Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:40, реферат
Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией»2
Введение _____________________________________стр. 3
Мифология как форма общественного сознания ______стр. 3
Мифология - исторический тип мировоззрения _______стр. 5
Изучение и развитие мифологии ___________________стр. 6
Диалектика мифа ________________________________стр. 8
Миф нашего времени_____________________________стр. 9
Заключение_____________________________________стр.10
Библиография_______________________
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
Кафедра отечественного и зарубежного искусства
Дисциплина:
«Культурология»
РЕФЕРАТ
Тема:
«Мифология как форма
самосознания культуры»
Выполнила студентка
Миронова Елена Александровна
____________________
(подпись)
Научный руководитель,
кандидат искусствоведения, доцент
Дивакова Наталия Анатольевна
____________________
(подпись)
Оценка______________
Барнаул 2012
Содержание:
Введение ______________________________
Мифология как форма общественного сознания ______стр. 3
Мифология - исторический тип мировоззрения _______стр. 5
Изучение и развитие мифологии ___________________стр. 6
Диалектика мифа ______________________________
Миф нашего времени____________
Заключение____________________
Библиография__________________
Введение
Что же такое мифы? В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание"1.
Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией»2
1.Мифология как форма общественного сознания.
Мифология - исторически первая форма духовной культуры, форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных и т. д.
В общественном сознании первобытного общества мифология
несомненно доминировала. Предпосылкой мифологической "логики" служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения
и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по
вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сокрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:
. диахронический (рассказ о прошлом)
. синхронический (объяснение настоящего или будущего).
Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах).
2. Мифология - исторический тип мировоззрения.
На ранних этапах истории выраставшие из материальной практики
эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и религиозными представлениями. Эти представления являлись фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия.
Мировоззрение всегда представляет собой интегральный результат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.
Мифология - это своеобразная
форма проявления
3. Изучение и развитие мифологии.
Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала предпринимались еще в античности, причем преобладало аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифагорейцев). Платон противопоставил наряду с мифологией философско-символическую ее интерпретацию. Эвгемер (IV-III вв. до н.э.) видел в мифических образах обожествление исторических деятелей, положив начало "эвгемерическому" истолкованию мифов, распространенному и позднее. Средневековые христианские теологии дискредитировали античную мифологию, интерес к ней возродился у гуманистов эпохи Возрождения, которые видели в ней выражение чувств и страстей эмансипирующейся человеческой личности.
Первые попытки сравнительной мифологии были стимулированы
открытием
Америки и знакомством с
В философии Вико своеобразие "божественной поэзии" мифа связывается с неразвитыми и специфичными формами мышления, сравнимыми почти с детской психологией. Философия мифа Вико содержала в зародыше почти все основные последующие направления в изучении мифологии.
Деятели французского
Во второй половине XIX века друг другу противостояли две основные
магистральные школы изучения мифа.
Первая из них опиралась на достижения научного сравнительно-
исторического языкознания и разрабатывала лингвистическую концепцию мифа (А.Кун, В.Шварц, М.Мюллер и др.) Согласно точке зрения Мюллера, первобытный человек обозначал отвлеченные понятия через конкретные признаки посредством метафорических эпитетов, а когда первоначальный смысл последних оказывался забыт или затемнен, в силу семантических сдвигов возникал миф. Впоследствии эта концепция была признана несостоятельной, но сам по себе первый опыт использования языка для реконструкции мифа получил продуктивное развитие.
Вторая школа - антропологическая, или эволюционистская, - сложилась
в Великобритании в результате первых научных шагов сравнительной
этнографии. Мифология возводилась к анимизму, к некоему представлению о душе, возникающему у "дикаря" из размышлений о смерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким образом, со
своеобразной первобытной наукой, становящейся якобы не более чем
пережитком с развитием культуры и не имеющей самостоятельных значений. Серьезные коррективы в эту концепцию внес Дж. Фрайзер, истолковавший миф по преимуществу не как сознательную попытку объяснения окружающего мира, а как слепок магического ритуала. Ритуалистическая доктрина Фрайзера была развита кембриджской школой классической философии.
Символическая теория мифа, развитая Кассирером углубила понимание
интеллектуального своеобразия мифа как автономной символической формы культуры, особым образом моделирующей мир.
В современном мире изучение
мифа продолжается.
4.Диалектика мифа.
- Миф не есть выдумка, или фикция, не есть фантастический вымысел.
Миф есть наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но наиболее яркая и самая подлинная действительность.3 Миф содержит в себе строгую и определенную структуру, а, следовательно, является основной категорией сознания и бытия вообще.
- Миф не есть бытие идеальное. Миф – не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь.
- Миф не есть научное построение. Наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, наука всегда мифологична. И все же не стоит забывать, что Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.4
- Миф не есть ни схема, ни аллегория, но символ.Символический слой в мифе может быть очень сложным. Это особенно интересно потому, что одна и та же выразительная форма, смотря по способу соотношения с другими смысловыми выразительными и вещественными формами, может быть и символом, и схемой, и аллегорией. Поэтому анализ данного мифа должен вскрыть, что в нем есть символ, что схема и что аллегория и с каких точек зрения.
- Миф не есть поэтическое произведение.
- Миф не есть специально религиозное создание. Религия привносит в миф только некое специфическое содержание, которое и делает его религиозным мифом, но самая структура мифа совершенно не зависит от того, будет ли она наполнена религиозным или иным содержанием.
- Миф не есть догмат, но – история. Энергийное, смысловое или
феноменальное проявление и становление бытия личностного в мифе есть становление историческое. Другими словами, миф есть личностное бытие, данное исторически.
5.Миф нашего времени.
Для 21 века большое значение приобретает политический миф, ведущий к санкранизации государства, "нации", расы", и т.д., что с наибольшей полнотой появилось в идеологии фашизма. Причем используемый миф оказывается то традиционно религиозным, как древнегерманская мифология; то сконструированным в рамках буржуазной философии; то демагогически абсолютизированной реальной общностью, как "нация", "народ" и др.
Информация о работе Мифология как форма самосознания культуры