Культура Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Основанная в 658 г. до н. э. колония Византия была процветающим городом, так как собирала пошлину с судов, шедших из Эгейского через Мраморное в Черное море и обратно, вела интенсивную торговлю с европейскими и азиатскими странами. После разрушения города римским императором Септимием Севером (193-211) Византия была низведена в ранг второстепенных городов.

Содержание

Введение
Основные факторы становления культуры Византии. Первый периода в истории культуры Византии
Второй этап развития культуры Византии
Третий этап развития культуры Византии
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Византия.docx

— 63.59 Кб (Скачать)
 
 

Титульный лист 

9.3 Культура Византии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

   Введение

  1. Основные факторы становления культуры Византии. Первый периода в истории культуры Византии
  2. Второй этап развития культуры Византии
  3. Третий этап развития культуры Византии

   Заключение

   Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Основанная  в 658 г. до н. э. колония Византия была процветающим городом, так как собирала пошлину с судов, шедших из Эгейского  через Мраморное в Черное море и обратно, вела интенсивную торговлю с европейскими и азиатскими странами. После разрушения города римским  императором Септимием Севером (193-211) Византия была низведена в ранг второстепенных городов.

     Новая история Византии связана с именем императора Константина (312-337). Это история  Византии-государства, Византии-империи. Константин знаменит в истории тем, что решил воссоединить Римскую  империю, распавшуюся к тому времени  на две части. А также тем, что  после победы над своим соперником Максенцием он предоставил свободу  любым религиозным учениям, в  том числе и христианству, которое  до этой поры подвергалось преследованиям. В 330 г. он переносит свой двор в Византию, отныне она носит имя Константинополь  и остается столицей империи более  тысячи лет.

     В дальнейшем термин «Византия» обозначает политические, государственные, этнографические  и культурные особенности. В историческом смысле не совсем правильно называть Римскую, а затем Восточно-Римскую  империю Византийской, к тому же сами жители империи называли себя ромеями, а официальное название империи было — Романская империя. Это связано не только с первоначальным греческим названием места, но с особой совокупностью начал, под влиянием которых Римская империя постепенно реформировалась

     Византийская  культура — сплав иудейской, персидской и эллинской культур. Византийская культура базируется на эллинистической, но ею не ограничивается, так как наряду с процессом эллинизации Востока для греческой культуры характерен процесс ее ориентализации.

     Всю тысячелетнюю историю Византии можно  условно разделить на три периода:

     1. середина IV - первой половины VII вв. - период разложения рабовладельческого  строя и становления средневекового  общества.

     2. середина VII – начало XI вв. - появление  и развитие феодализма в Византии.

     3. XI – середина XV вв. - последний период, характеризующийся дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения. Ярким свидетельством переплетения различных культур может служить административная и бюрократическая системы, появление кодексов, местного права, наличие философских и богословских споров с иудейскими и эллинскими воззрениями.

     Специфическую роль в процессе формирования византийской культуры сыграла славянская иммиграция, произведя, в сущности, этнографический  переворот.

     В истории Византии особую роль играла христианская идеология. В нее была активно включена эстетическая сфера.

  1. Основные факторы становления культуры Византии. Первый периода в истории культуры Византии
 

     В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые  отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью  эстетического мышления, глубиной философской  мысли. По силе выразительности и  глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран  средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром  своеобразной и воистину блестящей культуры. Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы, Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы:

     1. В Византии была языковая общность (основным языком был греческий);

     2. В Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия);

     3. В Византии при всей многоэтничности,  существовало этническое ядро, состоящее  из греков.

     4. Византийскую империю всегда  отличали устойчивая государственность  и централизованное управление.

     Это все, конечно, не исключает того, что  византийская культура, оказывавшая  воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию  со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными влияниями, исходившими  из стран, находившихся на близкой ей стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их "варварами").

     Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и  упадка, периоды торжества прогрессивных  идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена. Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Под  покровом традиций и стереотипов  жило, действовало и пробивало  себе дорогу новое, творческое начало.

       Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников - Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм непосредственно примыкал и сосуществовал с ранневизантийской философской мыслью. Но неоплатонизм требовал от своих приверженцев специальной философской подготовки, особого мышления, поворота мозгов. Он был элитарен, то есть недоступен широким массам, в чем и сказалась его историческая обреченность.

     Формирование  христианства как философско-религиозной  системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма. Догмат о троичности божества, один из центральных догматов христианского вероучения, - это, по существу переосмысленная триада неоплатоников. Однако христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско - религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и то, что христианство не только боролось с античной философией, но и использовала ее в своих целях. На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества, приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. В самом неоплатонизме образовалось два течения: одно - радикальное, настроенное против христианства, другое - более умеренное. Постепенно берут верх сторонники компромисса с христианством. Происходи процесс отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияния неоплатонической философии и христианского богословия, который завершается поглощением неоплатонизма христианством.

     Наиболее  образованные и дальновидные христиански  богословы поняли необходимость  овладения всем арсеналом языческой  культуры для использования ее в  создании философских концепций. В  трудах Василия Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина, в  речах Иоанна Златоуста можно  увидеть сочетание идей раннего  христианства с неоплатонической философией, порой парадоксальное переплетение риторических идей с новым идейным  содержанием. Такие мыслители, как  Василий Кесарийский, Григорий Нисский  и Григорий Назианзин, закладывают  собственно фундамент византийской философии. их философские построения уходят глубокими корнями в историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как совершенства, что ведет своеобразному оправданию космоса, а следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.

     В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и становления феодального  общества коренные сдвиги происходят во всех сферах духовной жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая  система духовных и нравственных ценностей, более соответствующая  складу мышления и эмоциональным  запросам средневекового человека. Патристическая литература, библейская космография, литургическая  поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, христианская агиография, пронизанные религиозным миросозерцанием, мало-помалу овладевают умами византийского общества и приходят на смену античной культуре.

     Меняется  и сам человек той эпохи, его  видение мира, его отношение к  вселенной, природе, обществу. Создается  новый по сравнению с античностью "образ мира", воплощенный в  особую знаковую систему символов. На смену античному представлению  о героической личности, античному  пониманию мира, как мира смеющихся  богов и бесстрашно идущих на смерть героев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что не надеяться (очень симпатичная философия), приходит мир страждущего, раздираемого противоречиями, маленького, греховного человека. Он бесконечно унижен и слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в этом пытается найти утешение. Христианство с небывалой интенсивностью выявляет мучительное раздвоение внутри человеческой личности. Меняется и представление человека о космосе, о времени, о пространстве, о ходе истории: на смену замкнутым историческим циклам античных писателей, обусловленное волей Бога, библейское видение поступательного движения истории ранневизантийских историков и хронистов.

     В ранней Византии кристаллизуется одна из фундаментальных идей средневековья - идея союза христианской церкви и "христианской империи".

     Духовная  жизнь тогдашнего общества отличается драматической напряженностью; во всех сферах знания, литературе искусстве  наблюдается удивительное смешение языческих и христианских идей, образов, представлений, колоритное соединение языческой мифологии с христианской мистикой. Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает  талантливых, порой отмеченных печатью  гениальности мыслителей, писателей, поэтов. Индивидуальность художника еще  не растворилась в церковно-догматическом  мышлении.

     Коренные  изменения происходят в сфере  изобразительного искусства и эстетических воззрений византийского общества. Византийская эстетика развивалась  на основе всей духовной культуры Византии. Она во многом опиралась на античные воззрения о сути прекрасного, однако синтезировала и переосмысливала  их в духе христианской идеологии. Отличительной  чертой византийской эстетики был ее глубокий спиритуализм. Отдавая предпочтение духу перед телом, она вместе с  тем пыталась снять дуализм земного  и небесного, божественного и  человеческого, духа и плоти. Не отрицая  телесной красоты, византийские мыслители красоту души, добродетель, нравственное совершенство ставили много выше. Большое значение для установления византийского эстетического сознания имело раннехристианское осмысление мира как прекрасного творения божественного художника. Именно поэтому красота естественная ценилась выше, чем красота, созданная руками человека, как бы "вторичная" по своему происхождению.

     Византийское  искусство генетически восходило  к эллинистическому и восточнохристианскому  художественному искусству. В ранний период в византийском искусстве  как бы слились рафинированная платоничность и трепетная чувственность позднеантичного импрессионизма с наивной, порой грубоватой экспрессивностью народного искусства Востока. Эллинизм долгое время оставался главным, но не единственным, источником, откуда византийские мастера черпали изящество форм, правильность пропорций, чарующую прозрачность колористической гаммы, техническое совершенство своих произведений. Но эллинизм не мог в полной мере противостоять мощному потоку восточных влияний, нахлынувших на Византию в первые столетия ее существования. В это время ощущается воздействие на византийское искусство египетских, сирийских, малазийских, иранских художественных традиций.

Информация о работе Культура Византии