Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 12:57, реферат
Культура - это характеристика человеческого общества, его людей, его истории. Природа как таковая, природа без человека, лежит вне культуры и ее не знает. За внешним многообразием определений культуры все же обнаруживаются две смысловые доминанты. В узком смысле под культурой понимается совокупность созданных человеком в ходе истории материальных и духовных ценностей, прежде всего его достижений в области искусства, науки и просвещения. Отсюда выводятся и основные формы культуры - материальная, духовная и художественная культура. В широком смысле культура - это форма и способ существования человека; искусственная среда, созданная человеком.
1. Введение 2
2. Человек в мире технологической культуры 5
3. Отношение к исскуству и художественному творчеству в Средние века 7
4. Заключение 27
5. Список используемой литературы
Своими произведениями великий художник утверждал красоту природы, чувственную красоту человека и наслаждение от созерцания прекрасного. Многие теоретики искусства эпохи Возрождении настаивали на особенном значении живописи. Так, Леонардо да Винчи ценил живопись выше любого другого искусства, он писал: «... если поэт служит разуму путем уха, то живописец - путем глаза, более достойного чувства... Картина, как много более полезная и прекрасная, понранится больше... Выбери поэта, который описал красоту женщины ее возлюбленному, и выбери живописца, который изобразил бы ее, и ты увидишь, куда природа склонит влюбленного судью».
Кисти Леонардо да Винчи принадлежит немало совершенных произведений искусства. Он созвал такие шедевры, как «Мона Лиза» («Джоконда»), «Святой Иероним», «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», «Дама с горностаем» и др. Триумфом его творчества стала знаменитая «Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта-Мария делла Грацие.
Леонардо да Винчи - великий исследователь тайн искусства. Он разработал многие теоретические проблемы искусства, такие, как теория воздушной перспективы, света и цвета, пропорции, отображение эмоций в живописи, построение научной анатомии животных и людей. Эстетические проблемы искусства он рассмотрел в труде «Книга о живописи». В своем творчестве Леонардо был одновременно художником и инженером. Соответственно, его подходы к своим творениям можно обозначить и как предельно общие и одновременно утилитарные. Условно-плоское, символическое изображение предметов, характерное для средневековья, Леонардо да Винчи заменил реалистичным изображением, действительности. Так, средневековые художники изображали ребенка как взрослого человека, только маленького роста. Леонардо да Винчи рисует действительность в ее реальных пропорциях. Великий живописец открывает законы перспективы и по ее законам создает свои произведения. Его «Тайная вечеря» демонстрирует великолепное владение пространственной перспективой.
Не обошел своим вниманием Леонардо да Винчи симметрию, хотя его понимание симметрии было противоречивым. Леонардо, как и его современники, не употреблял слова «симметрия». Он использовал слова «гармония», «совершенство пропорций», «равновесие». Из условий симметрии он вывел, что равные треугольники будут в равновесии относительно точки, отстоящей на равных расстояниях относительно их центров тяжести.
Леонардо-художник главное внимание, вслед за Франческа (1416--1492) и Л. Альберти (1404--1472), сосредоточил на изучении законов перспективы и пропорций. В своем «Трактате о живописи» (1498 г.) Леонардо да Винчи изложил свое понимание этих проблем. Он писал: «Пропорция -- мать и королева искусства». Художник предельно широко понимает пропорцию. Он считает, что пропорция содержится не только в числах и мерах, но также в звуках, тяжестях, временах и положениях и в любой силе, какая она бы ни была. Холодное совершенство произведений Леонардо да Винчи, научную обоснованность его произведений Ницше называл воплощением аполлонийского начала в искусстве.
Альбрехт Дюрер (1471--1528) был представителем северной, немецкой художественной школы. Дюрер был разносторонне одаренным художником. Он сумел сказать новое слово как живописец, рисовальщик, гравер и теоретик искусства. Дарование Дюрера формировалось под влиянием поздней готики, гуманизма Возрождения и собственных теоретических изысков в области искусства. Значительное внимание Дюрер уделял вопросам перспективы. Им он посвяти две своих работы -- «Руководство к измерению при помощи циркуля и линейки» (1525) и «Четыре книги о пропорциях человека» (1528).
Ярким воплощением этих теоретических построений стала работа Дюрера «Тайная вечеря» (создана в 1511 году). Эта работа является этапом в эволюции взглядов Дюрера на красоту, пропорцию, перспективу и средства их выражения в графике. Прежде всего, вызывает интерес сама композиция, представляющаяся на первый взгляд гармоничной. Действительно, в центре гравюры Христос, слева и справа от него по пять апостолов. Но при внимательном рассмотрении (на картине тринадцать апостолов), мы видим, что для симметрии Дюрер одного из апостолов размещает на центральной линии, с Христом, а две фигуры выносит на передний план и располагает симметрично по другую сторону стола. Особым образом симметрия подчеркивается овально-симметричной формой сводов, круглого темного окна, подставкой стола и даже складкой на скатерти и способом расположения предметов на столе. Однако дань симметрии на этом кончается. Собственно фигуры Христа и апостолов асимметричны. Эта асимметрия, соединяясь с общесимметричной композицией, создает удивительный эффект -- фигуры оживают. Они не просто наклонены друг к другу и в этом наклоне нарушают симметрию, они воспринимаются как движущиеся, более того, характер этого движения создает тревожное настроение. Мы как будто слышим речь Христа, сообщившего, что один из апостолов предаст его. Асимметрия показывает, как возбуждены ученики -- и в воздухе висит их требование назвать предателя. И все же Христос спокоен, он просто утешает младшего из его любимых учеников, который не выдержал и расплакался. Статично-спокойны две фигуры на переднем плане. В одной из них мы узнаем Иуду, пытающегося спрятать за спину кошелек с тридцатью сребрениками. Спокойствие другой фигуры тоже понятно -- это старик, наливающий себе вино.
Парадокс
асимметрии буквально оживляет картину.
Этот прием дает богатейшие возможности,
которые Дюрер мастерски
Возникшая в коммунальной бюргерской среде живопись нидерландского Возрождения с самого начала была подчеркнуто и мелочно буржуазной. Интерьеры церквей становятся все более протестантскими, и спрос на церковное искусство резко падает.
Если
итальянский платонизм
Изощренная детализированность готического искусства теряет священное содержание, но сохраняет еще поэтичность -- уважение ремесленника к своему изделию (на полотнах Яна ван Эйка). Но внутреннее содержание человека, возможно, под влиянием итальянского искусства, выдвигается на первый план (Д. Боутс. "Суд императора Отгона". 1473--1475 гг.). Но если просители в "Страшном суде" Микеланджело узнают о своей жестокой участи только перед ликом Бога, то "Чета Арнольфини" Яна ван Эйка (1434 г.) уже смирилась с предопределением.
Акценты
Северного Возрождения
Заключение
Культура -это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
В
настоящее время
Технологический аспект культуры занимает в ней значительное место. В зависимости от типов объектов, на создание которых они направлены, технологии подразделяются, во-первых, на продуцирующие и транслирующие символы, во-вторых, на созидающие физические объекты, и, в-третьих, на организующие системы социального взаимодействия.
В ходе совершенствования способов деятельности идёт становление, функционирование и развитие человеческой личности. Причём, личность одновременно выступает, во-первых, объектом культурного воздействия, то есть усваивает культуру в процессе своей деятельности; во-вторых, субъектом культурного творчества, так как в той или иной форме включена в процесс созидания культуры; и, в-третьих, личность является носителем и выразителем культурных ценностей, поскольку её жизнедеятельность развёртывается в определённой культурной среде.
Материальные и духовные результаты социокультурной деятельности выступают не только как определённые достижения (ценности), но и как негативные последствия этой деятельности (экологические катастрофы, геноцид, военные бедствия и т.п.). История культуры -- это история не только приобретений, но и потерь. В культуре представлены как прогрессивные, так и реакционные явления. Более того, основания оценки со временем меняются, а сами ценности девальвируются.
Результаты человеческой деятельности проявляются как в специализированных областях культуры, где аккумулируются, накапливаются конкретные ценности, так и на уровне обыденной культуры, культуры повседневности. Можно сказать, что бытие культуры реализуется как бы в двух планах: высоком, специальном, элитарном, и обыденном, повседневном, массовом. Культура человечества проявляет себя в единстве и многообразии. Различие когда-либо существовавших и существующих сегодня культур обусловлены, в частности, пространственно-временными характеристиками, которые порождают разнообразие жизненных форм отдельных народов.Средние века в Западной Европе -- время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые синтезировали исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде.
Средневековая культура по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникла бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа. Поэтому важно понимать историческую важность этой длительной эпохи развития европейской культуры.
Список
используемой литературы:
1. Гуревич
П.С. Культурология: Учеб. пособие.-
М., 1996.-287 с.
2. Галенко
С.П. Концептуальные основания политики
образования в России// Культура.- Цивилизация.-
Образование.- Тверь, 1996. - 81 с.
3. Добрынина
В. И. Актуальные проблемы
4. Драч
Г.В. Культурология. Ростов-на-
5. Кнабе
Г.С. Введение в общую теорию
культуры. -- М., 1994.
6. Кохановский.
- Философия: учебник для высших
учебных заведений / Ростов на
Дону.: «Феникс», 1998
7. Учебный
курс по культурологии.- Ростов-на-Дону,
1996
8. Фромм
Э. Анатомия человеческой
9. Ясперс К.Смысл и назначение истории М.,1991г