Культура средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 12:57, реферат

Описание работы

Культура - это характеристика человеческого общества, его людей, его истории. Природа как таковая, природа без человека, лежит вне культуры и ее не знает. За внешним многообразием определений культуры все же обнаруживаются две смысловые доминанты. В узком смысле под культурой понимается совокупность созданных человеком в ходе истории материальных и духовных ценностей, прежде всего его достижений в области искусства, науки и просвещения. Отсюда выводятся и основные формы культуры - материальная, духовная и художественная культура. В широком смысле культура - это форма и способ существования человека; искусственная среда, созданная человеком.

Содержание

1. Введение 2
2. Человек в мире технологической культуры 5
3. Отношение к исскуству и художественному творчеству в Средние века 7
4. Заключение 27
5. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

      Эстетическое  качество готической архитектуры зависит  от ее структурного развития: ребристые  своды стали характерным признаком готического стиля.

      Средневековые церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они  стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению  зданий.

      Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, которым был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сторон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Хотя ране отические церкви допускали широкое варьирование форм, при возведении серии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью использованы преимущества нового готического свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-арк-бутанов. Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещении. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция.

      С приходом готического свода изменилась как конструкции, форма, так и  планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий  характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными  и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163).

     В 1194 году был заложен собор в  Шартре, что считается началом  периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбалансированных пропорциях, Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических соборов. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектора Реймсского собора. Принципиально новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным.

      Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви.

      Готическая  скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру преимущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены победно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с римских времен. Самые ранние из дошедших до нас -- статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом доготическом соборе и датируются примерно с 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму колонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который, тем не менее, придает фигурам впечатляющий характер целеустремленной духовности.

      С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так  называемый классический стиль достигает  кульминации в первых десятилетиях XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора.

      Появление натурализма. Начиная примерно с 1210 года на Коронационном портале собора Парижской богоматери и после 1225 года на западном портале Амьенского собора, производящие впечатление ряби, классические черты оформления поверхностей начинают уступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьере собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки, подчеркнуто миндалевидные глаза, расположенные пучками на маленьких головках локоны и манерные позы производят парадоксальное впечатление синтеза натуралистических форм, деликатной аффектации и тонкой одухотворенности.

      Геометрия и другие точные науки пробивают  себе дорогу и в других искусствах.

     Так, Виетело в XIII веке вводит понятие  перспективы (разработанное ранее  арабским ученым Альхазеном) в русле  теории зрительного восприятия, изометрической и физической оптики. В XIII веке были воздвигнуты величественные готические соборы. В архитектурных сооружениях ценились величина, соразмерность, блеск, светоносность, драгоценные украшения. Большое значение в эстетическом оформлении храмов придавалось внутренним украшениям: инкрустациям, росписям, витражам.

Сами  архитекторы смотрели на собственное  творчество сквозь призму философско-религиозных представлений.

      Талант  художника они считали божьим даром. В раннем средневековье вдохновение  считали непосредственной передачей  божественного творческого духа человеку. Уже в XII веке человеческое вдохновение считалось аналогом божественного. Считалось, что художнику свойственны все семь благ, подаренные святым духом человеческой душе: мудрость, разумение, восприимчивость к советам, душевная крепость, знание, благочестие, богобоязнь. Художник, выражая святой дух в своем творчестве, приближался к Богу и познавал Бога. Художник чувствовал, что в божественной иерархии он занимает свое место и в то же время осознавал значимость и ценность своего творчества для людей.

      Назначение  искусства мыслилось в том, что  оно возвышает душу человека, обогащает ее божественными образами, глубокими переживаниями, облегчает понимание божественного миропорядка. Искусство призвано удовлетворить те потребности человека, которые не может удовлетворить природа. Средневековое искусство было в своей сущности эзотерическим. За внешней формой средневековый человек видел глубокий смысл и высшее значение.

      Произведение  искусства было результатом интеллекта и души художника, оно отражало его  знания и миропонимание. В готическом соборе была достигнута символическая и эзотерическая целостность. Каждая деталь в соборе имела особое значение. Боковые стены символизировали Ветхий и Новый завет. Столбы и колонны олицетворяли апостолов и пророков, несущих свод, порталы -- преддверие рая. Ослепительно сияющий интерьер готического собора олицетворял небесный рай.

      Особую  символическую нагрузку получают витражи: свет, проникающий через них, олицетворял  неземное бытие. Эффекты света и  игра драгоценных камней часто трактуются мистически, как свет христианского  учения, как символ божественной власти или же как магическая сила. Созерцание света и пребывание в световой атмосфере витражей приводит к мистическому пониманию Бога.

      Специфическим явлением средневековой культуры являлось творчество вагантов (от лат. «вагари» - бродить). Бродячие студенты переезжали из страны в страну, из города в город. Они сочиняли свободолюбивые смелые стихи, бичующие пороки общества. Стиль стихотворной формы сформировался как переработка латинского стиля и стиля античных поэтов. Раннее христианство унаследовало от античности восхищение продуктами творчества и презрение к создавшим их людям.

      Но  постепенно, под влиянием христианских идей о благотворном, возвышающем  значении труда, это отношение изменилось. В монастырях того времени предписывалось сочетать деятельность, ведущую к общению с Богом, к проникновению в его сущность, такую, как божественное чтение, молитвы, ручной труд.

      Именно  в монастырях получили развитие многие ремесла и искусства. Искусство  считалось богоугодным и благородным занятием, им занимались не только рядовые монахи, но и высшая церковная элита.

      Средневековые искусства: живопись, архитектура, ювелирное  дело - были заложены в стенах монастырей, под сенью христианской церкви.

В XII веке интерес к искусству значительно  возрастает. Это связано с общим  техническим, экономическим и научным  прогрессом общества. Практическая деятельность человека, его интеллект, способность к изобретению нового наминает цениться значительно выше, чем раньше.

          Накопленные знания начинают систематизироваться в иерархию, ни вершине которой продолжает оставаться Бог. Искусство, сочетающее в себе высокие практические навыки и отражение образов священного предания, получает в средневековой культуре особый статус.

      Назначение  изобразительного искусства в том, что оно позволяет неграмотным  людям приобщиться к священной  истории, в увековечиванию священных событий и в украшении интерьеров соборов витражами, росписями, инкрустациями.

Начало  Возрождения

      Гуманисты Возрождения нарекли средневековье  названием «десять веков мрака». Но эта категоричная оценка далека от реальности. В действительности средневековое искусство обладает глубокой смысловой глубиной, оно многообразно, богато образами, символами и аллегориями.

      Христианство, распространяясь на все сферы  жизни средневекового человека, естественно  определяло направление и содержание художественного творчества, ограничивало искусство своими догматами. Художественное творчество не могло распространяться за их пределы. Христианское мировоззрение охватывало все своей теологической системой, в которой каждый феномен культуры занимал иерархическое место. В том числе и творческая активность занимала свое место, была в определенном смысле функцией христианской ментальности.

     Художественное  творчество было существенно ограничено иконописной традицией и заслоненностью образов реального мира трансцендентными спиритуалистическими образами мира иллюзорного.

      Основной  целью творчества было сохранение и  возвышение христианского учения. Вся  средневековая культура была подчинена единственной реальности - сверхчувственному и сверхразумному Богу.

      Бог обладает подлинной субъективностью; устремленный к идеалу человек, изображенный в произведениях искусила, должен подчинить свою волю Богу. Все в  Боге: судьба определяется Богом, мир  объясняется Богом. Христианство определяло предпочтительные темы и формы искусства.

      В литературе излюбленный жанр -- жития  святых; в скульптуре -- изображения  Христа, Богоматери, святых; в живописи -- икона; в архитектуре -- собор. Распространены также темы рая, чистилища и ада. Художник должен был в своих произведениях запечатлеть красоту божественного миропорядка, согласовав свое видение с теологическими представлениями христианского духовенства. В средние века вся духовная деятельность стремилась к созданию грандиозной концепции мира в виде всеобъемлющей системы символов, «богатейшего ритмического и полифонического выражения вечной гармонии». Символизм становится средством культурной рефлексии, осмысления проблем эпохи. Готические соборы были архитектурным воплощением такой мировоззренческой концепции. Духовность и мировоззренческая глубина средневекового миропонимания создавали для развития и возвышения художественного творчества особые условия.

      Отношение к искусству в средние века еще не избавилось от иррационально-магических представлений. И сам художник и  его произведение воспринимались человеком с удивлением, восхищением и страхом перед всесильностью художника и таинственностью его произведения. Перед средневековым художником стояла задача раскрыть в образе духовную сущность мира, сверхчувственную идею, подобно тому, как Бог воплотился в человеке в образе Христа. Эта задача требовала выработки условного языка художественных символов.

     Концепция средневекового творчества восходит к  идеям высшей красоты, распространенной в античности. Двойственность искусства  в том, что изначальный образ, который художник стремится отразить в своем произведении - но высшая, трансцендентная реальность, а материал, воплощающий этот образ, - низшее состояние мира. Философия неоплатонизма видит противоречие искусства в том, что сверхчувственная красота отражается в мире чувственных вещей.

      В духовной культуре эпохи начала Возрождения  одно из центральных мест занимало искусство.

      Универсальным гением итальянского Возрождения был  Леонардо да Винчи (1452--1519). В своем  творчестве Леонардо да Винчи отразил антисхоластический, антискепический дух Возрождения, его стремление постичь жизнь, его духовные и чувственные радости.

Информация о работе Культура средневековья