Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 20:50, реферат
Пpи изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей, обусловленных историческими условиями данного времени. В различные периода ведущую роль в развитии культуры может играть то одна, то другая ее отрасль (архитектура в течение всей эпохи средневековья, литература в XIX в., наука в развитии современной культуры и т. д.).
Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России.
Введение 2
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века 4
2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов 6
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения 6
2.2 Общественно-политическая мысль 12
2.3 Художественная культура 12
Заключение 19
Список использованной литературы: 20
Во второй половине
XIX в. огромную роль в развитии музыкальной
культуры сыграло творческое объединение
композиторов «могучая кучка» [М. А. Балакирев
(1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи
(1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков
(1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный
критик и его идейный руководитель В. В.
Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого
содружества формировались под воздействием
передовых идей 60 —70-х годов. Одной из
основных черт эстетики и музыкального
творчества композиторов «могучей кучки»
было стремление передать в музыке «правду
жизни», национальный характер. Они широко
использовали музыкальный фольклор, тяготели
к историко-эпическим сюжетам и способствовали
утверждению на сцене народно-музыкальной
драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М.
П. Мусоргского). Композиторы «могучей
кучки» много сделали для собирания и
изучения музыкального фольклора, издав
в 60 —70-х годах несколько сборников русских
народных песен.
Выдающиеся достижения
русской музыки связаны с именем
П. И. Чайковского (1840-1893). Он один из величайших
композиторов нашей эпохи, оставивший
обширное творческое наследие в области
балетного, оперного, симфонического,
камерного музыкального искусства (балеты
«Лебединое озеро», «Спящая красавица»;
оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»;
симфонии, романсы, симфонические поэмы,
музыкальный цикл «Времена года» и др.).
Национальная
и глубоко народная музыка Чайковского
обладает редкостной силой эмоционального
воздействия.
Чайковский создал
основные произведения в 70 —80-е годы.
В своем творчестве он утверждал
право человека на свободную жизнь,
призывал 'к борьбе с темными силами
зла и несправедливости. Наряду с
лирическим жизнеутверждающим началом
музыке Чайковского присущи черты трагедийности,
особенно сильные в его последних произведениях.
Отличительным
свойством пореформенного музыкального
искусства была его программность,
использование в музыке национальных
мотивов, сюжетов из литературных произведении.
В. В. Стасов отмечал, что композиторы второй
половины XIX в. следовали примеру Глинки.
«Наша эпоха, — писал критик, — все дальше
и дальше отходит в сторону от «чистой»
музыки прежних периодов и все сильнее
и сильнее требует для музыкальных созданий
действительного, определенного содержания».
Прогрессивная
общественная мысль ставила новые
задачи и перед живописыо
60-е годы составляют
в истории русского
С наибольшей полнотой
атмосферу 60-х годов отразило творчество
В. Г. Перова (1833—1882) (картины «Сельский
крестный ход на пасхе», «Проводы покойника»,
«Тройка» и др.).
Идейно-художественное
движение этих лет подготовило почву
для возникновения «
Передвижничество
— ведущее направление в
Работая в разных
жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет,
историческая живопись), художники-передвижники
внесли в каждый из них новые, существенно-важные
моменты. Большое место они уделяли
крестьянской теме, впервые на их полотнах
были запечатлены образы прогрессивной
интеллигенции, рабочих [Н. А. Ярошенко
(1846—1898) — «Курсистка», «Студент», «Кочегар»].
Излюбленной темой
ряда передвижников была родная природа.
Художники сумели раскрыть внутреннюю
гармонию русской природы, удивительную
красоту полей и перелесков, уходящей
вдаль дороги, неба перед грозой и т. п.
В их работах есть и романтическая одухотворенность,
и философское осмысление бытия (Ф. А. Васильев,
И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К.
Саврасова «Грачи прилетели», показанная
на первой выставке передвижников (1871),
была признана современниками образцом
пейзажной живописи, в которой великолепно
передано настроение наступающей весны,
обновления природы.
Отличительной
особенностью портрета передвижников
был глубокий психологический реализм
и идейность. Их картины передавали социальный
портрет эпохи, который «...представлял
лиц, дорогих нации, веривших в ее лучшее
будущее и боровшихся за эту идею» (И. Е.
Репин).
Замечательную
страницу русского искусства составило
творчество И. Е. Репина (1844-1930), художника
огромного таланта, глубокой жизненной
правды и поразительной разносторонности.
Мировоззрение И. Е. Репина складывалось
в эпоху общественного подъема и распространения
буржуазного демократизма. Эти идеи питали
его искусство, помогали осмыслить, понять
многие вопросы современной жизни. Новое,
не известное искусству 60-х годов отношение
г народу показал Репин в картине «Бурлаки
на Волге» (1873). Обличая эксплуатацию народа,
художник в то же время утверждал скрытую
в нем силу, зреющий протест. Репин видит
в бурлаках могучие, самобытные черты
и характеры. Успешно работая в области
портретного жанра, он создал серию блистательных
образов — людей своей эпохи. Вершиной
мастерства Репина является портрет М.
П. Мусоргского (1881).
Художники-передвижники
неоднократно обращались к исторической
тематике, причем в их полотнах преобладала
национальная тема. Они использовали
в качестве сюжетов реальные события,
стремились передать эпоху, характер исторических
персонажей. Передвижникам свойственно
было изображение переломных моментов
в русской истории. Они по-новому трактовали
исторические сюжеты, показывая отечественную
историю через психологическую драму
отдельной, как правило, выдающейся личности
(Н. Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича
Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный
и сын его Иван», 1885).
Основные достижения
исторической живописи этого времени
связаны с творчеством В. И. Сурикова
(1848 — 1916). Его интересовали периоды
больших социально-политических и
духовных конфликтов, проявления народной
борьбы против официальной государственности
и церковности. Он сказал новое слово в
исторической живописи, показав народ
как движущую силу истории («Утро стрелецкой
казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887; и др.).
Суриковская трактовка исторических тем
была следствием новых представлений
об историческом процессе и месте в нем
народных масс, которые отличали общественную
мысль и литературу эпохи разночинца.
Близок к передвижникам
по своим эстетическим воззрениям М.
М. Антокольский (1843 — 1902), сыгравший
большую роль в развитии русской
реалистической скульптуры. Он создал
серию исторических произведений («Иван
Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец»,
«Ярослав Мудрый» и др.). А. М. Опекушин
(1838 —1923) — один из представителей монументальной
скульптуры - был автором памятника А.
С. Пушкину в Москве. Открытие памятника
великому русскому поэту, созданного на
добровольные пожертвования, состоялось
в июне 1880 г. и стало событием огромного
культурного значения.
Заключение
В культуре России
ХIХ века произошли перемены огромного
значения. Они составили культурное
наследие страны. Культурное наследие
является важнейшей формой, в которой
выражается преемственность в историческом
развитии общества. Даже в условиях социалистической
революции, решительно отрицающей многие
общественно-исторические институты старого
общества, создание качественно новой
культуры невозможно без творческого
освоения культурного наследия, без бережного
отношения к культуре прошлых эпох, без
сохранения тех богатств, которые были
созданы в различных областях культуры.
Сегодня мы особенно ясно осознаем это.
Список использованной
литературы:
Зезина М. Р. Кошман
Л. В. Шульгин В. С. История русской
культуры. – М., 1990
Милюков П. Н. Очерки
по истории русской культуры. –
М., 1993
Сапронов П. А. Культурология ( лекции по курсу культурологии )