Культура России второй половины 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 20:50, реферат

Описание работы

Пpи изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей, обусловленных историческими условиями данного времени. В различные периода ведущую роль в развитии культуры может играть то одна, то другая ее отрасль (архитектура в течение всей эпохи средневековья, литература в XIX в., наука в развитии современной культуры и т. д.).


Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России.

Содержание

Введение 2


1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века 4


2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов 6


2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения 6


2.2 Общественно-политическая мысль 12


2.3 Художественная культура 12


Заключение 19


Список использованной литературы: 20

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

Санкт-Петербургский  государственный институт

сервиса и экономики

Новгородский  филиал 
 

Реферат 

Тема: «Культура  России второй половины 19 века» 

по курсу: Мировая  культура и искусство 
 

Студент:1-го курса, з. о.

спец. 2305 
 

Проверил:

_____________________________ 
 

Великий Новгород

2001 

Содержание 
 

Введение 2 

1 Культура пореформенной  России. Вторая половина XIX века 4 

2 Культура в  период буржуазных преобразований 60-70-х годов 6 

2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения 6 

2.2 Общественно-политическая  мысль 12 

2.3 Художественная  культура 12 

Заключение 19 

Список использованной литературы: 20

Введение 

Культура —  одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его твор­ческих усилий. Но в культуре человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо. Создавая мир предметов и идей, он создает и самого себя. 

Предмет истории  культуры имеет свое содержание и  специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает прежде всего комплексное изучение различных  ее сфер — истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т. д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех ее областей. 

Пpи изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей, обусловленных  историческими условиями данного  времени. В различные периода  ведущую роль в развитии культуры может играть то одна, то другая ее отрасль (архитектура в течение всей эпохи средневековья, литература в XIX в., наука в развитии современной культуры и т. д.). 

Интерес к истории  русской культуры начал проявляться  в России примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России. 

К этому времени  относится появление самого понятия  «культура», которому в первой половине XIX в. чаще соответствовало слово «просвещение». Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка», изданном М. В. Петрашевским в 1845 — 1846 гг.

1 Культура пореформенной  России. Вторая половина XIX века 

Падение крепостного  права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь  общества: преобразовал хозяйственно-экономический  строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей. 

Капитализм в  целом создал условия для более  высокого культурного уровня общества, расширял объективные социальные возможности  для овладения культурой значительных общественных слоев. 

Капиталистическая эпоха, требовавшая определенного  уровня культуры в сфере материального  производства, способствовала ускорению  процесса демократизации культуры в  целом. В пореформенное время  была расширена сфера образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась читательская среда, изменился социальный облик читателя. 

Однако капиталистическая  эпоха в истории России была непродолжительной  — капитализм как социально-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа. 

Развитие культуры во второй половине XIX — начале XX в. не было равномерным процессом. Его  внутренние этапы определяли подъемы  и спады в общественно-политической борьбе. 

Культура, являясь  важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять классовый характер. Класс выступал носителем и создателем идеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс мог формировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности национального развития. 

Именно в таком  положении в пореформенную эпоху  оказалась русская буржуазия, которая  при отсутствии революционности  объективно была прогрессивной силой. В. И. Ленин отмечал, что в 40 — 60-е годы XIX в., когда «новые общественно-экономические отношения и их противоречия... были еще в зародышевом состоянии», «никакого своекорыстия... тогда в идеологах буржуазии не проявлялось...». Антифеодальная, буржуазно-демократическая направленность идейной борьбы того времени определяла общечеловеческую значимость создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности. 

Капитализм с  его стремлением к расширению хозяйственно-экономических связей отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовал усилению общения народов России не только в сфере экономической, но и общественно-культурной, что лежало в основе единства историко-культурного процесса в России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейной близости с русской культурой, прежде всего литературой, неоднократно подчеркивали многие деятели национальных культур. «Каждого из нас, — писал один из основоположников новой гру­зинской литературы, просветитель Илья Чавчавадзе,— вырастила русская литература». 

Но не только русская культура положительно воздействовала на развитие национальных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русских  писателей, художников, композиторов.

2 Культура в  период буржуазных преобразований 60-70-х годов 

Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культурную жизнь России. 60-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений, «Это было удивительное время, — писал публицист и видный деятель революционного движения Н. В. Шелгунов,—спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи громадные». Демократическая общественность активно включилась в решение вопросов просвещения, в первую очередь народного образования.

2.1 Борьба общественности  за развитие народной школы.  Состояние просвещения 

Отличительной чертой общественно-культурной жизни  первых пореформенных десятилетий  было распространение просвещения. 

В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование  женщинам. Большую работу по распространению  образования среди народа проводили  комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Московский комитет грамотности, возникший еще в 1845 г., впервые поднял вопрос о введении всеобщего начального образования. В 1861 г. при Вольном экономическом обществе был создан Петербургский комитет грамотности. Он ставил целью «содействовать распространению грамотности преимущественно между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости». Подобные просветительские организации возникли в Томске, Самаре, Харькове и других городах России. В них проводилась работа по составлению каталога книг для начальной школы, написанию учебников, сбору средств для нужд народного образования. 

Основоположником  народной школы, а также научной  педагогики в России по праву считается  К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Он был замечательным русским педагогом-демократом, автором учебных книг («Родное слово», «Детский мир»), по которым в течение полувека учились десятки миллионов детей в России. Ушинский создал школу русских педагогов (И. Н. Ульянов, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.), оказал большое влияние на развитие передовой педагогической мысли других народов России. 

В 60-е годы правительство  провело реформы в школьном деле, явившиеся частью социальных преобразований тех лет. В изданном в 1864 г. «Положении о начальных народных училищах» декларировалась бессословность школы, предоставлялось право открытия начальных школ об­щественным организациям (земствам, органам местного городского управления); женщины получили возможность преподавать в школах. Однако все училища подчинялись Министерству народного просвещения. 

Наиболее распространенным типом начальной школы в пореформенной  России были земские школы обязанные  своим появлением общественной инициативе. За первые десять лет существования  земских учреждений (1864—1874) было открыто до 10 тыс. таких школ. В последующие годы их рост несколько замедлился. 

Земская трехгодичная школа по сравнению с другими  начальными школами, существовавшими  в то время в России (министерскими, церковноприходскими), отличалась лучшей постановкой обучения; помимо чтения, письма, четырех правил арифметики и закон; божьего здесь преподавались элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Земские учителя, как правило, принадлежали к передовой русской интеллигенции. Земства открывали на свои средств; специальные учительские семинарии, оплачивали труд учителей, занимались комплектованием народных библиотек. Их деятельность в области народного образования и просвещения несомненно носила прогрессивный характер. 

Создание начальной народной школы в основном силами земства было серьезным достижением общественно-культурного развития пореформенной России. 

В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялись  церковноприходские школы, находившиеся теперь в ведении Синода. Элементарное образование в этих школах, включавшее помимо чтения и письма закон божий, церковнославянское чтение и церковное пение, было значительно ниже, чем в земской школе. Правительство оказывало покровительство церковноприходским школам, стремясь с их помощью воспитать учащихся в духе религиозности и политической благонадежности. 

Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным  учебным заведением. В это время  возникли разные типы гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестислассное училище без права для ее выпускников поступления в университет. 

В пореформенную  эпоху были открыты новые университеты в Одессе, Томске. В университетах, получивших автономию, открылись новые  кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень  выпускников. В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и многие другие). 

Рост технической  оснащенности промышленности и транспорта, совершенствование технологии производства требовали повышения уровня специального образования. В высшие учебные заведения  были преобразованы Петербургский технологический институт и Московское ремесленное училище, основанные еще в дореформенное время. В 1865 году в Москве по ини­циативе Московского общества сельского хозяйства открылась Петровская земледельческая и лесная академия ( Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева). В ряде городов были учреждены политехнические и технологические институты; закрытые учебные заведения — Институт инженеров путей сообщения, Горный, Лесной институты — были преобразованы в гражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных за­ведения, в которых обучалось около 30 тыс. студентов. В высших технических школах в это время получали образование более 7 тыс. человек, т. е. примерно четверть всех студентов. 

Информация о работе Культура России второй половины 19 века