Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:01, реферат
Образование и просвещение. Масса населения оставалась неграмотной, но количество грамотных людей, особенно среди горожан, значительно выросло. Печатавшиеся в Москве буквари пользовались большим спросом. В 1651 году за один день было продано 2400 экземпляров "Букваря" В. Ф. Бурцова. Бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент, употреблявшийся теперь только для царских грамот. Две московские бумажные "мельницы" уже не обеспечивали потребностей страны в бумаге, ее стали привозить из Франции и Голландии.
ва бумаги в России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали две "бумаж-
ные мельницы", отданные правительством на оброк голандским предпри-
нимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и в Рос-
сию по-прежнему привозили бумагу из-за границы - из Франции и Гол-
ландии.
Кроме того, в XVII веке писали также на бересте - сохранились
берестяные грамоты и даже целые книги сбора ясака в Сибири.
Как и прежде, писали специально приготовленными чернилами, при-
сыпая написанный текст песком для просушки. В московские приказы во-
зили песок целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с
Воробьевых гор.
Книги "одевали" в деревяные, обитые кожей доски. На коже выделы-
вались различные
лись и обычно массивные застежки на книге, нередко переплеты покры-
вались тканями - бархатом, атласом. Искусство изготовления рукопис-
ных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета.
Большим совершенством отмечена книжная миниатюра семнадцатого
века. Так называемый растительный "травный орнамент" получил в
этой период широкое распространение наряду со старопечатным орна-
ментом.
Со второй половины столетия стал заметен переход к новому
стилю книжной миниатюры - так называемому "прусскому барокко", ха-
рактерной чертой которого было сочетание изображения раститель-
ного мира с геометрическими фигурами - эллипсами и спиралями.
Особенно богато украшались орнаментами, заставками, инициала-
ми царские грамоты, писавшиеся на пергаменте.
На ряду с рукописными книгами и грамотами все более распрос-
транялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял
собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором работа-
ло 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200
названий книг. Распространение книг приобрело значительно более
широкое значение, чем в предыдущее время. В больших количествах
распространялась переводная литература. Стали составлять обширные
библиотеки. Большие собрания книг на русском, латинском, поль-
ском, греческом языках были у патриарха Никона, князя В.В. Го-
лицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.
Дальнейшее распространение рукописности печатной литера-
Туры выдвигало потребность более организованного обучения
грамоте и письму.
Обычно дети и подростки обучались грамоте у духовных лиц,
подъячих или родителей, причем женщины, как правило, даже в
семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания
учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Харак-
терно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользо-
вались широким спросом. Изданные в 1651 г. 2400 экземпляров "Азбуки"
патриаршего дъякона Василия Бурцева были распроданы за один день.
В 40-х г.г. XVII в. один из видных правительственных деятелей -
Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации
школ в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обу-
чаться греческому и латинсокму языком, риторике, философии. Многие
представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Считалось, что в
самой латинсокй грамоте заключалось "еретичество". Тем не менее частные
школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий
возгалвил греколатинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х г.г. свяще-
ник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенс-
кой церкви. В 1665 г. открылась школа в Заиконоспасском монастыре, во
главе которой стал Семен Полоцкий. В этой школе обучали подъячих
русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся
"гимнасион" (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Ки-
тай-городе. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах
Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных
при ее открытии.
Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г.
Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными гре-
ками Иоанием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведе-
ние, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-ла-
тинская академия открывалась для людей "всякого чина, сана и воз-
раста" и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чинов-
ников государственной службы. Академия сыграла большую роль в раз-
витии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины
XVIII в.
Распространение грамотности и просвещения в России продрывало
вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукам
светская литература и иностранных сочинений. XVII в. занял важное
место в истории русского просвещения.
Живопись. Прикладное искусство. Церковь, боровшаяся против обмирщения искусства, пользовалась всеми средствами для пропаганды религиозных идей, особенно средствами живописи. Она не терпела никаких новшеств. В 1668 году патриархи, собравшиеся в Москву на собор для суда над Никоном, строго регламентировали темы и образцы церковной живописи.
Живопись XVII века еще в рамках религиозного содержания начала проявлять внимание к человеческой личности. Так, работавший в царском дворе художник И. Владимиров в своих письмах спрашивал: "Где такое указание нашли любители священных преданий, чтобы писать всех святых на одно лицо, обязательно смуглыми и тощими?" Обращение к человеческой личности проявилось не только в индивидуализации религиозных персонажей, но и в изображении реальных лиц, в появлении так называемой парсуны. Обращение к изображению реальных персонажей, а не святых было событием большого значения. Но и в религиозной живописи была достигнута новая ступень проникновения в реальную жизнь и психологию человека. В широко известной иконе "Спас Нерукотворный" поражает прекрасная передача человеческого лица.
Большое значение имела деятельность живописцев Ярославля, Костромы и других городов. В их фресках и иконах библейские сюжеты - только повод для изображения жизненных сцен. Изображения святых как бы нарочито обытовлены, приземлены.
В области прикладного искусства было сильное стремление к декоративности. Это находит свое выражение в появлении богатых окладов икон, где серебро, золото и драгоценные камни закрывают почти все изображение, оставляя открытыми только лицо и кисти рук. Так закрыта в XVII веке "Троица" Андрея Рублева. Ювелирное искусство создало много великолепных художественных произведений - предметов обихода феодальной знати и культа. Столь же пышным стало шитье, украшенное драгоценными камнями.
Большое распространение и высокое художественное развитие получила резьба по дереву, ею украшали и царские терема, и крестьянские и посадские избы, и домашнюю утварь. Резные наличники и карнизы крыльца, своеобразие приемов резьбы в разных местностях составляют характерную черту русской художественной культуры XVII века.
Многие лучшие резчики были собраны в Оружейной палате для выполнения государственных заказов. Пышной фигурной резьбой отделывались царские, патриаршие, епископские места в соборах, спинки стульев во дворцах, кареты и другие предметы.
МУЗЫКА И ТЕАТР
К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые мно-
говековые традиции. Как и другие области народного творчества, она
была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими
особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое много-
голосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные
песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и
глубокой выразительностью, с огромной силой передающий самые раз-
личные психологические состояния человека. Особенности народного
хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной
музыкой.
Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался
народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил тра-
диционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями
против богачей, попов, неправедных судей.
Новым явлением было возникновение первого придворного театра.
Инициатором его создания был широко образованный по тому времени
боярин А.С.Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому
отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра (60
человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слабоды,
где под руководством пастора И.Г.Грегори ставились иноземцами люби-
тельские спектакли.
Просле смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году под влияни-
ем патриарха Иоакима, враждебно относившегося ко всему иноземно-
му, театр прекратил существование.
Оторванный от народного искусства и предназначенный для уз-
кого круга феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил
серьезных следов в истории русской театральной культуры.
ЗОДЧЕСТВО
Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое
место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой
силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.
По-прежнему подавляющее большинство построек не только в дере-
внях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и
отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных
строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как
пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили
города и села.
Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились но-
вые. Веками сложившиеся искусство строительства из дерева достигло в
XVII в. высокого технического и художественного уровня. Выдающимся
произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коло-
менском, построенный в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного
старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.
В деревянном зодчестве с большой силой проявилась народная ху-
дожественная культура.
Светские элементы проникали все более и в каменное зодчество.
Важнейшим фактором, определившим подъем каменного зодчества, было
развитие производительных сил. Ремесленное производство поднялось
на более высокий уровень.
Каменные постройки появились теперь не только в городах, но
иногда и в селах.
Выдающимся светским сооружением первой половины XVII века
является Теремной дворец в Московском кремле, построенный в
1635-1636 г.г. Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным. Теремной
дворец воплотил в себе замечательные черты яркого русского народ-
ного творчества и искусства. Этот дворец представляет собой трех-
этажное на высоких подлетях здание, увенчанное высоким "теремком".
Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придали
дворцу нарядный, сказочный вид. Здание богато украшено резьбой.
Многие формы отделки непосредственно идут от приемов деревянного
зодчества. Богатством декоративного убранства отличается Золотое
крыльцо, вызвавшее ряд подражаний.
Значительной перестройке подвергся Московский Кремль. В 1624-
1625 г.г. англичанин Фристофор Галовей вместе с Баженом Огурцовым
возвели Спасскую башню в ее теперешнем виде. Новая башня создала
парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские собо-
ры с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ан-