Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:01, реферат
Образование и просвещение. Масса населения оставалась неграмотной, но количество грамотных людей, особенно среди горожан, значительно выросло. Печатавшиеся в Москве буквари пользовались большим спросом. В 1651 году за один день было продано 2400 экземпляров "Букваря" В. Ф. Бурцова. Бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент, употреблявшийся теперь только для царских грамот. Две московские бумажные "мельницы" уже не обеспечивали потребностей страны в бумаге, ее стали привозить из Франции и Голландии.
сабль. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю совершенно но-
вый вид. Строго крепостной
его облик уступил место
ансаблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства.
Замечательные постройки появились в Ярославле, Толчкове - цер-
ковь Иоанна Предтечи, Воскресенские церкви в Кастроме и РОманове и
другие.
Строгая церковная регламентация оказалась в конечном счете бес-
сильна воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зод-
честве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в
зодчестве оказалось в XVII в. заметно подорванным. Последние два
столетия XVII в. ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества.
СКУЛЬПТУРА И РЕЗЬБА
Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и
декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву,
камню, а также скульптуры. Высоким образом искусства по дереву яв-
ляется многочисленные разные иконостасы, "царские врата" и другие
ретали церквей. Богатейшей резьбой украшен Коломенский дворец.
Резьба по дереву, украшавшая дворцы и храмы, была ярким воплощени-
ем этого глубокого народного искусства. Деревянной резьбой украша-
лись дома простых людей. Разные наличники и карнизы, обработка
резьбой крылец и других частей здания, своеобразие приемов этой обра-
ботки и ее рисунков в разных местах составляют одну из характерных
особенностей русской национальной культуры
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Определяя основное содержание и направление историко-куль-
турного процесса средневековой России, можно с полным основанием
говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное твор-
чество и имела в нем главную питательную среду своего развития. В ус-
ловиях феодального общества, крепостничества Россия обнаружила за-
мечательные богатства творческих сил народа в культуре. Эти силы пи-
тали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в
переработанном виде в своих классовых целях.
Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она
жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная
любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое
нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, спра-
ведливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтич-
ность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных яв-
лений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произ-
ведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степе-
ни, в разных формах эти замечательные качества народного творчества
пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.
Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные это-
му времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в ко-
нечном счете, социально-политическими и экономическими процесса-
ми, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с прису-
щими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господс-
твом замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом,
традициями к сохранению политической системы феодальной раздроб-
ленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных
традиций и особенностей.
Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние
оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла оп-
ределенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зод-
чества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои
догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь
тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.
И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от миро-
вой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее раз-
витие.
Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непри-
ходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего
национального богатства, славы и величия нашего народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авт.кол. М.Ю.Брандт, М.М.Горинов "Россия и мир",
часть I; изд."Владос", г.Москва, 1994 г.
2. А.В.Муравьев, А.М.Сахаров "Очерки истории
русской культуры"
3. журнал "Очаг" 5/6 1993 г. (выборочно)
4. В.О.Ключевский "Русская история" в 3-х томах;
изд."Мысль", г.Москва, 1993 г.
5. С.Ф.Платонов "Учебник русской истории",
изд."Наука", г.Санкт-Петербург, 1994 г.