Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 17:09, реферат
Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.
введение. 3
1. феномен культуры. 4
2. идея ценностей. 5
3. виды, формы, содержание, и функции культуры. 7
4. движущие силы культуры. 13
5. феномен цивилизации. 15
6. цивилизация как социокультурное образование. 17
7. философия а.тойнби. 18
8. культура и цивилизация. 20
выводы. 25
приложения. 27
литература. 28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шуйский Государственный педагогический университет
РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ
НА ТЕМУ:
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Реферат для сдачи кандидатского экзамена
Выполнила: соискатель кафедры
спортивных дисциплин
Смирнова Ольга Леонидовна.
Научный руководитель:
Доктор педагогических наук,
Профессор Собянин Ф. И.
ШУЯ 2003 г
ПЛАН
стр.
ВВЕДЕНИЕ.
3
1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.
4
2. ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ.
5
3. ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ,
И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.
7
4. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ КУЛЬТУРЫ.
13
5. ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ.
15
6. ЦИВИЛИЗАЦИЯ
КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 17
7. ФИЛОСОФИЯ А.ТОЙНБИ.
18
8. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
20
ВЫВОДЫ.
25
ПРИЛОЖЕНИЯ.
27
ЛИТЕРАТУРА.
28
ВВЕДЕНИЕ.
Тема культуры - до
относительно недавнего времени
была новой для учебной литературы
по философии. И это не случайно.
В прошлом даже в исследовательских
работах понятие культуры нередко
трактовалось весьма упрощенно, что
отражало положение и общий уровень
философского анализа культуры в
стране. Необходимость изменения
такого подхода продиктовала сама жизнь.
Перед философией встала задача осмыслить
и должным образом оценить
тот факт, что проблематика культуры
самим объективным ходом
Много связанных с
культурой проблем имеют
Таким образом, интерес к вопросам теории
культуры имеет глубокие практические
основания. Все это стимулировало разработку
философских проблем культуры и привело
к значительному прогрессу в этой области
знания, вплоть до создании особой науки
о культуре -культурологии. Иначе говоря,
при изучении истории и прогнозировании
будущего социальная философия уже не
может обходиться без учета культурной
составляющей общественно- исторического
процесса. А это открывает широкое поле
для разнообразных исследований культуры.
Явления культуры изучает
множество конкретных наук: археология
и этнография, история и социология,
не говоря уже о науках, изучающая
различные формы сознания - искусство,
мораль, религию и т.д. Каждая из конкретных
наук создает определенное представление
о культуре как предмете своего исследования.
Так, для археологии культура связана
с изучением остатков дошедших до
нашего времени предметов, в которых
материализованы результаты деятельности
людей прошлых эпох. Этнография интересуется
проявлениями культуры того или иного
народа во всем ее конкретном многообразии
и целостности. Для истории искусства
культура - это прежде всего художественная
деятельность человека и ее результаты.
Так что "образ культуры" в
различных науках выглядит по-разному.
Западные исследователи культуры насчитывают
в мировой литературе от 150 до250 определений
культуры. Это объясняется не только
специфическими интересами конкретных
наук, но и разнообразием
Культура интересует
философию не в своих частных,
эмпирических проявлениях, а как
феномен общественной жизни в
целом. Этот философский взгляд на культуру
важен потому, что именно философия
может, отвлекаясь от всевозможных деталей,
поставить вопрос о том, что такое
культура как таковая, что дает ее
изучение для понимания истории,
какую роль она играет в развитии
человека и общества. Общие проблемы,
имеющие мировоззренческое
Наряду с проблемой
культуры не менее актуальной является
тема
"цивилизации".
Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.
Цель этой работы
- выяснить, что скрывается под понятиями
"культура" и
"цивилизация", определить их сходство
и различие.
ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.
Термин "культура"
(от лат. cultura - возделывание, обрабатывание)
издавна применяется для
Само это уточнение
- достаточно сложное мероприятие. Ведь
в современной научной
1. Описательные определения,
восходящие в своей основе
к концепции основоположника
культурной антропологии Э.
2. Исторические определения,
подчеркивающие роль
3. Нормативные определения,
акцентирующие значение
Культура - это образ жизни индивида, определяемый
социальным окружением.
4. Ценностные определения:
культура - это материальные и
социальные ценности группы
5. Психологические
определения, исходящие из
6. Определения на
базе теорий обучения: культура -
это поведение, которому
7. Структурные определения,
выделяющие значимость
Материальные и нематериальные культурные
признаки, организованные вокруг основных
потребностей, образуют социальные институты,
являющиеся ядром
(моделью) культуры.
8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.
9. Символические определения:
культура - это организация различных
феноменов (материальных
Легко заметить, что
каждая из перечисленных групп
Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода.
ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ.
Культура - это материальные
и духовные ценности. Под ценностью
имеется в виду определение того
или иного объекта материальной
или духовной реальности, высвечивающее
его положительное или
Та или иная вещь
обладает в наших глазах определенной
ценностью благодаря не только своим
объективным свойствам, но и нашему
отношению к ней, которое интегрирует
в себе и восприятие этих свойств,
и особенности наших вкусов. Ведь
не даром же говорят: "Он мне мил
не потому, что хорош, а хорош, потому,
что мил". Таким образом, можно
сказать, что ценность -это субъективно-объективная
реальность. Вот почему утверждая, что
вкусах не спорят, реально о них
всю свою жизнь люди спорят, отстаивая
право на приоритет и объективность
именно своего вкуса. "Приятным каждый
называет то, что доставляет ему
наслаждение, прекрасным - то, что ему
только нравится, хорошим - то, что он
ценит, одобряет, то есть то, в чем
он усматривает объективную
Каждая вещь, вовлеченная
в оборот общественной и личной жизни
или созданная человеком, имеет
кроме своего физического еще
и общественное бытие: она выполняет
исторически закрепленную за ней
функцию и поэтому имеет
Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной нелепостью, если бы каждое следующее поколение начисто отметало достижения предыдущего. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит будущему, от того, что отошло в прошлое.
ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.
Многообразие предметного вида культуры определяется многообразием самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные виды деятельности, как и представленный (предметный) вид культуры. Но примем условно, что это может быть приложимо к природе, обществу и отдельному человеку.
Виды культуры по отношению к природе,
В применении к природе
выделяют культуру земледелия, садово-парковую
культуру, специальное выращивание
отдельных растений, а также само
растение
(зерновые культуры, особые сорта фруктов
и овощей и т.д.), рекультивацию ландшафта,
т.е. полное или частичное восстановление
определенной природной
Среды, нарушенной предшествующей хозяйственной
деятельностью.
Сюда же можно отнести
и общую культуру материального
производства.
Ведь она существует не только как его
продуктивная способность, но и как воздействие
на природную среду. В основном подобное
воздействие губительно для природы, и
этот факт в последние десятилетия был
осознан как экологическая проблема, которая
угрожает существованию самой цивилизации.