Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 07:27, доклад
Скандинавская мифология- это, прежде всего мифология викингов, воинов, военных вождей, конунгов. На протяжении веков она создавалась именно ими и носила, в основном, характер воинственный. Военные походы были одним из основных источников пополнения богатства и процветания страны. Климатические условия не позволяли скандинавам в полной мере заниматься земледелием и скотоводством. Поэтому боги у них делились, в основном, на две большие группы: покровители войны, сражений и покровители плодородия.
Фрейя – богиня любви, красоты, физического благополучия, магии. Равных ей по красоте нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей. Она также исполняла функции Валькирии.
Индунн – богиня вечной молодости. Она скромна и тиха, но без нее богов уже не было бы в живых. У нее есть корзина с яблоками вечной молодости, которыми она угощает богов. Эта корзина волшебная, она никогда не пустеет, а взамен каждого вынутого яблока в ней тотчас же появляется новое.
Хеймдаль исполнял роль стража, охраняющего от незваных гостей Асгард. Прозвища его – «златорогий» и «златозубый». Появлялся обычно на коне с золотой челкой. Хеймдаль живет в чертоге, расположенном у моста – радуги между небом и землёй. Впоследствии это место станет местом последней битвы перед концом света.
В скандинавской мифологии встречаются также боги, которым трудно найти аналогии. Например, Лофн, богиня снисхождения. С ее согласия можно вступать в тайную любовную связь и совершать другие запретные действия.
Миру Асов у скандинавов противопоставляются великаны. С внешней стороны они описываются без особых подробностей, указывается в основном лишь их гигантский рост. Неприглядны места их обитания: каменные пещеры, ледяные дворцы, скалы.
Карлики, с которыми также воюют Асы, делятся на альвов и цвергов. Предполагают, что альвы были низшими природными духами, возможно, душами умерших. Цверги, «чёрные альвы», были искусными мастерами и жили в пещерах. Все атрибуты богов создали именно они.
Рисунок Артура Ракхэма. Андвари, карлики-цверги и золотые сокровища
Низшие божества.
В каждой мифологии наряду с представителями «большой» мифологии – богами и героями, существуют персонажи и так называемой «низшей» мифологии. Они гораздо менее значительны и масштабны, но ближе к людям, теснее связаны с повседневностью, и поэтому народу были более понятные. Именно они сохранились в сказках, в суевериях и дошли до наших дней.
Далеко не каждый знает, кто такой Локи, зато всякому ребенку известны эльфы. Как и их предшественники альвы, эльфы делились на «светлых» и «темных». Светлые эльфы средневековья – это маленькие человечки в шапочках из цветов, которые водят хороводы при луне. Они занимаются прядением и ткачеством, а летающая в воздухе паутина – их пряжа. Светлые эльфы считались духами воздуха, эфира, света.
К темным эльфам относились гномы, унаследовавшие своё магическое мастерство от цвергов. Они бдительно охраняют спрятанные под землёй, чаща всего в горах, сокровища
Ундины – это девушки с рыбьими хвостами, обычно в ожидании жертвы расчёсывающие волосы на берегу.
Близки к ундинам никсы, тоже представительницы племени русалок. Они живут в роскошных подводных дворцах, куда самыми различными способами заманивают свои жертвы и губят их. Они способны принимать облик, как прекрасных девушек, так и безобразных старух. Никсы могут иметь смертных мужей и некоторое время жить полноценной человеческой жизнью. Однако, каждой из них необходима хотя бы одна жертва в год. Часто они развлекались тем, что подменяли новорожденных.
Тролли – это великаны, которые в отличие от противников богов – ётунов – весьма глупы и уродливы, но обладают большой силой. Они живут в горах и охраняют свои сокровища. По отношению к людям враждебны: похищают скот, а иногда занимаются людоедством.
Феи – сверхъестественные существа, волшебницы, обитающие в лесах, в реках, в горах. Это красивые миниатюрные женщины с крыльями, большей частью, доброжелательно относящиеся к людям.
О популярности «низшей» мифологии говорит и то, что в эпоху средневековья сложился общеевропейский «малый пантеон нечистой силы», где практически невозможно отличить германо-скандинавское, кельтское, западноевропейское происхождение персонажей, в то время как «большая» мифология этих народов, несмотря на некоторые взаимопроникновения, осталась все – таки обособленной.
В целом же скандинавская мифология производит суровое, возвышенное и весьма мрачное впечатление. Основная ее идея – неизбежная гибель мира и богов. Согласно «Прорицанию Вёльвы», ясень Иггдрасиль начинает содрогаться, некогда усмирённые богами чудовища вырываются на свободу, появляется корабль мертвецов, созданный целиком из их ногтей (в Исландии до сих пор существует поверье, что у мертвых надо обрезать ногти, что бы их не использовали злые силы). Ужасный пёс Гарм проглатывает солнце. Боги сражаются с чудовищами и проигрывают им. Земля переживает потоп, а в довершение всего появившийся из огненной страны великан Сурт сжигает все то, что осталось после потопа. Мир возвращается к исходному состоянию и снова должен будет возникнуть.
Очевидно, что такая мифология принадлежала суровым и мужественным людям, не боявшихся смотреть в лицо смерти. Весь ход событий ведёт к гибели мира, и все участники знают, что она неизбежна, но честно и стойко исполняют свой долг. Подобное мировоззрение было вызвано образом жизни и социальным положением скандинавских ярлов и их дружины. Чтобы поддержать своё высокое положение в обществе, викинг – воитель должен был без страха бросаться навстречу опасности, иногда заведомо зная, что это может привести к гибели. Весь строй скандинавской мифологии призван утвердить в нем решимость не отступать, а бесстрашно исполнять свой долг.
Влияние на дальнейшее развитие культуры. А также элементы скандинавской мифологии в современной культуре.
В живописи.
Многие деятели искусства обращались к образам северных богов, викингов и мифологических существ. Здесь я могу упомянуть известного норвежского художника Теодора Киттельсена. Теодор Северин Киттельсен (1857-1914) – норвежский художник, иллюстратор сказок. Творчество его пропитано духом северных лесов и скал, духом древних норвежских преданий, а от того завораживает своей непривычной простотой, в глубинах которой таится непостижимая тайна.
В музыке
Немецкий классический композитор XIX века Рихард Вагнер сочинил цикл опер «Кольцо Нибелунгов», основанный на германской версии «Саги о Нибелунгах». В цикл вошли «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель Богов». Оперы Вагнера патетичны, возвеличивают германский дух и считаются шедеврами романтического национализма.
Примечательно колоссальное влияние скандинавской мифологии на современные музыкальные направления. С 90-х годов появляется множество новых стилей, таких как: viking-metal, pagan-metal, epic-metal, folk-metal и проч. Все они заимствуют образы,, сюжеты и тексты из скандинавских эпосов.
В общем, в настоящее время скандинавская мифология встречается во всех направлениях современной культуры (я не стала подробно рассматривать кинематограф и компьютерные игры). И я думаю, что она еще долго не утратит свою актуальность и популярность.
Информация о работе Культура викингов. Скандинавская мифология