Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 12:57, реферат
Культура - это характеристика человеческого общества, его людей, его истории. Природа как таковая, природа без человека, лежит вне культуры и ее не знает. За внешним многообразием определений культуры все же обнаруживаются две смысловые доминанты. В узком смысле под культурой понимается совокупность созданных человеком в ходе истории материальных и духовных ценностей, прежде всего его достижений в области искусства, науки и просвещения. Отсюда выводятся и основные формы культуры - материальная, духовная и художественная культура. В широком смысле культура - это форма и способ существования человека; искусственная среда, созданная человеком.
1. Введение 2
2. Человек в мире технологической культуры 5
3. Отношение к исскуству и художественному творчеству в Средние века 7
4. Заключение 27
5. Список используемой литературы
Оглавление
Введение
Культура - это характеристика человеческого общества, его людей, его истории. Природа как таковая, природа без человека, лежит вне культуры и ее не знает. За внешним многообразием определений культуры все же обнаруживаются две смысловые доминанты. В узком смысле под культурой понимается совокупность созданных человеком в ходе истории материальных и духовных ценностей, прежде всего его достижений в области искусства, науки и просвещения. Отсюда выводятся и основные формы культуры - материальная, духовная и художественная культура. В широком смысле культура - это форма и способ существования человека; искусственная среда, созданная человеком.
Технологическая культура - это философия нового видения мира. И формирование технологической культуры человека в учебном процессе должно быть связано с проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его культуры: нравственности, разумности и ответственности. Воспитание технологической культуры у подрастающих поколений означает приобщение молодежи ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности, иначе говоря, ориентировано на человека новой эпохи.
На
современном этапе развития общества
технологическое образование
Процесс
возрождения и становления
1. Человек в мире технологической культуры.
Технологическая культура -степень технологического совершенства.
В живой природе действия биологических особей являются инстинктивными, то есть предопределены заложенными в них и передающимися биологическим путем по наследству программами. Правда, у высших животных имеются и относительно развитые индивидуальные формы поведения, которые являются результатом индивидуального научения и опыта, но они не прогрессируют, не накапливаются из поколения в поколение. В отличие от этого человеческая деятельность носит надбиологический характер. Люди руководствуются в своих действиях внебиологически выработанными и социально закрепленными средствами и механизмами деятельности, которые и образуют культуру. С этой точки зрения культура представляет своеобразную «технологию человеческой деятельности».
Трудовая деятельность с помощью искусственных орудий с необходимостью потребовала не только объединения усилий людей и установления между ними упорядоченной системы отношений, но и накопления опыта изготовления и использования орудий труда. Опыт, приобретенный одним поколением, теперь уже не мог оставаться лишь индивидуальным и исчезать вместо с ним. Возникла потребность в формировании принципиально нового механизма наследования, носителем которого стало сообщество индивидов. С другой стороны, сама система отношений в первобытном коллективе, способы его отношения к природе осмысливались и закреплялись с помощью различных установлении, запретов, предписаний и т. д. Все это в совокупности и формировало первобытную культуру. Поэтому можно сказать, что и общественные отношения, и культура не только возникли из одного источника - материально-практического отношения к природе, но и стали необходимой формой деятельности людей.
Надбиологический характер культуры - ее важнейшая особенность. В строгом смысле слова этот подход к культуре является структурно-функциональным. Он может быть весьма полезным для различных конкретных наук, изучающих культуру (например, социологии, этнографии). И недостаток «технологического» понимания культуры не в акцентировании значения механизмов человеческой деятельности, а в том, что такое понимание отвлекается от субъективно-личностной стороны культуры, которая для философской интерпретации последней имеет фундаментальное значение.
Технологическая культура
Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.
Под
технологической культурой
Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.
Составной
частью технологической культуры является
также технологическая
Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения.
Средние века в представлении современного человека это долгие века темноты и мрака, в которых человеку и его творениям отводится малое место. Несмотря на это история доносит до нас великие творения художников, скульпторов и архитекторов. Невозможно представить себе развитие культуры без строгих готических замков, полотен художников, проникнутых идеями христианства.
Общая характеристика эпохи средневековья
Средневековье длилось почти тысячу лет -- с V по XV век. В этот исторический период произошли огромные изменения в мировой истории: разрушился колосс Римской империи, затем Византии. Варварские племена после завоевания Рима создали на европейском континенте собственные государства с определяющейся национальной культурой.
Традиционно
средневековье называют «реакционной,
мрачной, проникнутой духом клерикализма
эпохой». Такая однозначно-
Действительно, натуральное хозяйство было примитивным, производительные силы, техника были развиты слабо. Войны и эпидемии обескровливали народы. Любую мысль, идущую вразрез с церковными догматами, инквизиция подавляла, жестоко расправляясь с носителями еретических учений и подозреваемыми в пособничестве дьяволу. Но богатство и многообразие эпохи связаны с иными формами деятельности.
В средневековье начинают применяться машины, появляются ветряные мельницы, водяное колесо, рулевое управление, книгопечатание и многое другое. В области искусства достигается небывалая до этого глубина и техническое совершенство. Народная культура (скрыто или явно), противодействуя клерикальной, придавала культуре индивидуальность и национальный колорит.
Само понятие «средневековье» не является целостностью.
Выделяют раннее, высокое средневеконье и закат. Каждый период имеет свои особенности духовной сферы и культурного развития.
Средневековье характеризуется столкновением двух культурных ориентации: с одной стороны - церковной, ученой, официальной, а с другой -- народной, карнавальной, «смеховой». Причем в последующих культурных взлетах огромную роль сыграла именно народная культура.
В жизни простого народа большое значение имели песни, пляски, фольклор, хоровые и обрядные песнопения, героические баллады и сказания о подвигах народных героев. Среди ярких выразителей народной культуры -- бродячие артисты, музыканты, поэты, циркачи.
Столкновение культурных ориентации рождало многослойность и противоречивость сознания средневекового человека. Простолюдин, живущий во власти народных верований и примитивных образов, имел зачатки христианского мировоззрения. Образованный человек не был полностью свободен от языческих представлений. Однако для всех несомненной доминантой была религия.
Сущность средневекового способа отношения к миру определялась божественной моделью мира, которая поддерживалась всеми имеющимися в распоряжении церкви (и подчиненного ей государства) средствами. Эта модель и определила особенности средневековой эпохи. В качестве основных черт этой модели можно выделить следующие:
-специфически
средневековое понимание
- средневековый
монотеизм, в котором
- человек
-ничтожное, слабое, греховное существо,
пылинка в божественном мире,
и частицы божественного мира
ему доступны только через
искупление грехов и
Центральным событием средневековой модели мира был Бог. В это событие вписывалась вся совокупность сверхсложной общественной иерархии событий средневекового мира. Особое место в этой иерархии занимала церковь, на которую была возложена божественная миссия.
Основные черты культуры, основанной на средневековой модели мира, ее противоречия, характер формирования и развития можно изучить только вместе с исследованием феноменов средневековой жизни.
Прежде
всего, понятие «средневековье»
подразумевает особый тип личности
предельно развитую религию и
соответствующую систему
Раннее средневековье - развитие искусства
Варвары, господствовавшие в культуре раннего средневековья, распространяли орнаментальное прикладное искусство. Они украшали небольшие предметы из дерева или металла изображениями реальных или фантастических зверей. В 5 -- 10 веках появляются церковные книги на пергаменте с миниатюрами, изображающими зверей и людей в двухмерном пространстве (плоскими и без теней).
По сравнению с античностью этот период был культурным упадком. Произведения были лишены изящества и утонченности. В них преобладал культ грубой физической силы. Многие достижения античности были забыты. Так, утрачена античная скульптура. Изображения человека становятся примитивными. Культурными островками стали школы для монахов при монастырях. Упадок продолжался с конца IX века до середины XI века.