Культура Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Основанная в 658 г. до н. э. колония Византия была процветающим городом, так как собирала пошлину с судов, шедших из Эгейского через Мраморное в Черное море и обратно, вела интенсивную торговлю с европейскими и азиатскими странами. После разрушения города римским императором Септимием Севером (193-211) Византия была низведена в ранг второстепенных городов.

Содержание

Введение
Основные факторы становления культуры Византии. Первый периода в истории культуры Византии
Второй этап развития культуры Византии
Третий этап развития культуры Византии
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Византия.docx

— 63.59 Кб (Скачать)

     Однако  сколь ни осторожны и искусны  были попытки интеллектуальной византийской элиты уберечь и культивировать рационалистические элементы античной науки, острое столкновение оказалось неизбежным: пример тому - отлучение от церкви и осуждение ученика Пселла философа Иоанна Итала. Идеи Платона были загнаны в жесткие рамки теологии. Рационалистические тенденции в византийской философии воскреснут теперь не скоро, лишь в обстановке нарастающего кризиса XIII-XV вв., в особенности в условиях ожесточенной борьбы с мистиками-исихастами. Общий упадок творческой активности в "темные века" с особой силой отразился на состоянии византийской литературы. Вульгаризация, отсутствие литературного вкуса, "темный" стиль, шаблонные характеристики и ситуации - все это утвердилось надолго как господствующие черты произведений литературы, созданных во второй половине VII- первой половине IX столетия. Подражание античным образцам уже не находило отзвука в обществе. Главным заказчиком и ценителем литературного труда стало черное духовенство. Монахи были сплошь и рядом и авторами житий. Агиография и литургическая поэзия вышли на передний план. Проповедь аскетизма, смирения, надежд на чудо и потустороннее воздаяние, воспевание религиозного подвига - главное идейное содержание литературы этого рода.

     Особых  высот византийская агиография достигла в IX столетии. В середине X в. около  полутора сот наиболее популярных житий  были обработаны и переписаны видным хронистом Симеоном Метафрастом (Логофетом). Упадок жанра обозначился в следующем, XI в.: вместо наивных, но живых описаний стали господствовать сухая схема, шаблонные образы, трафаретные сцены жизни святых.

     Вместе  с тем житийный жанр, неизменно пользовавшийся широчайшей популярностью среди народных масс, оказывал заметное влияние на развитие византийской литературы и в X и в XI вв. Вульгаризация нередко сочеталась с яркой образностью, реалистичностью описаний, жизненностью деталей, динамизмом сюжета. Среди героев житий нередко оказывались неимущие и обиженные, которые совершая мученический подвиг во славу бога, смело, вступали в борьбу с сильными и богатыми, с несправедливостью, неправдой и злом. Нота гуманизма и милосердия - неотъемлемый элемент множества византийских житий.

     Религиозная тематика доминировала в эту эпоху  и в поэтических произведениях. Часть их непосредственно относилась к литургической поэзии (церковные  песнопения, гимны), часть посвящалась, как и агиография, прославлению религиозного подвига. Так, Федор Студит стремился  опоэтизировать монашеские идеалы и  самый распорядок монастырской жизни.

     Возрождение литературной традиции, заключавшейся  в ориентации на шедевры античности и в их переосмыслении, особенно заметным стало в XI-XII вв., что сказалось  на выборе и сюжетов, и жанров, и  художественных форм. Как во времена  античности, эпистолография, изобиловавшая  реминисценциями из древней греко-римской  мифологии, стала средством ярко эмоционального повествования, самовыражения автора, поднимаясь до уровня изысканной прозы. Смело заимствуются в этот период сюжеты и формы и восточной и западной литературы. Осуществляются переводы и переработки с арабского и латыни. Появляются опыты поэтических сочинений на народном, разговорном языке. Впервые за всю историю Византии начиная с IV в. оформился и стал постепенно расширяться с XII в. цикл народоязычной литературы. Обогащение идейного и художественного содержания литературы за счет усиления народной фольклорной традиции, героического эпоса наиболее наглядно предстает в эпической поэме о Дигенисе Акрите, созданной на основе цикла народных песен в X-XI вв. Фольклорные мотивы проникают и в возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман. На второй период приходится также и расцвет византийской эстетики. Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано борьбой вокруг культовых изображений. Иконопочитателям пришлось подытожить главные христианские концепции образа и на их основе разработать теорию соотношения образа и архетипа, прежде всего применительно к изобразительному искусству. Были изучены функции образа в духовной культуре прошлого, осуществлен сравнительный анализ образов символических и миметических (подражательных), по-новому осмысленно отношение образа к слову, поставлена проблема приоритета живописи в религиозной культуре.

     Наиболее  полное развитие получило в ту эпоху  антикизируещее направление эстетики, ориентировавшееся на античные критерии прекрасного. Возрождался интерес  к физической (телесной) красоте  человека; получала новую жизнь, порицавшаяся религиозными ригористами эстетика эротизма; вновь пользовалось особым вниманием светское искусство. Новые импульсы обрела также теория символизма, особенно концепция аллегории; стало цениться садово-парковое искусство; возрождение коснулось и драматического искусства, осмыслению которого посвящались специальные труды.

     В целом эстетическая мысль в Византии в VIII-XII вв. достигла, пожалуй, высшей точки  своего развития, оказывая сильной  влияние на художественную практику ряда других стран Европы и Азии. Кризисные явления переходной эпохи  в византийской культуре были особенно затяжными в сфере изобразительного искусства VII-IX вв., на судьбах которого сильнее, чем в других отраслях, сказалось  иконоборчество. Развитие наиболее массовых, религиозных видов изобразительного искусства (иконописи и фресковой  живописи) возобновилось лишь после 843 г., т.е. после победы иконопочитания. Особенность нового этапа состояла в том, что, с одной стороны, заметно  возросло воздействие античной традиции, а с другой - все более устойчивые рамки приобретал вырабатывавшийся в ту эпоху иконографический канон  с его устойчивыми нормами, касавшимися  выбора сюжета, соотношения фигур, самых  их поз, подбора красок, распределения  светотеней и т.п. Этому канону в  последующем будут строго следовать  византийские художники. Создание живописного  трафарета сопровождалось усилением  стилизации, призванной служить целям  передачи через зрительный образ  не столько человеческого лика, сколько  заключенной в этом образе религиозной  идеи.

     Достигает в тот период нового расцвета искусство  цветного мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые памятники. Возобновлялись мозаики и в храме  св. Софии. Появились новые сюжеты, в которых находила отражение  идея союза церкви с государством. В IX-X вв. существенно обогатился и  усложнился декор рукописей, богаче и разнообразней стали книжные  миниатюры и орнамент. Однако подлинно новый период в развитии книжной  миниатюры приходится на XI-XII вв., когда  переживала расцвет константинопольская  школа мастеров в этой области  искусства. В ту эпоху, вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники. В VII-VIII вв. в храмовом строительстве Византии и стран византийского культурного круга господствовала та же крестово - купольная композиция, которая возникла в VI в. и характеризовалась слабо выраженным внешним декоративным оформлением. Большое значение декор фасада приобрел в IX-X вв., когда возник и получил распространение новый архитектурный стиль. Появление нового стиля было связано с расцветом городов, усилением общественной роли церкви, изменением социального содержания самой концепции сакральной архитектуры в целом и храмового строительства в частности (храм как образ мира). Возводилось много новых храмов, строилось большое число монастырей, хотя они были, как правило, невелики по размеру. Помимо изменений в декоративном оформлении зданий, менялись и архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось значение вертикальных линий и членений фасада, что изменило и силуэт храма. Строители все чаще прибегали к использованию узорной кирпичной кладки. Черты нового архитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ. Например, в Греции X-XII вв. свойственно сохранение некоторой архаичности архитектурных форм (не расчлененность плоскости фасада, традиционные формы небольших храмов) - с дальнейшим развитием и ростом влияния нового стиля - здесь также все шире использовались узорный кирпичный декор и полихромная пластика.

     В VIII-XII вв. оформилось специальное музыкально-поэтическое  церковное искусство. Благодаря  его высоким художественным достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку музыки фольклорной, мелодии которой  ранее проникали ранее даже в  литургию. В целях еще большей  изоляции музыкальных основ богослужения от внешних воздействий была проведена  канонизация ладотональной системы - "октоиха" (восьмигласия). Ихосы представляли собой некие мелодические формулы. Однако музыкально-теоретические памятники позволяют заключить, что система ихосов не исключала звукорядного понимания. Наиболее популярными жанрами церковной музыки стали канон (музыкально-поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли не основная ячейка византийской гимнографии). Тропари сочинялись ко всем праздникам, всем торжественным событиям и памятным датам. Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации), а также литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией). Общественная жизнь также не обходилась без музыки. В книге "О церемониях византийского двора" сообщается почти о 400 песнопениях. Это и песни-шествия, и песни во время конных процессий, и песни при императорском застолье, и песни-аккламации, и т.п.

     С IX в. в кругах интеллектуальной элиты нарастал интерес к античной музыкальной культуре, хотя этот интерес и имел по преимуществу теоретический характер : внимание привлекала не столько сама музыка, сколько сочинения древнегреческих музыкальных теоретиков. Как итог ко второму периоду я хотел бы сказать, что Византия в это время достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития культуры. В общественном развитии и в эволюции культуры Византии очевидны противоречивые тенденции, обусловленные ее срединным положением между Востоком и Западом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Третий  этап развития культуры Византии
 

     Третий  период можно кратко охарактеризовать, как наивысшую точку развития феодализма и развал Византийской империи.

     Наступает новый этап истории Византийской культуры - происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре этот век связан с созданием произведений обобщающего характера - составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного "Об управлении государством", "О церемониях византийского двора" - обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства. В то же время здесь собран красочный материал этнографического и историко-географического характера о сопредельных с Империей странах и народах, в том числе и о славянах.

     В культуре полностью торжествуют  обобщенно-спиритуалистические принципы; общественная мысль, литература и искусство  как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных  идей. Окончательно складываются и  основные принципы византийской эстетики. Идеальный эстетический объект переносится  в духовную сферу, и она теперь описывается с помощью таких  эстетических категорий, как прекрасное, свет, цвет, образ, знак, символ. Эти  категории помогают освещению глобальных проблем искусства и других сфер культуры.

     В художественном творчестве получают преобладание традиционализм, каноничность; искусство  теперь не противоречит догматам официальной  религии, но активно служит им. Однако двойственность византийской культуры, противоборство в ней аристократического и народного направлений не исчезают даже в периоды наиболее полного  господства догматизированной церковной  идеологии.

     В XI-XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла  и торговли, кристаллизация политического  и интеллектуального самосознания горожан, феодальная консолидация господствующего  класса при сохранении централизованного  государства, сближение с Западом  при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Значительное накопление позитивных знаний, рост естественных наук, расширение представлений человека о Земле и вселенной, потребности  мореплавания, торговли, дипломатии, юриспруденции, развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным  переменам в мировоззрении византийского  общества. Это было время подъема  научных знаний, и зарождения рационализма в философской мысли Византии.

     Рационалистические  тенденции у византийских философов  и богословов так же, как и у  западноевропейских схоластов XI-XII вв., проявлялись, прежде всего, в стремлении сочетать веру с разумом, а порою и поставить разум выше веры. Важнейшей предпосылкой развития рационализма в Византии был новый этап возрождения античной культуры, осмысление античного наследия как единой, целостной философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI-XII вв. воспринимают от античных философов уважение к разуму; на смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит исследование причинности явлений в природе и обществе. Но в отличие от западноевропейской схоластики византийская философия XI-XII вв. строилась на основе античных философских учений разных школ, а не только на трудах Аристотеля, как это было на Западе. Выразителями рационалистических веяний в византийской философии были Михаил Пселл, Иоанн Итал и их последователи.

     Однако  все эти представители рационализма и религиозного свободомыслия были осуждены церковью, а их труды преданы  сожжению. Но их деятельность не пропала  даром - она подготовила почву  для появления гуманистических  идей в Византии.

     В литературе обнаруживаются тенденции  к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции; в ней зарождается критическое  отношение к аскетическому монашескому  идеалу, и проскальзывают религиозные сомнения. Литературная жизнь становится более интенсивной, возникают литературные кружки. Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство.

Информация о работе Культура Византии