Культура Вавилона и Ассирии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:02, доклад

Описание работы

В 1914 г. учёный монах-иезуит отец Антон Даймель издал в Риме на латинском языке свой труд под названием "Panteon Babilonicum" — «Вавилонский пантеон». В книге перечислялись имена месопотамских божеств, которые учёный выписал, читая шумерские (шумерийские), вавилонские и ассирийские клинописные таблички (глиняные таблички с письменными, клинообразными знаками). Составленный А. Даймелем перечень включал 3300 имён; за прошедшие с начала века десятилетия этот список был уточнён и существенно расширен.

Работа содержит 1 файл

Культура Вавилона и Ассирии.docx

— 50.26 Кб (Скачать)

В 1914 г. учёный монах-иезуит отец Антон Даймель издал в Риме на латинском языке свой труд под названием "Panteon Babilonicum" — «Вавилонский пантеон». В книге перечислялись имена месопотамских божеств, которые учёный выписал, читая шумерские (шумерийские), вавилонские и ассирийские клинописные таблички (глиняные таблички с письменными, клинообразными знаками). Составленный А. Даймелем перечень включал 3300 имён; за прошедшие с начала века десятилетия этот список был уточнён и существенно расширен.

Конечно, не все имена в  этом алфавитном списке списке равноценны. Одни встречаются постоянно, тысячи раз, в табличках, относящихся ко всем историческим периодам и происходящих из всех городов и областей Месопотамии; другие характерны для надписей какой-то одной эпохи или местности и лишь изредка упоминаются в иных текстах. Есть и такие имена, которые встречаются в клинописных документах всего два-три раза. Не равны по своему могуществу и рангу были и носители этих имён — месопотамские боги. Скажем, бог Солнца и бог, ведавший всего-навсего формами для изготовления кирпичей. Но даже самый незначительный демон, мелкий бес или какой-либо из бесчисленных этэмму (не обретший успокоения дух умершего) мог причинить немало бед, и человеку приходилось всё время держаться настороже, чтобы не рассердить кого-нибудь из них.

Огромный пантеон доставлял  много затруднений месопотамским  жрецам. Необозримый сонм богов требовал упорядочения, установления известной  иерархии, отношений старшинства, родства, верховенства и подчинённости. В  разных городах в разные исторические периоды учёные жрецы рисовали эти  отношения неодинаково, вольно или  невольно выдвигая на первые роли «своих»  богов, традиционно почитавшихся в  данной местности. Им приходилось решать сложные задачи. Признание и восхваление  какого-либо одного божества, олицетворявшего  природное (например, бурю) или социальное (например, клятву) явление, не означало отрицания других божеств с такими же функциями и признаками; им тоже нужно было найти какое-то место  в божественной иерархии. Нередко  их пытались отождествить с данным божеством или объявить частными проявлениями этого бога. Всё это  создавало крайне запутанную картину (не говоря утке об остающихся почти  неизвестными религиозных представлениях простонародья), и месопотамским  жрецам так и не удалось создать  единой чёткой иерархии в мире богов.

Не в лучшем положении  оказались и современные исследователи  месопотамской религии. Сколько-нибудь подробной и достоверной истории  религии Двуречья пока так и не написано. Проследить её удаётся лишь в самых общих чертах и в некоторых частностях.

Месопотамией (т. е. Междуречьем) древние греки называли земли, лежавшие между двумя великими реками Западной Азии — Евфратом и Тигром. Российские исследователи используют и термин «Двуречье» — чаще в качестве синонима «Месопотамии», а иногда для обозначения юга Междуречья. На современной политической карте мира большую часть территории Месопотамии занимает арабское государство Ирак. На юге земли Месопотамии омывали воды Персидского залива, с востока её ограждала горная гряда Загрос, с севера — Армянское нагорье, а на западе, за Евфратом, простиралась труднопроходимая Сирийская пустыня.

Заметим, что сами обитатели  Месопотахмии не считали эти земли единой страной: юг Двуречья — от заросших тростником лагун в устьях Евфрата и Тигра, в древности впадавших в Персидский залив порознь, до широты, на которой расположен современный город Хилла, — назывался Шумером. Центральная часть Месопотамской равнины, где русла Евфрата и Тигра ближе всего подходят друг к другу, носила название Аккад. Позже, во II—I тысячелетиях до н. э., Шумер и Аккад стали называться Вавилонией.

Севернее, за Нижним Забом, левым притоком Тигра, начиналась страна Ашшур, или Ассирия.

Первые обитатели появились  в Месопотамии примерно 40 тыс. лет  назад. Небольшие группы людей селились в пещерах предгорий Загроса; жили они охотой на горных козлов и баранов. Так продолжалось десятки тысяч лет. Ничто не менялось, время как будто стояло на месте. Только в X тысячелетии до н. э. стали заметны существенные перемены: население постепенно выросло, а поголовье диких животных резко сократилось — их попросту истребили. Вести прежний образ жизни оказалось невозможно, нужно было искать новые способы пропитания, и люди стали собирать дикорастущие злаки, а затем и искусственно их разводить. Одновременно человек старался приручить травоядных животных, чтобы всегда иметь под рукой запас свежего мяса.

Переход от охоты к земледелию привёл древнейших обитателей Двуречья к оседлости: теперь они должны были жить рядом со своими полями, чтобы возделывать их и оберегать от потравы. На открытой местности пришлось научиться строить убежища — хижины из травы и прутьев и примитивные дома-мазанки из необожжённого кирпича (глина с примесью рубленой соломы). Так к VIII—VII тысячелетиям до н. э. в Месопотамии возникают первые поселения ранних земледельцев.

Археологи, проследив при  раскопках, как изменялись типы жилищ, погребений, утвари и орудий труда, говорят о том, что в Месопотамии  сменилось несколько археологических  культур ранних земледельцев — Джармо, Хассуна и Самарра, Халаф (их именуют по названиям современных селений, где найдены следы той или иной культуры). Но что это были за народы, на каких языках они говорили — неизвестно.

В первой половине IV тысячелетия  до н. э. на юге страны существовало множество поселений, которые сегодня  учёные относят к культуре Убайд (или Обейд). Именно убайдцы создали первую крупную систему каналов для орошения полей. В последней трети IV тысячелетия до н. э. культуру Убайд сменила культура Урук, создателями которой были шумеры. О происхождении и прародине этого народа до сих пор идут научные споры. Загадочным, не имеющим никаких аналогов остаётся и язык шумерийцев.

В середине IV тысячелетия  до н. э. среди бесчисленных деревушек  и небольших посёлков сравнительно быстро, по-видимому в течение жизни всего лишь нескольких поколений, возникают первые настоящие города. Их обносили мощными стенами, внутри возводили внушительные храмы на высоких кирпичных террасах и другие монументальные сооружения. Большинство горожан, как и прежде, занимались земледелием на пригородных полях, но были уже и целые кварталы ремесленников — гончаров, кузнецов и др. Правителем города обычно был эн — верховный жрец главного городского храма — или же предводитель городского ополчения — лугаль («большой человек»).

Город и подчинявшиеся  ему небольшие посёлки и деревушки  представляли собой самостоятельное  государство. В первой половине III тысячелетия  до н. э. в Шумере насчитывалось около  двух десятков таких городов-государств, важнейшими из нет были Эреду, Урук, Ур, Киш, Лагаш, Умма, Ниппур. Шумерские города-государства постоянно враждовали между собой из-за спорных территорий оросительных каналов, а то и просто из-за честолюбия и алчности правителей, норовивших силой подчинить соседей или поживиться за их счёт. Занятые этой бесконечной междоусобицей, шумерские города просмотрели главную опасность, грозившую с севера, и в конце XXIV в. до н. э. Шумер был завоёван Саргоном, царём Аккада (правил в 2334—2279 гг. до н. э.).

Царство Шумера и Аккада —  так официально именовалась новая  держава — пало в самом конце III тысячелетия до н. э. под ударами  горцев-эламитов с востока и под натиском семитских племён амореев с запада из Сирийской степи.

Амореи захватили ряд месопотамских городов, осели в них, основав собственные династии, но очень скоро приняли аккадский язык и местные обычаи. Самым известным аморейским правителем  был Хаммурапи, шестой по счёту царь города Вавилона (правил в 1792—1750 гг. до н. э.), создатель знаменитого свода законов — «Кодекса Хаммурапи».

Ему удалось превратить сравнительно небольшой город в столицу  огромного царства, простиравшегося  от городов Мари на Евфрате и Ниневии  на Тигре до берегов Персидского  залива. Однако и это — так  называемое Старовавилонское — царство оказалось недолговечным. В середине XVIII в. до н. э. в Месопотамию с гор Загроса начинают вторгаться племена касситов. Они захватывают одну область за другой и в 1595 г. до н. э. занимают Вавилон, в котором касситские цари правят до 1155 г. до н. э.

В конце II тысячелетия до н. э. Месопотамию захлёстывает очередная  волна семитоязычных кочевников с запада — арамеев. Со временем арамейский язык получает в Двуречье широкое распространение и начинает вытеснять родственный ему местный аккадский язык вавилонян и ассирийцев.

В касситский период происходит разделение Месопотамии на две основные части — Вавилонию на юге и Ассирию на севере. Соперничество между Ассирией и Вавилонией составляет главное содержание политической истории Двуречья на протяжении последующего тысячелетия. В VIII

в.    до н. э. Ассирия, казалось, окончательно подчинила Вавилонию, а в 689

г.    до н. э. по приказу  ассирийского царя Синаххериба был полностью

разрушен Вавилон. Но через  несколько десятилетий город  возродился из

руин, в 626 г. до н. э. восстановил  свою независимость и помог соседним племенам мидян сокрушить великую  Ассирийскую империю.

Нововавилонское царство пережило своего извечного соперника на  70 лет, но в 539 г. до н. э. в Вавилон вступило войско персидского Кира II, и вавилоняне навсегда лишились собственной государственности. Господство персидской династии Ахеменидов продолжалось в Месопотамии до 331 г. до н. э., когда Александр Македонский, разгромив армию персов в нескольких крупных сражениях, занял Вавилон и прошёл в главном храме города древний обряд поставления в вавилонские цари.

Вернувшись из индийского хода, Александр умер в Вавилоне ( в 323 г. до н. э.), после чего между полководцами разгорелась многолетняя война за наследство величайшего завоевателя. В конце концов Вавилония досталась Селевку (полководцу Александра Македонского), потомки которого владели ею почти 200 лет.

В 12б г. до н. э. Вавилонию захватили парфяне; при них древние города Месопотамии пришли в окончательный упадок. Когда в начале II в. здесь появились римляне, Вавилон и другие великие города древности находились уже в полном запустении.  Месопотамская цивилизация за шила круг своего существования.

Храмы

О религиозных представлениях древних обитателей Месопотамии  исследователи судят не только по сохранившимся клинописным текстам, но и по археологическим находкам, связанным с религиозной практикой: по руинам храмов, могильным сооружениям, культовой утвари и скульптуре, по изображениям религиозных церемоний  на каменных рельефах и на маленьких  цилиндрических печатях. С этой «внешней»  стороны, с материального воплощения идеальных представлений и начнётся знакомство с религией шумерийцев и вавилонян.

В становлении месопотамской  цивилизации особую роль играли храмы. Можно сказать, что шумеро-вавилонская  цивилизация родилась в тени храмовых стен и умерла, когда в парфянский период опустели последние древние  храмы. В Месопотамии храм был  не только местом, где поклонялись  богам, совершали жертвоприношения и другие культовые действия. Раскопки показали, что уже в поселениях ранних земледельцев, насчитывавших  всего два-три десятка домов, нередко  имелось особое строение — общественное хранилище зерна и продуктов. В такие амбары жители селения  ссыпали часть зерна, создавая общий  запас на случай какого-нибудь бедствия. Хранилище считалось священным, ведь там лежал хлеб — основа жизни, а значит, должны были пребывать  и благие божественные силы: «дух зерна» и прочие божества, от которых зависят  жизнь и изобилие. В этом амбаре и вокруг него совершались важные обряды, связанные с внесением  в хранилище нового урожая, с началом  сева и другими сезонными праздниками. У архаических земледельцев амбар  и святилище были, по-видимому, неотделимы друг от друга, и это двуединство культовых и хозяйственных функций храма сохранялось на протяжении всей месопотамской истории.

 Первоначально амбар-святилище  мало чем отличался от обычного  жилища — такая же глинобитная  мазанка (примерно 4x5 м), разве что  стены были потолще и настланные полы приподняты над землёй, чтобы предохранить зерно от сырости и грызунов. В южной части Шумера строились тростниковые дома, похожие на те, что и сейчас возводят «болотные арабы» на юге Ирака.

Рядом с амбаром-святилищем часто устраивали загон для скота (ги-пару) и отгораживали специальный участок земли. При гипару жил жрец (эн, энум), если «храмик» был посвящен женскому божеству, или жрица (энтум), если он посвящался богу. В гипару совершался важнейший обряд священного брака между жрецом и богиней или между жрицей и богом. Этот глубоко архаичный обряд, способствовавший обеспечению плодородия, сохранялся до самого позднего времени.

В V в. до н. э. греческий историк  Геродот, описывая храм Бела-Мардука  в Вавилоне, рассказывал: «В этом храме  стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним — золотой  стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек  не проводит здесь ночь, за исключением  одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин. Эти  жрецы утверждают (я, впрочем, этому  не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе...».

В период Убайд, с появлением городов, скромные сельские храмики-амбары кое-где превращаются в сооружения внушительных размеров со сложной планировкой и многочисленным персоналом. Помимо главного жреца и его помощников, а также музыкантов, певчих и других лиц, занятых в культовых церемониях, храм и его хозяйство обслуживал целый штат управителей, контролёров, учётчиков, кладовщиков. На храм работали постоянно или какое-то время в году многие жители селения.

Сложное храмовое хозяйство, в которое было вовлечено множество  людей, требовало создания системы  учёта. При приёме или выдаче продуктов, скота и орудий труда управители пользовались специальными учётными фишками, глиняными шариками, конусами, дисками, обозначавшими корзины с зерном, кувшины с маслом и пивом, животных и т. п. Позднее эта система  учётных фишек вытесняется сложившимся  на её основе письмом. Самые ранние глиняные таблички с оттиснутыми  или процарапанными знаками, регистрировавшие приём и выдачу имущества, археологи  находят в руинах древнейших храмов Шумера. При храмах возникают и  первые школы для обучения будущих  чиновников. Любопытно, что сами жрецы  долгое время оставались неграмотными, получая и передавая свои знания — молитвы, заклинания и порядок  совершения обрядов — изустно. Священные  тексты, гимны и молитвы стали  записываться со второй половины III тыс. до н. э., когда «ребусное» письмо превратилось наконец в подлинную письменность, с помощью которой можно было точно передать звучащую речь.

Информация о работе Культура Вавилона и Ассирии