Культура и цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 17:09, реферат

Описание работы

Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.

Содержание

введение. 3
1. феномен культуры. 4
2. идея ценностей. 5
3. виды, формы, содержание, и функции культуры. 7
4. движущие силы культуры. 13
5. феномен цивилизации. 15
6. цивилизация как социокультурное образование. 17
7. философия а.тойнби. 18
8. культура и цивилизация. 20
выводы. 25
приложения. 27
литература. 28

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 54.13 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шуйский Государственный  педагогический университет

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

НА ТЕМУ:

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Реферат для сдачи  кандидатского экзамена

Выполнила: соискатель кафедры

спортивных дисциплин

Смирнова Ольга  Леонидовна.

Научный руководитель:

Доктор педагогических наук,

Профессор Собянин  Ф. И.

ШУЯ 2003 г

ПЛАН

стр.

ВВЕДЕНИЕ.

3

1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

4

2. ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ.

5

3. ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ,

И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

7

4. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ  КУЛЬТУРЫ.

13

5. ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ.

15

6. ЦИВИЛИЗАЦИЯ

КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ. 17

7. ФИЛОСОФИЯ А.ТОЙНБИ.

18

8. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

20

ВЫВОДЫ.

25

ПРИЛОЖЕНИЯ.

27

ЛИТЕРАТУРА.

28

ВВЕДЕНИЕ.

Тема культуры - до относительно недавнего времени  была новой для учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в исследовательских  работах понятие культуры нередко  трактовалось весьма упрощенно, что  отражало положение и общий уровень  философского анализа культуры в  стране. Необходимость изменения  такого подхода продиктовала сама жизнь. Перед философией встала задача осмыслить  и должным образом оценить  тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного  развития все больше стала выдвигаться  на передний план при осуществлении  социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.

Много связанных с  культурой проблем имеют международный  и даже глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре, которые  несли с собой различные тиранические режимы от Гитлера до Пиночета. Остро  стоят проблемы "массовой культуры", духовности и бездуховности. В то же время все большее значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимопонимание различных культур, в том числе отношения современной  западной культуры и традиционных культур  развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. 
Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические основания. Все это стимулировало разработку философских проблем культуры и привело к значительному прогрессу в этой области знания, вплоть до создании особой науки о культуре -культурологии. Иначе говоря, при изучении истории и прогнозировании будущего социальная философия уже не может обходиться без учета культурной составляющей общественно- исторического процесса. А это открывает широкое поле для разнообразных исследований культуры.

Явления культуры изучает  множество конкретных наук: археология и этнография, история и социология, не говоря уже о науках, изучающая  различные формы сознания - искусство, мораль, религию и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление  о культуре как предмете своего исследования. Так, для археологии культура связана  с изучением остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых  материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Этнография интересуется проявлениями культуры того или иного  народа во всем ее конкретном многообразии и целостности. Для истории искусства  культура - это прежде всего художественная деятельность человека и ее результаты. Так что "образ культуры" в  различных науках выглядит по-разному. Западные исследователи культуры насчитывают  в мировой литературе от 150 до250 определений  культуры. Это объясняется не только специфическими интересами конкретных наук, но и разнообразием мировоззренческих  позиций и даже разных подходов в  рамках одного мировоззрения, с которых  рассматривается культура. Здесь  уже начинается область философии.

Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как  феномен общественной жизни в  целом. Этот философский взгляд на культуру важен потому, что именно философия  может, отвлекаясь от всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое  культура как таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую роль она играет в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие мировоззренческое значение, и являются предметом философского анализа культуры.

Наряду с проблемой  культуры не менее актуальной является тема 
"цивилизации".

Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся  споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой  вполне правомерно употребление их как  синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых  аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.

Цель этой работы - выяснить, что скрывается под понятиями "культура" и 
"цивилизация", определить их сходство и различие.

ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения  того, что сделано человеком. В  таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность  природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и потому нуждается в уточнении.

Само это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречается более 250 определений  и культуры. Специалисты по теории культуры А.Крёбер и К.Клакхон проанализировали свыше ста основных определений  и сгруппировали их следующим  образом. (1*)[1]

1. Описательные определения,  восходящие в своей основе  к концепции основоположника  культурной антропологии Э.Тейлора.  Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как  сокровищница всего созданного  людьми включает в себя книги,  картины и т.п., знание путей  приспособления к социальному  и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику,  религию, которые складывались  веками.

2. Исторические определения,  подчеркивающие роль социального  наследия и традиций, доставшихся  современной эпохе от предшествовавших  этапов развития человечества. К  ним примыкают и генетические  определения, утверждающие, что культура  является результатом исторического  развития. В нее входит все  то, что искусственно, что люди  произвели и что передается  от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая  деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения,  акцентирующие значение принятых  норм. 
Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4. Ценностные определения:  культура - это материальные и  социальные ценности группы людей,  их институты, обычаи, реакция  поведения.

5. Психологические  определения, исходящие из решения  человеком определенных проблем  на психологическом уровне. Здесь  культура есть особое приспособление  людей к природному окружению  и экономическим потребностям  и складывается из всех результатов  такого приспособления.

6. Определения на  базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек  научился, а не получил в качестве  биологического наследства.

7. Структурные определения,  выделяющие значимость моментов  организации или моделирования.  Здесь культура представляет  собой систему определенных признаков,  различным образом связанных  между собой. 
Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром 
(моделью) культуры.

8. Идеологические  определения: культура - это поток  идей, переходящих от индивида  к индивиду посредством особых  действий, т.е. с помощью слов  или подражаний.

9. Символические определения:  культура - это организация различных  феноменов (материальных предметов,  действий, идей, чувств), состоящая в  употреблении символов или зависящая  от этого.

Легко заметить, что  каждая из перечисленных групп определений  схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, культура является результатом  поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, "суперорганична", т.е. не включает биологических компонентов  человека и передается отличными  от биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. И  все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания  тех сложных явлений, которые  имеются в виду, когда речь заходит  о культурах майя или ацтеков. Древнего Египта или 
Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода.

ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ.

Культура - это материальные и духовные ценности. Под ценностью  имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее  его положительное или отрицательное  значение для человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и вообще "лучами культуры". Нас вдохновляют  тишина, закатная заря, одиночество  в лунной ночи или пронизанная  солнечным светом листва. Все это  воспринимается и переживается как  нечто высокое и торжественное. Иначе говоря, реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются  нами, но и оцениваются, вызывая в  нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти  или презрения. Эти всевозможные удовольствия и неудовольствия как  раз и составляют то, что именуется  вкусом, как-то: хорошее, приятное, прекрасное, нежное, изящное, благородное, величественное, возвышенное, сокровенное, священное  и т.п. Мы, например, испытываем удовольствие при "виде полезного для нас  предмета, мы называем его хорошим; когда же нам доставляет удовольствие созерцание предмета, лишенного непосредственной полезности, мы называем его прекрасным". (2*)

Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим  объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует  в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Ведь не даром же говорят: "Он мне мил  не потому, что хорош, а хорош, потому, что мил". Таким образом, можно  сказать, что ценность -это субъективно-объективная  реальность. Вот почему утверждая, что  вкусах не спорят, реально о них  всю свою жизнь люди спорят, отстаивая  право на приоритет и объективность  именно своего вкуса. "Приятным каждый называет то, что доставляет ему  наслаждение, прекрасным - то, что ему  только нравится, хорошим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем  он усматривает объективную ценность" (3*).Нечего и говорить о том, насколько  значимы оценочные суждения для  разумной ориентации человека в жизни.

Каждая вещь, вовлеченная  в оборот общественной и личной жизни  или созданная человеком, имеет  кроме своего физического еще  и общественное бытие: она выполняет  исторически закрепленную за ней  функцию и поэтому имеет общественную ценность, например стол - это не просто доска, опирающаяся на четыре ножки, а вещь, сидя за которой, люди питаются или работают. Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и т.д. Понятие  ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это  значит, что оно так или иначе  включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении  с природой и социальной действительностью. Люди постоянно оценивают все, с  чем они имеют дело, с точки  зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит  оценочный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной, субъективной, реакционной. В нашем мировоззрении  научное познание мира и ценностное отношение к нему находятся в  неразрывном единстве. Таким образом, понятие ценности тесно связано  с понятием культуры.

Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной нелепостью, если бы каждое следующее поколение  начисто отметало достижения предыдущего. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит будущему, от того, что отошло в прошлое.

ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

Многообразие предметного  вида культуры определяется многообразием  самой человеческой деятельности. Очень  сложно классифицировать различные  виды деятельности, как и представленный (предметный) вид культуры. Но примем условно, что это может быть приложимо  к природе, обществу и отдельному человеку.

Виды культуры по отношению к природе,

В применении к природе  выделяют культуру земледелия, садово-парковую культуру, специальное выращивание  отдельных растений, а также само растение 
(зерновые культуры, особые сорта фруктов и овощей и т.д.), рекультивацию ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной 
Среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельностью.

Сюда же можно отнести  и общую культуру материального  производства. 
Ведь она существует не только как его продуктивная способность, но и как воздействие на природную среду. В основном подобное воздействие губительно для природы, и этот факт в последние десятилетия был осознан как экологическая проблема, которая угрожает существованию самой цивилизации.

Информация о работе Культура и цивилизация