Культура ранних цивилизаций

Автор: a***************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Возникновение первых в истории человечества государств было обусловлено разделением социально-однородного общества на классы и социальные группы с разнообразными, нередко противоположными интересами. Это был неизбежный, закономерный результат развития экономики. Первостепенное значение имеет крупное разделение труда. Первым от земледелия отделилось скотоводство, вторым - ремесло, позже обособился класс купцов, людей, занятых только товарным обменом

Работа содержит 1 файл

культурология контрольная работа1.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

                    Контрольная работа по культурологии. 
 

                               Тема 6. Культура ранних цивилизаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                  Выполнила: Вовнякова А.О.

                                                                                  1 курс, заочное отделение.

                                                                                  Журналистика. 
 
 
 
 

                                                

                                                

                                                    Москва, 2011. 

Возникновение первых в истории человечества государств было обусловлено разделением социально-однородного  общества на классы и социальные группы с разнообразными, нередко противоположными интересами. Это был неизбежный, закономерный результат развития экономики. Первостепенное значение имеет крупное разделение труда. Первым от земледелия отделилось скотоводство, вторым - ремесло, позже обособился класс купцов, людей, занятых только товарным обменом. Это третье крупное разделение труда. Разделение труда и связанное с ними совершенствование орудий труда дали толчок росту производительности труда. Возник избыточный продукт. Его наличие позволило некоторым главам семей, а также старейшинам и военачальникам сосредотачивать (накапливать) в своих руках орудия труда, запасы произведённых товаров, а позже и владеть обособленными участками земли. Эта возможность реализовывалась в процессе обмена избыточного продукта (поначалу случайного и неравноценного), что повлекло за собой имущественное неравенство, межродовое и внутриродовое, появилась частная собственность. Общество раскололось на имущих и неимущих. Появилась возможность использовать чужой труд, получать прибавочный продукт. На смену родовой общине пришла территориальная, состав которой определялся расселением в одной местности. В таких условиях усложнилась задача обеспечения целостной организации общества, его надлежащего развития и функционирования. Возникла необходимость во внешней власти и, следовательно, в формировании государства как особой организации политической власти с обособленными учреждениями и группами людей, занимающихся только управлением.

Возникновение новой системы регуляции социальных контактов групп высветило полную несостоятельность человеческих нравов, религиозных обычаев и традиций в качестве механизмов упорядочения социальных конфликтов. Только государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить реализацию разнообразных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала выступать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных социальных групп.

     Политика и возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества. В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

     Но для успешного функционирования механизма страны нужна была еще и наука. Предпосылки к возникновению науки складываются в культуре в виде определенных установок мышления, позволяющих возникнуть научному методу. Их формирование является результатом длительного развития цивилизации. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Он стремился построить модели таких изменений с тем, чтобы предвидеть результаты практического действия. Первой и необходимой предпосылкой для этого было изучение вещей, их свойств и отношений, выделенных самой практикой. Например: земледельческая цивилизация Древнего Египта основывалась на возделывании плодородных земель в долине Нила. Участки земли, которыми владели различные сельские общины, имели свои границы. При разливах Нила эти границы заносились речным илом. Их восстановление было важной задачей, которую решали особые государственные чиновники. Очертания участков и их размеры изображались в чертежах на папирусе. Такие чертежи были моделями земельных участков, и по ним восстанавливались их границы.                                  

     В целом история Древнего Востока — это история формирования и развития первой классовой формации — рабовладельческой, история самых древних рабовладельческих обществ, древнейших в мире цивилизаций.

Возникновение первых классовых обществ в Шумере и Египте (вторая половина IV тысячелетия до н. э.) резко изменило всю картину древности. В бескрайнем мире первобытных племен появились высокоразвитые центры.

Основные центры древневосточных цивилизаций сложились  в долинах великих рек —  Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулирования сложного режима этих рек определила некоторые общие черты в организации производства, известное единство древневосточного мира. Вместе с тем конкретное изучение истории различных его регионов показало глубокую индивидуальность каждой из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.

В развитии культуры пальма первенства очень часто принадлежала шумерам. Но весьма ощутимый вклад внесли и семитские народы, прежде всего, аккадцы. С возвышением Вавилона эта культура получила общее название «вавилонской». Из истории известно, что шумеры в Двуречье ассимилировались и, в конце концов, утратили свой язык. Однако их культурное наследие оказало огромное воздействие на семитские народы. Поэтому правильнее говорить не о вавилонской, а шумеро-вавилонской культуре.

В шумеро-вавилонской  культуре мы находим все характерные черты древневосточной культуры вообще. Это, прежде всего, иероглифическая письменность. Внешний вид знаков со временем упрощался, и постепенно Нои превратились в довольно схематичные и абстрактные значки. Основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали самую различную форму, - пластин, призм, шаров и т. д. В результате того, что писец, выдавливая схематический значок, невольно ослаблял нажим руки, прямая линия превращалась в клин. Отсюда и название этой письменности - клинопись.

Далее, характерной  чертой  шумеро-вавилонской культуры было строительство особых, ранее не известных  культовых сооружений – храмов. Стены храмов были исписаны иероглифическими знаками, сами они были ориентированны по сторонам света. Строительным материалом служила преимущественно глина. Ещё одной характерной чертой было развитие и особая роль астрономических знаний. В шумеро-вавилонской культуре предсказывались солнечные и лунные затмения, был создан солнечно-лунный календарь. Древнейшей считается и шумеро-вавилонская мифология, содержащая уже такие «бродячие» мифологические сюжеты, как миф о сотворении мира, потопе.

Много общего у шумеро-вавилонской и древнеегипетской цивилизации. Например, одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли. Древние египтяне также умели предвидеть затмение солнца, другие  явления  природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависело везение системы орошения полей. Благодаря развитию письменности в храмах создавались религиозные, научные и литературные труды. Моральные и правовые нормы фиксировались в развивающейся древнеегипетской литературе, прежде всего официального характера ( "Текстах пирамид", "Премудрость Птаххотепа").

Вавилоняне писали клинописными значками на глиняных табличках, которые в немалом количестве дошли до наших дней (более 500 тыс., из них около 400 связаны с математикой). Отметим, что корни культуры вавилонян были в значительной степени унаследованы от шумеров — клинописное письмо, счётная методика и т. п..

Математика играла очень важную роль в культуре Древнего Египта. Она тогда широко использовалась в астрономии, мореплавании, землемерии, при строительстве домов, плотин, каналов и военных укреплений. Денежных расчётов, как и самих денег, в Египте не было. Египтяне писали на папирусе, который сохраняется плохо, и поэтому в настоящее время знаний о математике Египта существенно меньше, чем о математике Вавилона или Греции.

У шумер также  была развита математика, основывающаяся на шестидесятеричной системе счисления.

     Но  и древнеегипетская, и шумеро-вавилонаская  цивилизации были особенны и уникальны в своем роде. Вавилонская расчётная техника была намного совершеннее египетской, а круг решаемых задач существенно шире. Методы работы с прогрессиями были глубже, чем у египтян. Шумеры и вавилоняне использовали 60-ричную позиционную систему счисления, увековеченную в нашем делении круга на 360°, часа на 60 минут и минуты на 60 секунд. Для умножения применялся громоздкий комплект таблиц.

В Древнем Египте же с возникновением классового общества процветает искусство. Оно становится мощным средством идеологического воздействия, направляется в первую очередь на возвеличивание власти фараона, на утверждение незыблемости существующего строя. Этим же целям во многом служила и монументальная архитектура. Уже в период Древнего царства получает отчётливое выражение та грандиозная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Таковы громадные царские усыпальницы — пирамиды, исходной формой которых были скамьеобразные гробницы (мастабы).

К тому же, значительное развитие получили в Древнем Египте медицина и ветеринария. В текстах времени Среднего царства сохранился перечень рецептов для лечения разных болезней. Мумификации облегчало изучение человеческого тела и давало возможность врачами знакомиться со строением человеческого организма. В некоторых медицинских сборниках предлагалась и своеобразная методика лечения, требующая от врача осмотра больного, определения симптомов, установление диагноза и способа лечения. Существовала и врачебная этика. Большого развития достигла хирургия. В одной гробнице Древнего царства сохранились изображения различных операций на конечностях.

     Однако интересны в своем многообразии и другие культуры ранних цивилизаций. Как и древнеегипетская культура, культура Древнего Китая сложилась в бассейне крупной реки Хуанхэ. Китайская культура по праву считается одной из  самых  древних. Древний Китай является родиной таких изобретений как компас, спидометр,  сейсмограф, порох,  книгопечатание,  фарфор.  В  области математики  был открыт  метод решения уравнений первой степени с двумя и  тремя  неизвестными,  вычисления отношения длины круга и его диаметра. В области  астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др.

На весь мир  славится китайская  медицина, которая имеет  3000-летнююисторию. В Древнем Китае впервые была  написана "Фармакология",  впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических  веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажами. Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками – Великий канал (2000 л. - почти с  XI  в.  до н.э. - по  XIX  в.  н.э.)- сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения воды и Великая китайская стена.

     Также не менее знаменита культура Древней Индии. Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в III в. до н.э. Её центры Хараппа и Мохенджо-Даро (теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центральной и Средней Азии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры); их удивительным достижением была система водопровода и канализации, которых не было ни у одной из других древних культур.Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры, была система гражданско-политической жизни, основанная Буддой (2 пол. I тыс. до н.э.). Ещё одной характерной чертой старо-индийской культуры является выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви – Камы. В культуре Древней  Индии  тесно  связаны  оригинальность культурных направлений и философская мысль.

Информация о работе Культура ранних цивилизаций