Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 20:50, реферат
Пpи изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей, обусловленных историческими условиями данного времени. В различные периода ведущую роль в развитии культуры может играть то одна, то другая ее отрасль (архитектура в течение всей эпохи средневековья, литература в XIX в., наука в развитии современной культуры и т. д.).
Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России.
Введение 2
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века 4
2 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов 6
2.1 Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещения 6
2.2 Общественно-политическая мысль 12
2.3 Художественная культура 12
Заключение 19
Список использованной литературы: 20
Возможность получения
образования для женщин, участие их в общественно
полезном труде — один из показателей
демократизации культуры.
В период революционной
ситуации женщины были допущены в
университеты на правах вольнослушательниц.
Однако по Уставу 1863 г. доступ в университеты
женщинам не был разрешен. Поэтому многие
уезжали учиться за границу. В 70-е годы
в Цюрихском университете русские составляли
80% всех иностранных студенток.
В России активное
общественно-научное движение в
защиту женского образования, поддержанное
Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, А. Н.
Бекетовым, Н. И. Пироговым и другими передовыми
учеными, привело к созданию на рубеже
60—70-х годов высших женских курсов. Впервые
они были открыты в Петербурге (1869); в Москве
наиболее известными были Высшие женские
курсы профессора университета В. И. Герье
(1872). Высшие женские курсы в Петербурге
(Бестужевские — по имени их директора
профессора К. Н. Бестужева-Рюмина), открытые
в 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-культурной
жизни страны, русском революционном движении.
Женские курсы работали по программе университетов,
но их окончание долгое время не давало
женщинам прав на работу по специальности.
Только в начале XX в. правительство было
вынуждено юридически признать факт существования
высшего образования для женщин в России.
В пореформенное
время повысился уровень
Всероссийская
перепись населения 1897 г. впервые выявила
общую картину образованности в
стране. Средний уровень грамотности
в России составлял 21,1%, причем среди
мужчин грамотных было больше (29,3%), чем
среди женщин (13,1%). К этому времени лишь
немногим более одного процента населения
России имели высшее и среднее образование.
Число обучавшихся только в средней школе,
по отношению ко всему грамотному населению,
составляло 4%. Иными словами, уровень образованности
в России к концу XIX в. определяла начальная
школа.
Общие условия
социально-экономического и общественного
развития, подъем умственной и духовной
жизни, некоторое смягчение цензуры,
рост грамотности способствовали увеличению
выпуска книг, журналов и газет.
В стране увеличилась
полиграфическая база. Среди издаваемых
книг преобладали
Большое развитие
по сравнению с предшествующей эпохой
получили различные формы культурно-
Частное коллекционирование
получило широкое развитие в пореформенное
время. Многие из коллекций впоследствии,
еще в дореволюционный период, составили
значительную часть наших музеев и библиотек.
На основе частных собраний по инициативе
их владельцев создавались национальные
художественные музеи, доступные для широкого
обозрения. В начале 80-х годов для посещения
была открыта кар тинная галерея П. М. Третьякова.
В 1893 г. он передал собрание своих картин
в дар Москве.
В следующем, 1894
году в Москве был организован
Литературно-театральный музей, основу
которого составила обширная коллекция
по истории русского и западноевропейского
театра А. А. Бахрушина (ныне Центральный
театральный музей им. А. А. Бахрушина).
Свое собрание русского прикладного искусства
передал в 1905 г. Историческому музею П.
И. Щукин. Оно составило один из отделов
музея.
Во второй половине
XIX в. при участии общественности
в России было организовано много
разнообразных по профилю музеев:
исторических, естественнонаучных, художественных,
промышленных, сельско-хозяйствецных.
Впервые появились
В 1872 г. в Москве
по инициативе Общества любителей естествознания,
антропологии и этнографии был организован
Политехнический музей, сыгравший
важную роль в культурно-просветительном
движении пореформенного времени. Коллекции
одного из его разделов послужили основой
для создания Исторического музея (открыт
в 1883 г.).
Общедоступность
многих музеев, развитие выставочного
дела свидетельствовали о
Оценивая в целом состояние просвещения в России, следует подчеркнуть, что в первые пореформенные десятилетия были достигнуты значительные успехи в распространении общеобразовательных и технических знаний, расширении круга читателей, изменении его облика. «В 60-х годах, писал Н. В. Шелгунов,— точно чудом каким-то создался внезапно совсем новый, небывалый читатель с общественными чувствами, мыслями и интересами, желавший думать об общественных делах».
2.2 Общественно-политическая
мысль
Основные вопросы
общественно-политической мысли - крестьянский
и судьбы самодержавия в России —
в пореформенное время в условиях проведения
буржуазных реформ все более приобретали
характер практически необходимых, злободневных
проблем. Крепостное право было отменено,
могущество монархии было поколеблено
самим ходом реальной жизни. В общественном
сознании сформировалась демократическая
программа обновления России, выразителями
которой в этот период выступали прежде
всего революционеры-разночинцы.
В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни общества. Для этого времени характерны преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований, борьба за поиски путей их осуществления в интересах широких масс народа, известное отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических принципов. Все это создавало соответствующую идейно-нравственную атмосферу для развития художественной культуры.
2.3 Художественная
культура
В пореформенную
эпоху в России были созданы замечательные
произведения литературы и искусства,
занявшие достойное место в сокровищнице
мировой культуры. Сила русского национального
искусства заключалась в его художественных
достоинствах, гражданственности, высокой
нравственности и демократической направленности.
«Серьезную содержательность» искусства
как его особенность отмечал художественный
и музыкальный критик В. В. Стасов (1824-1906).
Искусство критического
реализма, который становится основным
художественным направлением, было тесно
связано с идейными исканиями
того времени. Оно не только описывало
жизнь, но и анализировало ее, пыталось
раскрыть и объяснить свойственные ей
противоречия. Критический реализм 60 —70-х
годов отличала повышенная социальная
активность. Литература и искусство, как
никогда, близко подошли к отображению
реальной жизни (очерк и роман о современной
жизни, современная бытовая драма, бытовой
жанр в живописи и т. д.).
Во второй половине
XIX в. идейно-художественное развитие во
многом определяла революционно-демократическая
эстетика, основы которой были заложены
еще Белинским. Дальнейшее ее развитие
было связано с именем Н. Г. Чернышевского.
В художественной
литературе второй половины XIX в. нашли
отображение социальные сдвиги, которые
произошли в пореформенной
Литература пореформенного
времени представляла собой «яркое
созвездие великих имен». В эти годы создавали
произведения крупнейшие русские писатели,
творческий путь которых начался еще в
предшествующую эпоху. Новое поколение
писателей-реалистов, которое пришло в
литературу в 60 —70-е годы, принесло новые
темы, жанры, идейно-эстетические принципы.
В литературном процессе тех лет ведущее
место принадлежало очерку, в котором
ставились острые социальные проблемы,
коренные вопросы жизни и быта крестьянства
(очерки Н. В. Успенского, В. А. Слепцова,
Г. И. Успенского и др.).
С общественным
подъемом связано появление
6O-70-е годы
— время расцвета и наибольших
достижений русского
Творчество Ф.
М. Достоевского, идейно сложное, подчас
трагическое, всегда глубоко нравственно.
Боль за униженных и оскорбленных,
вера в человека были главной темой
писателя.
Разночинская
молодежь своим идейным вождем считала
Н. А. Некрасова (1821 — 1877/78). Тема народа,
его исканий и надежд занимала
в поэзии Некрасова центральное
место. В это время он создал свое
крупнейшее произведение — поэму «Кому
на Руси жить хорошо», в которой дана реалистическая
картина жизни русского крестьянства.
В творчестве Некрасова выражена не только
мечта о счастье народа, но и вера в его
силы, способные сбросить оковы крепостного
рабства.
Вершиной русской
литературы XIX в. стало творчество Л. Н.
Толстого (1828 — 1910). Он ставил в своих романах,
повестях, драмах, публицистике «великие
вопросы» (В. И. Ленин). Писателя всегда
волновали судьбы народа и Родины (историческая
эпопея «Война и мир»). Одним из острых
социальных литературных произведений
современности стал роман Толстого «Анна
Каренина», в котором он, изображая жизнь
русского общества 70-х годов, выносит беспощадный
приговор буржуазно-помещичьему строю,
его морали, нравам, устоям.
Состояние театра
в пореформенную эпоху определялось
успехами отечественной драматургии.
Teaтральная общественность привлекала
внимание к животрепещущим вопросам развития
театра: улучшение профессионального
актерского образования, расширение сети
театров за счет создания частных антреприз.
Монополия казенных театров под влиянием
требований прогрессивной общественности
в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше
частные театры стали возникать под видом
«домашних спектаклей», «семейных вечеров»
и т. д. Так, появились в Москве Артистический
кружок — общественно-художественная
организация (1865-1883), созданная по инициативе
А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, В.
Ф. Одоевского первый народный театр на
Политехнической выставке (1872).
Основными центрами
театральной культуры продолжали оставаться
Малый и Александрийский театры. Однако
значительно выросло число театров и театральных
трупп в провинциальных городах России,
появился новый демократический зритель,
главным образом из разночинской среды.
Театр все более становился органической
частью общественно-культурной жизни,
охватывая уже не только узкий круг столичной
публики, но и более широкие слои провинциальной
интеллигенции. С усилением острых проблем
в общественной жизни в театре рос интерес
к современной бытовой драме.
Развитие русского
театра во второй половине XIX в. неразрывно
связано с именем А. Н. Островского (1823
— 1886), который считал театр «признаком
зрелости нации, так же как и академии,
университеты и музеи». Драматургия Островского
— замечательное явление национально
- художественной культуры. С постановки
пьесы «Не в свои сани не садись» в 1852 г.
на сцене Малого театра произведения Островского
заняли ведущее место в его репертуаре.
Общественно-идейная
атмосфера первых пореформенных
десятилетий сказалась на состоянии
музыки. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна
(1829—1894) было организовано Русское музыкальное
общество «для развития музыкального
образования, вкуса к музыке в России и
поощрения отечественных талантов». Общество
устраивало симфонические и камерные
конверты. В Петербурге по инициативе
А. Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве
(организатор Н. Г. Рубинштейн, 1866) были
открыты консерватории, положившие начало
профессиональному музыкальному образованию
в России.
В Петербурге в
60-е годы композитором М. А. Балакиревым
и преподавателем пения Г. Я. Ломакиным
была открыта бесплатная музыкальная
школа, существовавшая до 1917 г. Она ставила
задачу распространения музыкальных знаний,
пропаганды сочинений Глинки, Даргомышского,
композиторов «могучей кучки», лучших
произведений зарубежной' музыки (Л. Бетховена,
Ф. Листа, Г. Берлиоза и др.).