Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:02, доклад
В 1914 г. учёный монах-иезуит отец Антон Даймель издал в Риме на латинском языке свой труд под названием "Panteon Babilonicum" — «Вавилонский пантеон». В книге перечислялись имена месопотамских божеств, которые учёный выписал, читая шумерские (шумерийские), вавилонские и ассирийские клинописные таблички (глиняные таблички с письменными, клинообразными знаками). Составленный А. Даймелем перечень включал 3300 имён; за прошедшие с начала века десятилетия этот список был уточнён и существенно расширен.
В 1914 г. учёный монах-иезуит отец Антон Даймель издал в Риме на латинском языке свой труд под названием "Panteon Babilonicum" — «Вавилонский пантеон». В книге перечислялись имена месопотамских божеств, которые учёный выписал, читая шумерские (шумерийские), вавилонские и ассирийские клинописные таблички (глиняные таблички с письменными, клинообразными знаками). Составленный А. Даймелем перечень включал 3300 имён; за прошедшие с начала века десятилетия этот список был уточнён и существенно расширен.
Конечно, не все имена в этом алфавитном списке списке равноценны. Одни встречаются постоянно, тысячи раз, в табличках, относящихся ко всем историческим периодам и происходящих из всех городов и областей Месопотамии; другие характерны для надписей какой-то одной эпохи или местности и лишь изредка упоминаются в иных текстах. Есть и такие имена, которые встречаются в клинописных документах всего два-три раза. Не равны по своему могуществу и рангу были и носители этих имён — месопотамские боги. Скажем, бог Солнца и бог, ведавший всего-навсего формами для изготовления кирпичей. Но даже самый незначительный демон, мелкий бес или какой-либо из бесчисленных этэмму (не обретший успокоения дух умершего) мог причинить немало бед, и человеку приходилось всё время держаться настороже, чтобы не рассердить кого-нибудь из них.
Огромный пантеон доставлял
много затруднений
Не в лучшем положении
оказались и современные
Месопотамией (т. е. Междуречьем) древние греки называли земли, лежавшие между двумя великими реками Западной Азии — Евфратом и Тигром. Российские исследователи используют и термин «Двуречье» — чаще в качестве синонима «Месопотамии», а иногда для обозначения юга Междуречья. На современной политической карте мира большую часть территории Месопотамии занимает арабское государство Ирак. На юге земли Месопотамии омывали воды Персидского залива, с востока её ограждала горная гряда Загрос, с севера — Армянское нагорье, а на западе, за Евфратом, простиралась труднопроходимая Сирийская пустыня.
Заметим, что сами обитатели Месопотахмии не считали эти земли единой страной: юг Двуречья — от заросших тростником лагун в устьях Евфрата и Тигра, в древности впадавших в Персидский залив порознь, до широты, на которой расположен современный город Хилла, — назывался Шумером. Центральная часть Месопотамской равнины, где русла Евфрата и Тигра ближе всего подходят друг к другу, носила название Аккад. Позже, во II—I тысячелетиях до н. э., Шумер и Аккад стали называться Вавилонией.
Севернее, за Нижним Забом, левым притоком Тигра, начиналась страна Ашшур, или Ассирия.
Первые обитатели появились в Месопотамии примерно 40 тыс. лет назад. Небольшие группы людей селились в пещерах предгорий Загроса; жили они охотой на горных козлов и баранов. Так продолжалось десятки тысяч лет. Ничто не менялось, время как будто стояло на месте. Только в X тысячелетии до н. э. стали заметны существенные перемены: население постепенно выросло, а поголовье диких животных резко сократилось — их попросту истребили. Вести прежний образ жизни оказалось невозможно, нужно было искать новые способы пропитания, и люди стали собирать дикорастущие злаки, а затем и искусственно их разводить. Одновременно человек старался приручить травоядных животных, чтобы всегда иметь под рукой запас свежего мяса.
Переход от охоты к земледелию привёл древнейших обитателей Двуречья к оседлости: теперь они должны были жить рядом со своими полями, чтобы возделывать их и оберегать от потравы. На открытой местности пришлось научиться строить убежища — хижины из травы и прутьев и примитивные дома-мазанки из необожжённого кирпича (глина с примесью рубленой соломы). Так к VIII—VII тысячелетиям до н. э. в Месопотамии возникают первые поселения ранних земледельцев.
Археологи, проследив при
раскопках, как изменялись типы жилищ,
погребений, утвари и орудий труда,
говорят о том, что в Месопотамии
сменилось несколько
В первой половине IV тысячелетия до н. э. на юге страны существовало множество поселений, которые сегодня учёные относят к культуре Убайд (или Обейд). Именно убайдцы создали первую крупную систему каналов для орошения полей. В последней трети IV тысячелетия до н. э. культуру Убайд сменила культура Урук, создателями которой были шумеры. О происхождении и прародине этого народа до сих пор идут научные споры. Загадочным, не имеющим никаких аналогов остаётся и язык шумерийцев.
В середине IV тысячелетия до н. э. среди бесчисленных деревушек и небольших посёлков сравнительно быстро, по-видимому в течение жизни всего лишь нескольких поколений, возникают первые настоящие города. Их обносили мощными стенами, внутри возводили внушительные храмы на высоких кирпичных террасах и другие монументальные сооружения. Большинство горожан, как и прежде, занимались земледелием на пригородных полях, но были уже и целые кварталы ремесленников — гончаров, кузнецов и др. Правителем города обычно был эн — верховный жрец главного городского храма — или же предводитель городского ополчения — лугаль («большой человек»).
Город и подчинявшиеся
ему небольшие посёлки и
Царство Шумера и Аккада — так официально именовалась новая держава — пало в самом конце III тысячелетия до н. э. под ударами горцев-эламитов с востока и под натиском семитских племён амореев с запада из Сирийской степи.
Амореи захватили ряд месопотамских городов, осели в них, основав собственные династии, но очень скоро приняли аккадский язык и местные обычаи. Самым известным аморейским правителем был Хаммурапи, шестой по счёту царь города Вавилона (правил в 1792—1750 гг. до н. э.), создатель знаменитого свода законов — «Кодекса Хаммурапи».
Ему удалось превратить сравнительно небольшой город в столицу огромного царства, простиравшегося от городов Мари на Евфрате и Ниневии на Тигре до берегов Персидского залива. Однако и это — так называемое Старовавилонское — царство оказалось недолговечным. В середине XVIII в. до н. э. в Месопотамию с гор Загроса начинают вторгаться племена касситов. Они захватывают одну область за другой и в 1595 г. до н. э. занимают Вавилон, в котором касситские цари правят до 1155 г. до н. э.
В конце II тысячелетия до н. э. Месопотамию захлёстывает очередная волна семитоязычных кочевников с запада — арамеев. Со временем арамейский язык получает в Двуречье широкое распространение и начинает вытеснять родственный ему местный аккадский язык вавилонян и ассирийцев.
В касситский период происходит разделение Месопотамии на две основные части — Вавилонию на юге и Ассирию на севере. Соперничество между Ассирией и Вавилонией составляет главное содержание политической истории Двуречья на протяжении последующего тысячелетия. В VIII
в. до н. э. Ассирия, казалось, окончательно подчинила Вавилонию, а в 689
г. до н. э. по приказу ассирийского царя Синаххериба был полностью
разрушен Вавилон. Но через несколько десятилетий город возродился из
руин, в 626 г. до н. э. восстановил свою независимость и помог соседним племенам мидян сокрушить великую Ассирийскую империю.
Нововавилонское царство пережило своего извечного соперника на 70 лет, но в 539 г. до н. э. в Вавилон вступило войско персидского Кира II, и вавилоняне навсегда лишились собственной государственности. Господство персидской династии Ахеменидов продолжалось в Месопотамии до 331 г. до н. э., когда Александр Македонский, разгромив армию персов в нескольких крупных сражениях, занял Вавилон и прошёл в главном храме города древний обряд поставления в вавилонские цари.
Вернувшись из индийского хода, Александр умер в Вавилоне ( в 323 г. до н. э.), после чего между полководцами разгорелась многолетняя война за наследство величайшего завоевателя. В конце концов Вавилония досталась Селевку (полководцу Александра Македонского), потомки которого владели ею почти 200 лет.
В 12б г. до н. э. Вавилонию захватили парфяне; при них древние города Месопотамии пришли в окончательный упадок. Когда в начале II в. здесь появились римляне, Вавилон и другие великие города древности находились уже в полном запустении. Месопотамская цивилизация за шила круг своего существования.
О религиозных представлениях
древних обитателей Месопотамии
исследователи судят не только по
сохранившимся клинописным
В становлении месопотамской
цивилизации особую роль играли храмы.
Можно сказать, что шумеро-вавилонская
цивилизация родилась в тени храмовых
стен и умерла, когда в парфянский
период опустели последние древние
храмы. В Месопотамии храм был
не только местом, где поклонялись
богам, совершали жертвоприношения
и другие культовые действия. Раскопки
показали, что уже в поселениях
ранних земледельцев, насчитывавших
всего два-три десятка домов, нередко
имелось особое строение — общественное
хранилище зерна и продуктов.
В такие амбары жители селения
ссыпали часть зерна, создавая общий
запас на случай какого-нибудь бедствия.
Хранилище считалось священным,
ведь там лежал хлеб — основа
жизни, а значит, должны были пребывать
и благие божественные силы: «дух зерна»
и прочие божества, от которых зависят
жизнь и изобилие. В этом амбаре
и вокруг него совершались важные
обряды, связанные с внесением
в хранилище нового урожая, с началом
сева и другими сезонными
Первоначально амбар-
Рядом с амбаром-святилищем часто устраивали загон для скота (ги-пару) и отгораживали специальный участок земли. При гипару жил жрец (эн, энум), если «храмик» был посвящен женскому божеству, или жрица (энтум), если он посвящался богу. В гипару совершался важнейший обряд священного брака между жрецом и богиней или между жрицей и богом. Этот глубоко архаичный обряд, способствовавший обеспечению плодородия, сохранялся до самого позднего времени.
В V в. до н. э. греческий историк Геродот, описывая храм Бела-Мардука в Вавилоне, рассказывал: «В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним — золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин. Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе...».
В период Убайд, с появлением городов, скромные сельские храмики-амбары кое-где превращаются в сооружения внушительных размеров со сложной планировкой и многочисленным персоналом. Помимо главного жреца и его помощников, а также музыкантов, певчих и других лиц, занятых в культовых церемониях, храм и его хозяйство обслуживал целый штат управителей, контролёров, учётчиков, кладовщиков. На храм работали постоянно или какое-то время в году многие жители селения.
Сложное храмовое хозяйство,
в которое было вовлечено множество
людей, требовало создания системы
учёта. При приёме или выдаче продуктов,
скота и орудий труда управители
пользовались специальными учётными фишками,
глиняными шариками, конусами, дисками,
обозначавшими корзины с