Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 20:50, реферат
Пpи изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей, обусловленных историческими условиями данного времени. В различные периода ведущую роль в развитии культуры может играть то одна, то другая ее отрасль (архитектура в течение всей эпохи средневековья, литература в XIX в., наука в развитии современной культуры и т. д.).
Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России.
Введение 2
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века 4
2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов 6
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения 6
2.2 Общественно-политическая мысль 12
2.3 Художественная культура 12
Заключение 19
Список использованной литературы: 20
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский государственный институт
сервиса и экономики
Новгородский
филиал
Реферат
Тема: «Культура
России второй половины 19 века»
по курсу: Мировая
культура и искусство
Студент:1-го курса, з. о.
спец. 2305
Проверил:
_____________________________
Великий Новгород
2001
Содержание
Введение 2
1 Культура пореформенной
России. Вторая половина XIX века 4
2 Культура в
период буржуазных
2.1 Борьба общественности
за развитие народной школы. Состояние
просвещения 6
2.2 Общественно-политическая
мысль 12
2.3 Художественная
культура 12
Заключение 19
Список использованной литературы: 20
Введение
Культура —
одна из важнейших областей общественной
жизни. В современном обществоведении
существует множество разноречивых ее
толкований. Но как бы мы ни определяли
понятие «культура», оно всегда включает
в себя образование — умственное и нравственное
(В. И. Даль). Трудно найти такую сферу общественной
жизни, которая не имела бы культурно-исторического
аспекта. В понятии «культура» человек
и его деятельность выступают как синтезирующая
основа, поскольку сама культура есть
творение человека, результат его творческих
усилий. Но в культуре человек не только
действующее, но и самоизменяющееся существо.
Создавая мир предметов и идей, он создает
и самого себя.
Предмет истории
культуры имеет свое содержание и
специфику в ряду исторических дисциплин.
История культуры предполагает прежде
всего комплексное изучение различных
ее сфер — истории науки и техники, быта,
просвещения и общественной мысли, фольклористики
и литературоведения, истории искусства
и т. д. По отношению к ним история культуры
выступает как обобщающая дисциплина,
рассматривающая культуру целостной системой
в единстве и взаимодействии всех ее областей.
Пpи изучении
культуры следует иметь в виду
и проявление специфических, свойственных
только ей закономерностей, обусловленных
историческими условиями
Интерес к истории
русской культуры начал проявляться
в России примерно в 30 —40-е годы XIX
в. Он был связан с ростом национального
самосознания, общим интересом к историческому
прошлому нации, идейной борьбой этого
времени, со спорами западников и славянофилов
о судьбах России.
К этому времени относится появление самого понятия «культура», которому в первой половине XIX в. чаще соответствовало слово «просвещение». Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка», изданном М. В. Петрашевским в 1845 — 1846 гг.
1 Культура пореформенной
России. Вторая половина XIX века
Падение крепостного
права означало начало нового, капиталистического
периода в истории России. Капитализм
внес существенные перемены в жизнь
общества: преобразовал хозяйственно-экономический
строй, изменил социальный и духовный
облик населения, его быт, условия жизни,
способствовал росту культурных потребностей.
Капитализм в
целом создал условия для более
высокого культурного уровня общества,
расширял объективные социальные возможности
для овладения культурой
Капиталистическая
эпоха, требовавшая определенного
уровня культуры в сфере материального
производства, способствовала ускорению
процесса демократизации культуры в
целом. В пореформенное время
была расширена сфера образования,
фактически создана силами земства народная
школа. Значительно выросла техническая
высшая школа, повысился интерес к книге,
увеличилась читательская среда, изменился
социальный облик читателя.
Однако капиталистическая
эпоха в истории России была непродолжительной
— капитализм как социально-экономическая
формация существовал немногим более
полувека. Самодержавие, являясь феодальной
политической надстройкой и в пореформенную
эпоху, принципиально не изменило своего
отношения к культуре, особенно к проблеме
просвещения народа.
Развитие культуры
во второй половине XIX — начале XX в.
не было равномерным процессом. Его
внутренние этапы определяли подъемы
и спады в общественно-
Культура, являясь
важнейшей системой общественной жизни,
аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь
при капитализме продолжала сохранять
классовый характер. Класс выступал носителем
и создателем идеалов, ценностных ориентации,
этических и эстетических норм жизни.
Поэтому, только будучи выразителем общественного
прогресса, этот класс мог формировать
общечеловеческие ценности и тем самым
отражать потребности национального развития.
Именно в таком
положении в пореформенную
Капитализм с
его стремлением к расширению
хозяйственно-экономических
Но не только русская культура положительно воздействовала на развитие национальных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русских писателей, художников, композиторов.
2 Культура в
период буржуазных
Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культурную жизнь России. 60-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений, «Это было удивительное время, — писал публицист и видный деятель революционного движения Н. В. Шелгунов,—спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи громадные». Демократическая общественность активно включилась в решение вопросов просвещения, в первую очередь народного образования.
2.1 Борьба общественности
за развитие народной школы.
Состояние просвещения
Отличительной
чертой общественно-культурной жизни
первых пореформенных десятилетий
было распространение просвещения.
В стране развернулось
широкое движение за создание народных
школ, изменение методов преподавания
в них, предоставление права на образование
женщинам. Большую работу по распространению
образования среди народа проводили
комитеты грамотности, общественные просветительские
организации, связанные с земствами. Московский
комитет грамотности, возникший еще в
1845 г., впервые поднял вопрос о введении
всеобщего начального образования. В 1861
г. при Вольном экономическом обществе
был создан Петербургский комитет грамотности.
Он ставил целью «содействовать распространению
грамотности преимущественно между крестьянами,
вышедшими из крепостной зависимости».
Подобные просветительские организации
возникли в Томске, Самаре, Харькове и
других городах России. В них проводилась
работа по составлению каталога книг для
начальной школы, написанию учебников,
сбору средств для нужд народного образования.
Основоположником
народной школы, а также научной
педагогики в России по праву считается
К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Он был замечательным
русским педагогом-демократом, автором
учебных книг («Родное слово», «Детский
мир»), по которым в течение полувека учились
десятки миллионов детей в России. Ушинский
создал школу русских педагогов (И. Н. Ульянов,
Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.), оказал
большое влияние на развитие передовой
педагогической мысли других народов
России.
В 60-е годы правительство
провело реформы в школьном деле,
явившиеся частью социальных преобразований
тех лет. В изданном в 1864 г. «Положении
о начальных народных училищах» декларировалась
бессословность школы, предоставлялось
право открытия начальных школ общественным
организациям (земствам, органам местного
городского управления); женщины получили
возможность преподавать в школах. Однако
все училища подчинялись Министерству
народного просвещения.
Наиболее распространенным
типом начальной школы в
Земская трехгодичная
школа по сравнению с другими
начальными школами, существовавшими
в то время в России (министерскими,
церковноприходскими), отличалась лучшей
постановкой обучения; помимо чтения,
письма, четырех правил арифметики и закон;
божьего здесь преподавались элементарные
сведения по природоведению, географии,
истории. Земские учителя, как правило,
принадлежали к передовой русской интеллигенции.
Земства открывали на свои средств; специальные
учительские семинарии, оплачивали труд
учителей, занимались комплектованием
народных библиотек. Их деятельность в
области народного образования и просвещения
несомненно носила прогрессивный характер.
Создание начальной
народной школы в основном силами земства
было серьезным достижением общественно-культурного
развития пореформенной России.
В системе начального
обучения по уставу 1864 года сохранялись
церковноприходские школы, находившиеся
теперь в ведении Синода. Элементарное
образование в этих школах, включавшее
помимо чтения и письма закон божий, церковнославянское
чтение и церковное пение, было значительно
ниже, чем в земской школе. Правительство
оказывало покровительство церковноприходским
школам, стремясь с их помощью воспитать
учащихся в духе религиозности и политической
благонадежности.
Гимназия, основная
форма средней школы, в 60-е годы
считалась бессословным общеобразовательным
учебным заведением. В это время
возникли разные типы гимназий — реальные
и классические. Однако самого начала
они не были полностью уравнены в правах,
а после 1866 г. классическая гимназия стала
практически основной формой среднего
образования; реальная же гимназия была
преобразована в шестислассное училище
без права для ее выпускников поступления
в университет.
В пореформенную
эпоху были открыты новые университеты
в Одессе, Томске. В университетах,
получивших автономию, открылись новые
кафедры, оживилась научная работа,
повысился образовательный
Рост технической
оснащенности промышленности и транспорта,
совершенствование технологии производства
требовали повышения уровня специального
образования. В высшие учебные заведения
были преобразованы Петербургский
технологический институт и Московское
ремесленное училище, основанные еще в
дореформенное время. В 1865 году в Москве
по инициативе Московского общества
сельского хозяйства открылась Петровская
земледельческая и лесная академия ( Сельскохозяйственная
академия им. К. А. Тимирязева). В ряде городов
были учреждены политехнические и технологические
институты; закрытые учебные заведения
— Институт инженеров путей сообщения,
Горный, Лесной институты — были преобразованы
в гражданские учебные заведения. К концу
XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных
заведения, в которых обучалось около
30 тыс. студентов. В высших технических
школах в это время получали образование
более 7 тыс. человек, т. е. примерно четверть
всех студентов.