Культура России в XVII веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:01, реферат

Описание работы

Образование и просвещение. Масса населения оставалась неграмотной, но количество грамотных людей, особенно среди горожан, значительно выросло. Печатавшиеся в Москве буквари пользовались большим спросом. В 1651 году за один день было продано 2400 экземпляров "Букваря" В. Ф. Бурцова. Бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент, употреблявшийся теперь только для царских грамот. Две московские бумажные "мельницы" уже не обеспечивали потребностей страны в бумаге, ее стали привозить из Франции и Голландии.

Работа содержит 1 файл

Культура Росии 17 век.docx

— 47.90 Кб (Скачать)

 

Культура  России в XVII веке

Образование и  просвещение. Масса населения оставалась неграмотной, но количество грамотных людей, особенно среди горожан, значительно выросло. Печатавшиеся в Москве буквари пользовались большим спросом. В 1651 году за один день было продано 2400 экземпляров "Букваря" В. Ф. Бурцова. Бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент, употреблявшийся теперь только для царских грамот. Две московские бумажные "мельницы" уже не обеспечивали потребностей страны в бумаге, ее стали привозить из Франции и Голландии. Гораздо больше, чем прежде, стали переводить книги. Не только в монастырях, где книгохранилища существовали издавна, но и у отдельных лиц появились большие по тому времени собрания книг.

Теперь уже было недостаточным  простое обучение грамоте, письму и  арифметике. С усложнением государственной  и хозяйственной деятельности возникла потребность в образованных людях, владеющих знаниями в различных  областях. Однако распространение светских знаний и тем более иностранных  языков, встречало упорное сопротивление  духовенства и консервативно  настроенной боярской знати. В XVII веке в Москве обосновалось немало образованных людей из украинских и белорусских  земель, искавших приют в Российском государстве. Они приносили с  собой западную образованность, но против них выступали так называемые грекофилы, которые боялись распространения "латинства", считавшегося извечным врагом православия. В 40-х годах Ф. М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов и устроил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре, где он и сам обучался греческому и латинскому языкам, риторике, философии. Многие из числа знати неодобрительно отнеслись к этому, считая, что уже в самой латинской грамоте заключается "еретичество".

Тем не менее в Москве открылось еще несколько частных школ. Их деятельность подготовила основание в 1687 году в Москве Славяно-греко-латинской академии во главе с учеными-греками, братьями Иоанникием и Сафронием Лихудами. Это было первое высшее учебное заведение в России, открытое для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначавшееся для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

С 1621 года в Посольском приказе  для царя и его окружения составлялись "Куранты" - нечто вроде рукописной газеты, сводки новостей о событиях в других странах. Светские знания распространялись как с помощью книг, доступных  весьма узкому кругу людей, так и  путем накопления практического, конкретного  опыта в разных сферах деятельности. При невысоком общем теоретическом  уровне математических знаний в XVII веке умели решать задачи, связанные с  повседневной практикой - измерять площади, извлекать квадратные и кубические корни, решать уравнения с несколькими  неизвестными. Практические знания в  области химии отразились во многих рукописных пособиях для приготовления красок и чернил.

Потребности артиллерийского  дела выдви-

нули необходимость  определения расстояний. Эти задачи решались с по-

мощью теор. Пифагора, но без анализа ее теоретического основания.

Крупным памятником научных знаний XVII в. является "Устав рат-

ных, пушечных дел, касающихся до воинской науки, составленный Оли-

симан Михайловым (Радышевским) в 1621 году. Весьма подробно изло-

жены в "Уставе" практические сведения, сведения в  облапсти химии.

Описаны также различные  приборы для артиллерийского  дела

Медицинские знания основывались также на практическом опыте лечения  болезней, накопленном веками. Распространялись переводные учебники и "травники" с описанием лекарственных свойств  растений. В Аптекарском приказе  обучали изготовлению медикаментов и врачеванию.

Наряду с практическими  знаниями в области медицины на протяже-

нии XVII в. развивался интерес и к общим вопросам биологии. Внима-

ние русских людей стало обращаться и к богатым конкретным материа-

лам сочинениям в области  зоологии и анатомии. Среди них  знаменитый

труд, крупнейшего ученого  эпохи Возрождения Андрея Везолия. "О

строении человеческого тела".

Астрономические знания в XVII в. также получили свое развитие,

так как потребность вычисления праздников и различные хозяйственные

нужды требовали и более  точного знания времени смены  фаз Луны, вре-

менеми года и тому подобное.

В середине века в Россию стали проникать сочинения Коперника,

знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Известно, что

на пути развития астрономических  знаний серьезным тормозом была по-

зиция церкви.

Большое развитие получили географические знания. Одно только

продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек  и морских

побережий обогатило географию  открытиями исключительного значения.

Было составлено несколько  карт ( в основном они несли стратегический

характер). Значительно расширились  сведения о географии зарубежных

стран (Китая, Монголии).

В развитии знаний о природе XVII в. занимает особое место как вре-

мя явно определившегося  кризиса средневекового мировоззрения  и под-

готовки крушения господствовавших безраздельно религиозных взглядов.

О враждебном отношении церкви к знанию ярко свидетельствуют

проповеди и поучения самих  церковников. Но как ни пугала церковь лю-

дей, стремившихся к знанию, элементы научных знаний заметно окрепли

в XVII в.

В силу самих условий исторической жизни русская церковь к сере-

дине столетия оказалась  перед необходимостью ряда внутренних измене-

ний.

При той большой доли, какую играла церковь во всех сферах об-

щественной жизни возникла необходимость усиления воздействия церк-

ви на народные массы - приведения церковной организации в соответс-

твии с общим процессом централизации государственной власти. Воссое-

динение Украины с Россией выдвигало задачу объединения русской и

украинсокй церкви (разногласия в обрядах и правилах), - все это

выдвигало потребность внесения изменений в правила церковной  жизни.

В 1653 году последовало распоряжение (патриарх Никон) о том,

чтобы заменить при богослужении земные поклоны поясными, а

креститься впредь тремя  пальцами вместо двух. Затем последовали  кате-

горические требования привести все книги в соответствие не с русскими,

а с греческими образами, выбрать иконы, написанные по русским  образам.

Несогласных Никон подвергал крутым наказаниям, вплоть до того, что в

1656 году защитников старых  обрядов официально отлучил от  церкви,

эти меры не помогли: возникло целое течение "старообрядчества". Так

произошел церкви.

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В XVII в. появились первые записи  фольклора,  дошедшие  до  нас,

благодаря чему мы имеем  более конкретное  представление  о  народном

творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми  социальными

конфликтами и длительной борьбой России против  внешних  врагов  был

временем значительного  подъема народного творчества.  Характерно ши-

рокое распространение исторических песен, проникнутых чувством глу-

бокого патриотизма. Продолжали быть  популярными различные былины,

песни, сказки, сложенные  еще в предыдущее время.

Весьма интересны пословицы, записанные в особых  сборниках  конца

XVII века. В пословицах  ярко воплощалась народная оценка  человеческ-

их качеств и общественных отношений. Недаром многие из них  дожили до

наших дней, как, например: "баснями соловья не кормят",  "взялся  за

гуж не говори, что  не дюж". Народные пословицы  отразили критические

отношения простых  людей к церковникам и церковным  обрядам: "из одно-

го дерева икона  и лопата", "молебен нет, а  пользы нет". Для XVII ве-

ка характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте:

"Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недо-

верие крестьян к феодалам: "в боярский двор  ворота  шиороки,  а со

бвора  узки",  "обещать -  по  дворянски,  а   слово   держать   по

крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ

- послал воевод", лошадь  любит овес, земля - навоз, а  воевода - при-

воз"; возникающее в  народе сознание своей силы: "холопье  слово, что

рогатка". Одним из любимых  героев произведений  народного  творчества

стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич  Разин.  Вокруг  его

имени уже в XVII веке  стали  складываться  многочисленные  легенды,

песни сказания. Степан Разин  наделялся богатырскими  чертами, оказы-

вался "заговоренным от смерти". Древние былины  перерабатывались,  и

Степан Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Илья

Мурамцем. Более того, в некоторых вариантах былин Илья  Муромец ока-

зывался есаулом на корабле Разина. Народные песни рисуют  восстание

как праздник:

На матушке Волге праздник -

Сходись, голытьба,  на праздник.

Готовьтесь, бояре на праздник.

Очевидно, народное творчество XVII в. приобрело  определенные  и

антицерковные тенденции. Оно  стало  сильнее  оказывать  влияние  на

письменную литературу. Народное творчество явилось настоящей основой

развития демократического, светского направления в  литературе  XVII

века. Усиление влияние народного  творчества на литературу  имело  од-

ной из важных своих предпосылок  значительное  расширение  количества

грамотных людей в семнадцатом  веке.

Хотя масса населения  крепостной  страны  продолжало  оставаться

неграмотной, тем не менее количество грамотных людей в XVII  в. зна-

чительно возросло, особенно в среде посадских людей.  Развитие го-

родской жизни, а также системы государственного  управления  вызвало

боьшую потребность в грамотных людях. По подсчетам А.И.Соболевского,

сделанным им на основе изученных  материалов, в XVII веке  в  России

среди помещиков было 65% грамотных, купечества 96%,  посадских людей

- около 40%, крестьян - 15%, стрельцов,  пушкарей, казаков - 1%. Мож-

но предполагать, что во второй половине столетия процент грамотных  в

различных слоях русского общества был выше, нежели в первой полови-

не. Помимо того, что грамотность  была необходима для торговых и дру-

гих занятий, грамотные люди могли вступить на службу в государствен-

ные учреждения, приказы и тем самым освободитться от тягла.  К концу

семнадцатого века в московских приказах работало 178 дьяконов и 1450

подьячих. Кроме того, в  городах были еще так  называемые  "площадные

подьячие", которые за плату составляли всякие  челобитные  и  другие

документы. Грамотными были земские и церкогвные дьячки, ведшие теку-

щее делопроизводство.

Помимо  значительно  расширявшейся  письменности,  все   большее

распространение получали и  рукописные  книги.  Несмотряна  развитие

книгопечатание, рукописные книги пользовались все более  возраставшим

спросом. Расширялось производство книг на продажу наряду  с изготов-

лением книг на продажу по заказу. Расширился круг потребителей книг.

Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди

хранили книги. Большое распространение  получали рукописные сборники,

в которых  модержались  различные материалы -  и духлвенского,  и

светского содержания, отрывки  из летописей, сказания.  В  монастырях

были срециальные хранилища книг во главе с книгодержателями.  Часть

книг принадлежала монахам  и хранилась в кельях. Значительно  возросло

письменное делопроизводство государственных учреждений - московских

приказов, приказных изб  в городах.

С 1671 г. для царя стали  изготовляться  рукописные  "Куранты"  -

своеобразные газеты, состоящие  из переводных иностранных известий.

В середине века были предприняты  попытки организации производст-

Информация о работе Культура России в XVII веке