Культура Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Основанная в 658 г. до н. э. колония Византия была процветающим городом, так как собирала пошлину с судов, шедших из Эгейского через Мраморное в Черное море и обратно, вела интенсивную торговлю с европейскими и азиатскими странами. После разрушения города римским императором Септимием Севером (193-211) Византия была низведена в ранг второстепенных городов.

Содержание

Введение
Основные факторы становления культуры Византии. Первый периода в истории культуры Византии
Второй этап развития культуры Византии
Третий этап развития культуры Византии
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Византия.docx

— 63.59 Кб (Скачать)

     В IV-V вв. в искусстве Византии были еще сильны позднеантичные традиции. Если классическое античное искусство  отличалось умиротворенным монизмом, если оно не знало борьбы духа и  тела, а его эстетический идеал  воплощал гармоническое единство телесной и духовной красоты, то уже в позднеантичном художественном творчестве намечается трагический конфликт духа и плоти. Монистическая гармония сменяется  столкновением противоположных начал, "дух как бы пытается сбросить оковы телесной оболочки". В дальнейшем византийское искусство преодолело конфликт духа и тела, его сменила спокойная созерцательность, призванная увести человека от бурь земной жизни в сверхчувственный мир чистого духа. Это "умиротворение" происходит в результате признания превосходства духовного начала над телесным, победы духа над плотью. Основной эстетической задачей византийского искусства отныне становится стремление художника воплотить в художественном образе трансцендентную идею.

     В VI-VII вв. византийские художники сумели не только впитать эти многообразные  влияния, но и, преодолев их, создать  свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь  превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум  наук и искусств". За ним следуют  Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля. Расцвет византийского искусства раннего периода связан с укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время воздвигаются великолепные дворцы и храмы. Непревзойденным шедевром византийского творчества стал построенный в 30-х годах VI в. храм св. Софии. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного куполом. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота и драгоценной утвари, сияние множества лампад создавали иллюзию беспредельности пространства собора, превращали его в подобие макрокосмоса, символически приближали к образу Вселенной. Недаром он всегда оставался главной святыней Византии.

     Другой  шедевр византийской архитектуры - церковь  св. Виталия в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью  архитектурных форм. Особую славу  этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и  светского характера, в частности  изображения императора Юстиниана  и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры  наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.

     В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных  влияний. В основе его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших  независимо друг от друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим  идеалам средневекового общества. В  этом искусстве появляются уже различные  направления и школы. Столичная  школа, например, отличалась великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом, живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и переливчатостью  цветов. Одним из самых совершенных  произведений этой школы были мозаики  в куполе церкви Успения в Никее.

     Другие  направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в мозаиках Равенны, Синая, Фессалоники, Кипра, Паренцо, знаменуют отказ византийских мастеров от античных реминисценций. Образы становятся более аскетичными, не только чувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве уже нет места, зато духовность достигает необычайной силы.

     Церковное богослужение превратилось в Византии своего рода пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.

     В прикладном искусстве Византии в  меньшей мере, чем в архитектуре  и живописи, определилась ведущая  линия развития византийского искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания. Живучесть античных традиций здесь проявлялась как  в образах, так и в формах художественного  выражения. Вместе с тем и сюда проникали постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и в меньшей мере, чем в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие варварского мира.

     Музыка  занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразное сочетание  авторитарности и демократизма не могло не сказаться и на характере музыкальной культуры, которая представляла сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. В V-VII вв. происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно - музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии.

     В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку - античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями, пользующимися огромной популярностью.

     Если  подвести итог по первому периоду  существования Византии, то можно  сказать, что в этот период сформировались основные особенности византийской культуры. Прежде всего, к ним следует отнести то, что византийская культура была открыта другим культурным влияниям получаемым извне. Но постепенно уже в ранний период они синтезировались главной, ведущей греко-римской культурой.

     Культура  ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и  образованности, где сохранялось  богатое наследие

     Борьба  светской и церковной культур  особенно характерна для первого  периода истории Византии. В истории  Византийской культуры первые века существования  Византии были временем острой идеологической борьбы, столкновения противоречивых тенденций, сложных идейных коллизий, но и временем плодотворных исканий, интенсивного духовного творчества, позитивного развития науки и  искусства. Это были века, когда в  муках борьбы старого с новым  рождалась культура будущего средневекового общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Второй  этап развития культуры Византии
 

     Во  втором этапе развития культуры, который пришелся на время со второй половины VII в. до XII в., выделяют время иконоборчества (вторая четверть VIII - 40-е годы IX в., время правления императоров Македонской династии (так называемое "Македонское возрождение": 867-1056гг., и время царствования Комнинов ("Комниновское возрождение": 1081-1185 гг.).

     Определяющей  чертой духовной жизни империи к  середине VII столетия стало безраздельное  господство христианского мировоззрения. Глубокую религиозность симулировали теперь не столько догматические  споры, сколько наступление ислама, которое вели арабы, вдохновляясь "священной  войной" и борьбой с язычниками - славянами и проболгарами. Еще  более возросла роль церкви. Нестабильность жизненных устоев, хозяйственная  и бытовая неустроенность масс населения, нищета и постоянная опасность со стороны внешнего врага обострили  религиозное чувство подданных империи: утверждались дух смирения перед превратностями "мира сего", безропотного подчинения "духовным пастырям", безграничная вера в чудеса и знамения, в спасение через самоотречение и молитву. Стремительно увеличивалось сословие монахов, множилось число монастырей. Как никогда ранее, расцвел культ святых, в особенности поклонение известным лишь в данной местности, округе, городе; на них как на "собственных" небесных заступников возлагались все надежды.

     Широкое распространение суеверий помогало церкви властвовать над умами  прихожан, умножать свои богатства  и упрочивать свое положение. Этому  способствовало и снижение уровня грамотности  населения, крайнее сужение светского  знания.

     Однако  торжество теологии, утверждение  ее господства с помощью насилия  таили серьезную опасность - богословие могло оказаться бессильным перед  критикой иноверцев и еретиков. Как  всякая идеологическая система христианство нуждалось в развитии. Необходимость  этого осознавалась в узких кругах церковной элиты, сохранившей традиции высокой религиозной и светской образованности. Систематизация богословия становилась первейшей задачей, а для этого предстояло снова  прибегнуть к духовным сокровищам античности - без ее идеалистических теорий и формальной логики новые задачи теологов были невыполнимы.

     Поиски  оригинальных философских и богословских решений предпринимались уже  во второй половине VII в., хотя наиболее выдающиеся труды в этой сфере  были созданы в следующем столетии. Характерен в данной связи тот  факт, что на общем фоне упадка культуры в середине VII в., в сущности лишь теология испытывала определенный подъем: этого требовали насущные интересы правящей элиты, выдаваемые за острую потребность самых широких слоев общества. Независимо от того, что Максима Исповедника подверг гонениям сам император Констант II, теоретические искания этого теолога отвечали потребностям господствующего класса; без них, кстати говоря, было бы невозможно проявление и "Источника знания" Дамаскина.

     Основой богословских построений Максима составляет идея воссоединения человека с богом (через преодоление пропасти между  духовным и плотским) как воссоединение  первопричины всего сущего, целого с его частью. В восхождении  к духовному активную роль Максим отводил самому человеку, его свободной  воле.

     Иоанн Дамаскин поставил перед собой и выполнил две основные задачи: он подверг острой критике врагов правоверия (несториан, манихеев, иконоборцев) и систематизировал богословие как миросозерцание, как особую систему идей о боге, сотворении мира и человеке, определив его место в посюстороннем и потустороннем мирах. Компиляция (в соответствии в девизе Дамаскина "Не люблю ничего своего") на основе аристотелевской логики представляла основной метод его работы. Он использовал и естественнонаучные представления древних, но тщательно отобрал из них, как и из догматов своих предшественников - богословов, лишь то, что ни в коей мере не противоречило канонам вселенских соборов.

     В сущности, творчество Дамаскина даже по средневековым меркам лишено оригинальности. Его труды сыграли крупную роль в идейной борьбе с иконоборчеством, но не потому, что содержали новые доводы в защиту традиционных представлений и религиозных обрядов, а благодаря устранению из церковных догматов противоречий, приведению их в стройную систему.

     Значительный  шаг вперед в развитии богословской науки, в разработке новых идей, касающихся проблем соотношения духа и материи, выражения мысли и ее восприятия, отношения бога и человека, был  сделан во время ожесточенных споров между иконоборцами и иконопочитателями. Но в целом вплоть до середины IX в. философы и богословы оставались в кругу традиционных идей позднеантичного  христианства.

     Идейная борьба эпохи иконоборчества, принявшая  острую политическую форму, распространение  павликанской ереси сделали совершенно очевидной необходимость повышения  образованности духовенства и представителей высших слоев общества. В обстановке общего подъема духовной культуры новое  направление в научной и философской  мысли Византии обозначилось в творчестве патриарха Фотия, сделавшего больше, чем кто-либо иной до него, для возрождения  и развития наук в империи. Фотий  произвел новую оценку и отбор  научных и литературных трудов предшествующей эпохи и современности, основываясь  при этом не только на церковном  вероучении, но и на соображениях рационализма и практической пользы и стараясь посредством естественнонаучных знаний объяснить причины природных  явлений. Подъем рационалистической мысли  в эпоху Фотия, сопровождающийся новым нарастанием интереса к  античности, стал еще более ощутимым в XI-XII вв. Примечательно, однако, одновременно с этой тенденцией, как это весьма часто бывало в Византии, разрабатывались и углублялись сугубо мистические богословские теории. Одной из таких теорий, созданной на рубеже X-XI вв. и не получившей широкого признания в XI-XII вв., была определена крупная идейная и политическая роль в последующем: она легла в основу могущественного течения в православной церкви в XIV-XVI вв. - исихазма. Речь идет о мистике Симеона Нового Богослова, развившего тезис о возможности для человека реального единения с божеством, соединения чувственного и умственного (духовного) мира путем мистического самосозерцания, глубокого смирения и "умной молитвы".

     Еще во времена Фотия ясно обнаружились противоречия в интерпретации идеалистических  концепций античности между приверженцами  Аристотеля и Платона. После эпохи  длительного предпочтения, отдававшегося  византийскими теологами учению Аристотеля, с XI в. в развитии философской  мысли наметился поворот к  платонизму и неоплатонизму. Ярким  представителем именно этого направления  был Михаил Пселл. При всем своем  преклонении перед античными  мыслителями и при всей своей  зависимости от цитируемых им положений  классиков древности Пселл оставался, тем не менее, весьма самобытным ("артистическим") философом, умея, как никто другой, соединять и примирять тезисы античной философии и христианского спиритуализма, подчинять ортодоксальной догматике даже таинственные прорицания оккультных наук.

Информация о работе Культура Византии