимное влияние западной и Византийской культур в этот период подготовили их сближение в поздней Византии.
Византийские
императоры из династии Палеологов восстановили
в ходе ряда войн империю, последние
столетия существования которой
характеризовались
Для
культуры поздней Византии характерно
идейное общение византийских эрудитов
с итальянскими учеными, писателями,
поэтами, что оказало влияние
на формирование раннеитальянского
гуманизма. Именно византийским эрудитам
суждено было открыть западным гуманистам
прекрасный мир греко-римской древности,
познакомить их с классической античной
литературой, с подлинной философией
Платона и Аристотеля. Необходимо
отметить, что понятие "византийский
гуманизм" обозначает тот культурный,
духовно-интеллектуальный психологический
и эстетический комплекс, который
характерен для мировоззрения слоя
эрудитов XIV-XV вв., и который по своим
признакам может считаться
Широчайшие
познания таких прославленных
Одновременно с развитием гуманистических идей в поздней Византии происходит необычайный взлет мистицизма. Как будто все временно притаившиеся силы спиритуализма и мистики, аскетизма и отрешенности от жизни консолидировались теперь в исихастском движении, в учении Григория Паламы и начали наступление на идеалы Ренессанса. В атмосфере безнадежности, порожденной смертельной военной опасностью, феодальными усобицами и разгромом народных движений, в частности восстания зелотов, среди византийского духовенства и монашества крепло убеждение, что спасение от земных бед можно найти лишь в мире пассивной созерцательности, полного успокоения - исихии, в самоуглубленном экстазе, якобы дарующем мистическое слияние с божеством и озарение божественным светом. Поддерживаемое господствующей церковью и феодальной знатью, учение исихастов одержало победу, заворожив мистическим идеями широкие народные массы империи. Победа исихазма во многом была роковой для Византийского государства: исихазм задушил ростки гуманистических идей в литературе и искусстве, ослабил волю к сопротивлению народных масс с внешними неприятелями. В поздней Византии процветали суеверия. Общественные неурядицы порождали мысли о приближении конца мира. Даже в среде образованных людей были распространены гадания, предсказания, а иногда и магия. Византийские авторы не раз обращались к сюжету о пророчествах Сивиллы, якобы правильно определившей число византийских императоров и патриархов и тем самым будто бы предсказавшей время гибели империи. Были специальные гадательные книги (библия хрисматогика), предсказывавшие будущее.
Часто
плохое самочувствие или неудачное
течение дел объяснялось
Религиозная настроенность была в высшей степени характерна для поздневизантийского общества. Обращенные к народу проповеди аскезы и анахоретства не могли не оставить следа. Стремлением к уединенности, к молитве была отмечена жизнь многих людей, как выходцев из знати, так и представителей низов. Слова Георгия Акрополита могли характеризовать не одного лишь деспота Иоанна: "Проводил целые ночи в молитве... было у него попечение о том, чтобы больше проводить времени в уединении и наслаждаться вытекающим отовсюду спокойствием или, по крайней мере, находиться в близком общении с лицами, ведущими такую жизнь". Уход из политической жизни в монастырь далеко не единичен. Стремление уйти от общественных дел объяснялось, прежде всего, тем, что современники не видели выхода из тех неблагоприятных коллизий внутреннего и международного плана, которые свидетельствовали о падении авторитета империи и приближении ее к катастрофе.
Подводя
итоги развития византийской культуры
в XI-XII вв., мы можем отметить некоторые
важные новые черты. Безусловно, культура
Византийской империи в это время
еще оставалась средневековой, традиционной,
во многом каноничной. Но в художественной
жизни общества, несмотря на его
каноничность и унификацию эстетических
ценностей, пробиваются ростки новых
предренессансных веяний, нашедших дальнейшее
развитие в византийском искусстве
эпохи Палеологов. Они сказываются
не только и не столько на возвращении
интереса к античности, который в
Византии никогда не умирал, а в
появлении ростков рационализма
и свободомыслия, в усилении борьбы
различных общественных группировок
в сфере культуры, в росте социального
недовольства.
Заключение
Каков же вклад византийской цивилизации в мировую культуру? Прежде всего, следует отметить, что Византия была "золотым мостом" между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивее воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства - в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.
Несмотря
на то, что Византия просуществовала
на 1000 лет дольше Великой Римской
империи, она была завоевана таки
в XIV в. турками-сельджуками. Турецкие войска,
завоевавшие Константинополь в 1453
г., поставили точку в истории
Византийской империи. Но это не был
конец ее художественного и культурного
развития. Византия внесла огромный вклад
в развитие мировой культуры. Ее
основные принципы и направления
культуры перешли к соседним государствам.
Практически все время
После
1000-летней истории Византия прекратила
свое существования, но не осталась в
забытьи самобытная и интересная
византийская культура, которая передала
культурно-историческую эстафету русской
культуре.
Список
используемой литературы: