Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:13, реферат
После победоносного завершения Северной войны и заключения Ништадтского мира (1721) Россия приобрела небывалый политический вес среди других европейских государств. На карте мира появилась Российская империя. Новое наименование отражало характер новообразований Петровской эпохи. Были осуществлены реформы государственного управления (создан Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; Церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица — Петербург). В Табели о рангах 1722 года нашло отражение дальнейшее развитие принципа чиновной выслуги: служба была разделена на гражданскую и военную. Новая система расширила ряды служилого дворянства, включив в него выходцев из других сословий.
Русская культура XVIII века
После
победоносного завершения
В экономической сфере проводилась политика меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Вместо 15—20 допетровских мануфактур за первую четверть века было создано около 200 предприятий. С 1712 года был прекращен ввоз в страну оружия из Европы. К концу петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт (подобное в нашей истории, кажется, уже больше никогда не повторится). В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, меха, сало, икра, хлеб, воск, щетина и др.), что существенно пополняло казну.
Огромная
заслуга Петра I в том, что он привил
дворянству мысль о необходимости
образования. Если "сначала образование
мыслилось как одна из служебных повинностей
дворянского сословия, то к концу правления
Петра необходимость образования для
дворянина уже широко признавалась всеми
слоями дворянства. Возросшие потребности
в новых специалистах вызвали необходимость
формирования сети учебных заведений,
издания учебников, подготовки преподавателей.
В 1708 году Петр I ввел
новый гражданский шрифт, способствовавший
появлению книг нерелигиозного содержания.
В 1719 году открыта Кунсткамера, собрание
которой послужило основой для создания
других музеев. Указом от 28 января 1724 года
создавалась Академия наук. Изменялся
и традиционный быт россиян. Так, в 1718 году
Петр I издал указ о проведении ассамблей
с обязательным присутствием женщин.
Хотя сам Петр I не интересовался вопросами культуры, своими реформами он способствовал быстрому проникновению в Россию западных влияний и расцвету культуры. Каналом вторжения иноземных идей послужили не столько театр, живопись или поэзия, сколько техника и технология, и прежде всего кораблестроения, которое царь изучал в Голландии. Вторым фактором послужило ослабление позиций ортодоксальной (православной) церкви, произошедшее при Петре I. Третьим фактором явилось изменение стиля и образа жизни русского дворянства, насильственно перекраиваемые по западным меркам.
Начало Просвещения связано с именем великого ученого и литератора М.В. Ломоносова (1711—1765). Без того огромного вклада, который он внес в русскую культуру, видимо, невозможен были «золотой» екатерининский век, начало которого приходится на последние годы жизни ученого-реформатора. Его по праву называют первым российским ученым-естествоиспытателем мирового значения, поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка, художником, историком, страстным поборником развития отечественного просвещения, науки и экономики. С 1731 года он обучался в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 года— в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1745 году стал академиком Петербургской Академии наук. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755). Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания: он развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, сформулировал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести, выдвинул учение о цвете, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов, написал труды по русской истории, заложил основы силлабо-тонического стихосложения. Он является создателем русской оды философского звучания, автором превосходных поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.
Как и в архитектуре, в литературе XVIII — начала XIX века господствовал классицизм. По своей сути русской классицизм был тесно связан с западноевропейским, но ему присущ ряд особенностей: патриотизм, обличительно-критический пафос, наличие в одном литературном направлении людей с различными общественными и идейными позициями. Представителями классицизма были А.Д. Кантемир (1708—1744), В.К. Тредиаковсшй (1703—1769), А.П. Сумароков (1717—1777), ДИ. Фонвизин (1744—1792), Г.Р. Державин (1743—1816).
В 40-е годы XVIII века А.П. Сумароков (1717— 420 1777), заимствуя и творчески преобразуя приемы французского классицизма, создал первую русскую трагедию. Он являлся директором первого постоянно действующего в Санкт-Петербурге театра, автором нескольких комедий и девяти трагедий. Сумароков перенес на русскую сцену три правила классического театра, что и послужило основанием называть его «северным Расином». В своих трагедиях, как правило, со счастливым концом, он раскрывал конфликт любви и долга. Его комедии являли сатиру на провинциальность и мещанство. Образованный аристократ, он чувствовал всю меру ответственности дворянской интеллигенции перед своим обществом. Его публицистика в журнале «Трудолюбивая пчела» (1759) разоблачала продажное чиновничество. Потеряв расположение Екатерины II, Сумароков вернулся в Москву, где и умер в бедности.
Убежденный последователь идей европейского просвещения, Д.И. Фонвизин (1744—1792), в своих комедиях высмеивал пороки и предрассудки современного ему российского общества: нравы помещиков-крепостников, невежество и тупость власть имущих, взяточничество и лицемерие, рабское преклонение «господ» перед всем иностранным. Видя корень всех бед России в крепостном праве, он высмеивал систему дворянского воспитания. Этапным произведением для русской литературы является его комедия «Недоросль» (1782).
В жизни Г.Р. Державина (1743—1816) тесно переплелись поэтическое творчество, военная и чиновная служба. Прикомандированный к секретной следственной комиссии, он находился в войсках, действовавших против Пугачева в Заволжье; позднее был олонецким и тамбовским губернатором. В 1791 году Державин стал кабинет-секретарем Екатерины II; при Павле I был назначен государственным казначеем; при Александре I в течение года возглавлял министерство юстиции. В поэзии и драматургии Державин — представитель русского классицизма. Его торжественные оды проникнуты идеей сильной государственности, лирические стихотворения с пейзажными и бытовыми зарисовками наполнены философскими размышлениями.
В последнее десятилетие века наряду с классицизмом в художественной литературе зарождается новое течение — сентиментализм, наиболее полно выразившийся в повестях Н.М. Карамзина (1766—1826) «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь». Он же является создателем многотомной «Истории государства Российского», ставшей классикой исторической науки.
К славной
плеяде просветителей можно отнести
В. Н. Татищева (1686—1750), яркого представителя
русской культуры первой половины XVIII
века, создавшего ряд произведений
философско-педагогического
Вершиной русского Просвещения считается произведение А.Н. Радищева (1749—1802) «Путешествие из Петербурга в Москву», где дается правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества.
Между двумя великими личностями, определившими облик русской культуры XVIII века, Петром I и Екатериной II, располагается малозаметная и историками по достоинству еще не оцененная фигура императрицы Елизаветы Петровны (1709—1761/62), дочери Петра I. В ее царствование, пришедшееся на середину XVIII века, были достигнуты значительные успехи в развитии хозяйства, культуры России и во внешней политике, чему способствовала деятельность М.В. Ломоносова, П.И. и И.И. Шуваловых, А.П. Бестужева-Рюмина и др. Во многом именно она заложила основы дворянской культуры.
В
середине XVIII века формируется
система сословно-рыцарских
академий, закрытых
учебных заведений,
где дворян готовили
не только к служебной,
но и к общественной
жизни. В крут изучаемых предметов для
сословных корпусов вводятся общеобразовательные
дисциплины (история, география, риторика).
От дворянина начинают требовать определенного
знания истории, искусства, культуры и
всего того, что может быть темой для легкой
светской беседы. Специальные дисциплины
(фехтование, геральдика и 422 проч.) должны
были, по мысли законодателей, с детства
прививать определенный образ мыслей:
воспитывать сословную гордость. В кадетских
корпусах закладывались первые представления
о таких понятиях, как личная честь и достоинство.
Появляются первые проекты реформирования
образовательной системы, исходящие из
дворянской среды, составленные Я. Шуваловым
и С. Мордвиновым.
Созданные еще в 30-е годы кадетские корпуса развивали в молодых людях склонность к литературной и художественной деятельности. Эта тенденция усилилась в середине века, приобретя качественно новые черты: кадетский корпус постепенно становится культурным авангардом дворянского сословия. В русском обществе культурные нововведения, будь то стили, мода или правила этикета, проникали в другие слои населения благодаря влиянию двора и высшего света. И в этом плане влияние двора Елизаветы было особенно значительным.
Императрица Елизавета тяготела к утонченной культуре рококо, которая привнесла в русское искусство не только жеманность и прихотливость, но и свободу выражения своих чувств. Эпоха правления Елизаветы Петровны становится эпохой иллюзий, бутафории, игры. Рококо принесло с собой уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических сценок. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнамент, изящные фигурки и декорации, дух интимности и внимание к личному комфорту. При дворе распространяются всевозможные «обманки». Специальные фигуры-обманки сохранились в Кусково, где был прекрасный театр. Мастером иллюзии был итальянский живописец Пьетро Ротари (1707—1762), работавший при дворе Елизаветы и украсивший «Кабинет мод и граций» в Петергофском дворце. Он писал в стиле рококо, преимущественно манерные, идиллические изображения женских головок, которыми уставлены галереи в Петродворце, Ломоносове, Архангельском. В моду входят переодевания, театрализованные представления, актеры, музыканты и т. д. Жизнь и театр наиболее прочно переплелись в маскарадах, которыми славился елизаветинский двор. Театрализация жизни, присущая елизаветинской эпохе, вызвала к жизни блистательные придворные маскарады, форма одежды, время проведения которых оговаривались специальными указами. Светская жизнь дворянства превращается в затейливую комбинацию реальности и вымысла.
В
елизаветинское время
наблюдался мощный всплеск театрального
искусства. Корни этого явления следует
искать в общем пристрастии эпохи к театру.
С середины 30-х годов в Санкт-Петербурге
гастролируют итальянские, французские
и немецкие труппы. За короткий промежуток
времени эти труппы показали русскому
зрителю весь лучший классический репертуар
того времени. Именно в царствование Елизаветы
происходит массовое появление домашних
театров как в столицах, так и в провинции.
В домашних
и в публичных театрах
После Елизаветы Петровны наступило время правления Екатерины II Великой, продолжавшееся с 1762 по 1796 год и ставшее «золотым веком» в русской истории. Два русских императора — Петр I и Екатерина II — укрепляли и развивали Российское государство, создавали новую культуру поведения. Но как различались их подходы! Первый брил бороды, обрезал длиннополые кафтаны, наказывал розгами и ссылками за нежелание перестроиться на европейский лад. Все хотел сделать наскоком и сразу. Вторая действовала постепенно и продуманно: собственным примером, добрым словом и похвалой. За 34 года ее правления строились по плану города, возводились каменные (на европейский манер) здания, мостились улицы, словом, менялся житейский быт. В стране открывались новые учебные заведения, отрабатывались учебные программы. Проводилась в жизнь идея создания «новой породы людей»1.
Екатерина
провела ряд крупных реформ в
духе просвещенного
абсолютизма: укрепила аппарат власти
на местах, оформила сословные привилегии
дворянства, расширила права помещиков.
Ее внешняя политика ознаменовалась территориальным
ростом империи и новыми приобретениями.
Правление Екатерины вошло в историю России
как время бурного градостроительства,
многих начинаний в области искусства,
науки и техники. Екатерина переписывалась
с Вольтером и другими французскими мыслителями,
создавая в глазах европейской общественности
образ мудрой правительницы, радеющей
о народном благе. В результате екатерининская
Россия стала полноправной участницей
европейской системы государств.