Культура средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 12:57, реферат

Описание работы

Культура - это характеристика человеческого общества, его людей, его истории. Природа как таковая, природа без человека, лежит вне культуры и ее не знает. За внешним многообразием определений культуры все же обнаруживаются две смысловые доминанты. В узком смысле под культурой понимается совокупность созданных человеком в ходе истории материальных и духовных ценностей, прежде всего его достижений в области искусства, науки и просвещения. Отсюда выводятся и основные формы культуры - материальная, духовная и художественная культура. В широком смысле культура - это форма и способ существования человека; искусственная среда, созданная человеком.

Содержание

1. Введение 2
2. Человек в мире технологической культуры 5
3. Отношение к исскуству и художественному творчеству в Средние века 7
4. Заключение 27
5. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

      Оглавление

  1. Введение                                                                                                         2
  2. Человек в мире технологической культуры                                                 5
  3. Отношение к исскуству и художественному творчеству в Средние века  7
  4. Заключение                                                                                                      27
  5. Список используемой литературы                                                               29                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Введение

      Культура - это характеристика человеческого  общества, его людей, его истории. Природа как таковая, природа  без человека, лежит вне культуры и ее не знает. За внешним многообразием определений культуры все же обнаруживаются две смысловые доминанты. В узком смысле под культурой понимается совокупность созданных человеком в ходе истории материальных и духовных ценностей, прежде всего его достижений в области искусства, науки и просвещения. Отсюда выводятся и основные формы культуры - материальная, духовная и художественная культура. В широком смысле культура - это форма и способ существования человека; искусственная среда, созданная человеком.

  Технологическая культура - это философия нового видения мира. И формирование технологической культуры человека в учебном процессе должно быть связано с проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его культуры: нравственности, разумности и ответственности. Воспитание технологической культуры у подрастающих поколений означает приобщение молодежи ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности, иначе говоря, ориентировано на человека новой эпохи.

      На  современном этапе развития общества технологическое образование обращается к народным традициям воспитания подрастающего поколения. Через  традиции и обычаи передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности. Актуальность проблемы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении на уроках технологии с учетом регионального компонента, т.е. использовать народные традиции, а также краеведческие материалы.

      Процесс возрождения и становления национального  культурно-исторического наследия различных этносов в России значительно  активизировался, наблюдается тенденция  повышения интереса к народным традициям  с её богатым многовековым опытом воспитания. Считаем, что одним из важнейших средств формирования технологической культуры подрастающего поколения является изучение традиций народов, проживающих в регионе. Оно способствует развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта народа, выработанного веками. Из обоснованной нами актуальности исследования логически вытекает проблема исследования, которая заключается в особенностях влияния национально - регионального компонента на формирование технологической культуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Человек в мире  технологической  культуры.

      Технологическая культура -степень технологического совершенства.

В живой  природе действия биологических особей являются инстинктивными, то есть предопределены заложенными в них и передающимися биологическим путем по наследству программами. Правда, у высших животных имеются и относительно развитые индивидуальные формы поведения, которые являются результатом индивидуального научения и опыта, но они не прогрессируют, не накапливаются из поколения в поколение.  В отличие от этого человеческая деятельность носит надбиологический характер. Люди руководствуются в своих действиях внебиологически выработанными и социально закрепленными средствами и механизмами деятельности, которые и образуют культуру. С этой точки зрения культура представляет своеобразную «технологию человеческой деятельности».

      Трудовая  деятельность с помощью искусственных  орудий с необходимостью потребовала не только объединения усилий людей и установления между ними упорядоченной системы отношений, но и накопления опыта изготовления и использования орудий труда. Опыт, приобретенный одним поколением, теперь уже не мог оставаться лишь индивидуальным и исчезать вместо с ним. Возникла потребность в формировании принципиально нового механизма наследования, носителем которого стало сообщество индивидов. С другой стороны, сама система отношений в первобытном коллективе, способы его отношения к природе осмысливались и закреплялись с помощью различных установлении, запретов, предписаний и т. д. Все это в совокупности и формировало первобытную культуру. Поэтому можно сказать, что и общественные отношения, и культура не только возникли из одного источника - материально-практического отношения к природе, но и стали необходимой формой деятельности людей.

      Надбиологический  характер культуры - ее важнейшая особенность. В строгом смысле слова этот подход к культуре является структурно-функциональным. Он может быть весьма полезным для различных конкретных наук, изучающих культуру (например, социологии, этнографии). И недостаток «технологического» понимания культуры не в акцентировании значения механизмов человеческой деятельности, а в том, что такое понимание отвлекается от субъективно-личностной стороны культуры, которая для философской интерпретации последней имеет фундаментальное значение. 

      Технологическая культура

      Сегодня понятие культуры охватывает все  стороны деятельности человека и  общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.

     Под технологической культурой можно  понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

      Технологическая культура, являясь одним из типов  универсальной культуры, оказывает  влияние на все стороны жизни  человека и общества. Она формирует  технологическое мировоззрение, в  основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.

      Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.

     Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения.

    1. Отношение к исскуству и художественному творчеству в Средние века.

      Средние века в представлении современного человека это долгие века темноты  и мрака, в которых человеку и  его творениям отводится малое место. Несмотря на это история доносит до нас великие творения художников, скульпторов и архитекторов. Невозможно представить себе развитие культуры без строгих готических замков, полотен художников, проникнутых идеями христианства.

      Общая характеристика эпохи средневековья

      Средневековье длилось почти тысячу лет -- с V по XV век. В этот исторический период произошли  огромные изменения в мировой  истории: разрушился колосс Римской  империи, затем Византии. Варварские племена после завоевания Рима создали на европейском континенте собственные государства с определяющейся национальной культурой.

      Традиционно средневековье называют «реакционной, мрачной, проникнутой духом клерикализма эпохой». Такая однозначно-унифицированная  оценка богатой, длившейся значительный период исторического времени эпохи явно не реалистична.

Действительно, натуральное хозяйство было примитивным, производительные силы, техника были развиты слабо. Войны и эпидемии обескровливали народы. Любую мысль, идущую вразрез с церковными догматами, инквизиция подавляла, жестоко расправляясь с носителями еретических учений и подозреваемыми в пособничестве дьяволу. Но богатство и многообразие эпохи связаны с иными формами деятельности.

В средневековье  начинают применяться машины, появляются ветряные мельницы, водяное колесо, рулевое управление, книгопечатание и многое другое. В области искусства достигается небывалая до этого глубина и техническое совершенство. Народная культура (скрыто или явно), противодействуя клерикальной, придавала культуре индивидуальность и национальный колорит.

      Само  понятие «средневековье» не является целостностью.

      Выделяют  раннее, высокое средневеконье и  закат. Каждый период имеет свои особенности  духовной сферы и культурного  развития.

Средневековье характеризуется столкновением двух культурных ориентации: с одной стороны - церковной, ученой, официальной, а с другой -- народной, карнавальной, «смеховой». Причем в последующих культурных взлетах огромную роль сыграла именно народная культура.

      В жизни простого народа большое значение имели песни, пляски, фольклор, хоровые и обрядные песнопения, героические баллады и сказания о подвигах народных героев. Среди ярких выразителей народной культуры -- бродячие артисты, музыканты, поэты, циркачи.

      Столкновение  культурных ориентации рождало многослойность и противоречивость сознания средневекового человека. Простолюдин, живущий во власти народных верований и примитивных образов, имел зачатки христианского мировоззрения. Образованный человек не был полностью свободен от языческих представлений. Однако для всех несомненной доминантой была религия.

      Сущность  средневекового способа отношения  к миру определялась божественной моделью  мира, которая поддерживалась всеми  имеющимися в распоряжении церкви (и  подчиненного ей государства) средствами. Эта модель и определила особенности средневековой эпохи. В качестве основных черт этой модели можно выделить следующие:

-специфически  средневековое понимание Вселенной,  где Бог выступает главной  мировой творческой силой, вмешательство  человека в божественное дело было недопустимо;

- средневековый  монотеизм, в котором Вселенная  мыслилась как абсолютно подчиненная  Богу, которому только и доступны  законы природы и божественный  космос. Эта сила была беспредельно  могущественнее человека и довлела  над ним;

- человек  -ничтожное, слабое, греховное существо, пылинка в божественном мире, и частицы божественного мира  ему доступны только через  искупление грехов и поклонении  Богу.

      Центральным событием средневековой модели мира был Бог. В это событие вписывалась вся совокупность сверхсложной общественной иерархии событий средневекового мира. Особое место в этой иерархии занимала церковь, на которую была возложена божественная миссия.

      Основные  черты культуры, основанной на средневековой  модели мира, ее противоречия, характер формирования и развития можно изучить только вместе с исследованием феноменов средневековой жизни.

      Прежде  всего, понятие «средневековье»  подразумевает особый тип личности предельно развитую религию и  соответствующую систему духовных ценностей: искусство, способ производства. особый тип экономики, а также государственно-социальную структуру и городское устройство.

      Раннее  средневековье - развитие искусства

      Варвары, господствовавшие в культуре раннего  средневековья, распространяли орнаментальное прикладное искусство. Они украшали небольшие предметы из дерева или металла изображениями реальных или фантастических зверей. В 5 -- 10 веках появляются церковные книги на пергаменте с миниатюрами, изображающими зверей и людей в двухмерном пространстве (плоскими и без теней).

      По  сравнению с античностью этот период был культурным упадком. Произведения были лишены изящества и утонченности. В них преобладал культ грубой физической силы. Многие достижения античности были забыты. Так, утрачена античная скульптура. Изображения человека становятся примитивными. Культурными островками стали школы для монахов при монастырях. Упадок продолжался с конца IX века до середины XI века.

Информация о работе Культура средневековья