Автор: a***************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 13:02, контрольная работа
Возникновение первых в истории человечества государств было обусловлено разделением социально-однородного общества на классы и социальные группы с разнообразными, нередко противоположными интересами. Это был неизбежный, закономерный результат развития экономики. Первостепенное значение имеет крупное разделение труда. Первым от земледелия отделилось скотоводство, вторым - ремесло, позже обособился класс купцов, людей, занятых только товарным обменом
Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века — начала периода Мэйдзи. Характерной чертой японской культуры является рукотворность. Неглазурованные, вылепленные от руки и обожженные при невысокой температуре глиняные сосуды, во многом походили на керамику других древних народов. Но в них уже можно было разглядеть и особенности, присущие только японской культуре. Также была актуальна тесная связь архитектуры и природы. Она ощутима и в древних захоронениях японских правителей, таких, как курганы Кофун ("Древний холм"). В Японии уже в древности сложились устойчивые архитектурные традиции.
Огромное значение для культуры имеют религии Древнего Востока. Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д. Религия освещала существующий порядок. Иначе и быть не могло потому, что во главе всех культов стоял правитель государства. При медленности общественного развития того времени мысль об общественных переменах вообще никому не приходила в голову. Египетская мифология эпохи Древнего царства III тыс. лет до н. э. насквозь пронизана идеологией жёсткой стратификации общества деспотической царской власти. Наиболее важные культы здесь это, во-первых, культ мёртвого царя вождя и мёртвого бога плодоносящей земли Осириса и, во-вторых, солнечный культ. Очень разнообразны локальные пантеоны. Итак, вера не только освещала и отражала существующий порядок, сколько сама была неотъемлемой частью этого порядка.
В Шумере существовало несколько верховных общешумерских божеств. Но наряду с ними в каждой области складывался свой пантеон, своя мифология и жреческая традиция. Религия шумеров сосредоточена в основном на исполнении воли богов и представлениях о загробной жизни. Шумерский пантеон функционировал как ассамблея во главе с богом-царём. Собрание богов делилось на группы, основная из коих известна как «Великие Боги» состояла из 50-ти божеств и, по верованиям шумеров, вершила судьбу человечества. Также божества разделялись на креативные и некреативные. Креативные боги были ответственны за небо (Ан), землю (богиня-матерь Нинхурсаг), море (Энки), воздух (Энлиль). Человек, согласно шумерской мифологии, создан из глины, замешанной на божественной крови. Также у шумеров присутствовал миф о всемирном потопе.
Вселенная в шумерской мифологии состоит из нижнего и верхнего мира и землёй между ними. В целом нижний мир считался огромным космическим пространством под землёй, противовесом небесам. Нижним миром правили боги: Нергаль и Эрешкигаль. Шумеры считали, что они созданы для служения богам, между ними и богами существует очень тесная связь. Своим трудом они как бы «кормят» богов, и без них боги не смогли бы существовать также, как и шумеры без богов.
Религия Индии является одной из самых древних. Новые археологические исследования доказали, что индийская цивилизация значительно старше египетской цивилизации. Религия основана на пантеистическом понятии о Боге: сначала люди думали, что имеется много богов, однако затем нашли, что Бог один. Пантеистическое вероучение самое правильное, потому что оно учит, что Бог является всем. Океан и волны являются одним и тем же, и солнечный свет и солнечные лучи являются одним и тем же. Пантеизм является учением философии йоги. Индусы говорят о Боге не как об идоле, но как о Вездесущем. Мы все Его ищем посредством путей к успеху. Мы все ищем этой одной вещи - непрерывного счастья, которое является Богом. Религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями. Из философии индусов возникла буддистская философия. Буддисты начали первое миссионерское движение из Индии. От Будды получаем мы сознание любви, благочестия и приветливости. Однако у буддизма отсутствует ясное учение о сознании совершенного наивысшего существа. Буддизм учит отрицанию или остановке. С другой стороны, индуизм учит, что «из Радости мы вышли, в радости мы существуем и в Святой Радости мы растворяемся.»
Обратимся к религии Древнего Китая. Истинный китаец выше всего ценил материальную оболочку, т. е. свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались, прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. При этом этически детерминированный рационализм был доминантой, определявшей нормы социально-семейной жизни китайца. Важнейшей особенностью древнекитайской религии была весьма незначительная роль мифологии. В Китае уже с древности место мифов заняли историзованные легенды о мудрых и справедливых правителях. Легендарные мудрецы Яо, Шунь и Юй, а затем культурные герои типа Хуанди и Шэньнуна, ставшие в сознании древних китайцев их первопредками и первоправителями, заменили собой многочисленных почитаемых богов. В древнем Китае с весьма раннего времени шел заметный процесс демифологизации и десакрализации религиозного восприятия мира. Божества как бы спускались на землю и превращались в мудрых и справедливых деятелей, культ которых в Китае с веками все возрастал. Религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная и социально несущественная роль духовенства, жречества. Что же касается конфуцианских ученых, чаще всего выполнявших важнейшие функции жрецов (во время культовых отправлений в честь Неба, важнейших божеств, духов и предков), то именно они были уважаемым и привилегированным сословием в Китае; однако они были не столько жрецами, сколько чиновниками, так что собственно религиозные их функции всегда оставались на втором плане.
Рассмотрим художественную культуру как важнейшую часть духовной жизни ранних цивилизаций.
Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, ставившие целью прославление земных и небесных владык, свидетельствовали о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира, увлекательно и ярко рассказывали о его жизни, о красоте природы и людей, которых искусство обессмертило. Хотя в искусстве Древнего Египта образ человека был связан с религиозным культом, с прославлением и обожествлением правителя, мастера сумели выразить в своих произведениях внутреннюю значительность и силу чувств, остро и смело обрисовать характеры. В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этой страны, это объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон, колонна и пандус. Скульптура же создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Все рельефы в Древнем Египте ярко раскрашивались, меньше всего изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там рисунки были только на поверхности. Основными цветами были красный, синий, черный, золотой, и зеленый.
В вавилонском искусстве нельзя встретить изображение погребальных сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действительности, которую ему открывает жизнь. Но жизнь не солнечная, не цветущая, а жизнь, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зависящая от воли высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих между собой беспощадную борьбу. Менялись цари и завоеватели, а вавилонцы собирали библиотеки и обучали молодых писцов. В Эрмитаже хранится шумерская таблица - древнейший в мире письменный памятник ( около 3300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание таких таблиц дает наглядное представление о быте шумеро-аккадских городов и самого Вавилона. Господство религии и жречества в области идеологии являлось определяющим для вавилонской литературы. Характерным для вавилонской литературы того времени является настойчивое подчёркивание слабости человека и ограниченности его возможностей, проповедь смирения и покорности человека порядкам, установленным самими богами, и власти обожествляемых царей. Заслуживает внимания и архитектура Вавилона (по Геродоту – красивейшего города). Главным зданием Вавилона считался зиккурат, который назывался "Домом основания небес и земли". Древние жители Вавилона считали свой город средоточием всего мира, более того, вавилонские ученые помещали его в центре географической карты мира.
Художественная
культура Китая впитала в себя основные
духовные ценности, которые развивались
в учениях даосизма и конфуцианства. Близость
к природе, стремление к духовному совершенству,
поиск гармонии в каждом явлении природы
– будь то цветок, дерево, животное – позволили
сформировать совершенно уникальное эстетическое
сознание и художественную практику. Идея
гармоничного соединения человека и природы
пронизывает китайское искусство, начиная
от каллиграфии до живописи. Китайская
письменность (иероглифы) соединяла в
себе этическое и эстетическое: по своеобразию
написания угадывалось душевное состояние
автора, а стилизованным формам письменности
– каллиграфическим надписям – придавалось
даже магическое значение. Одним из высших
достижений древнекитайского искусства
является живопись, в особенности живопись
на свитке. Китайская картина-свиток –
это совершенно новый вид искусства, созданный
специально для созерцания, освобожденный
от подчиненно-декоративных функций. Основными
жанрами живописи на свитке были исторический
и бытовой портрет, портрет, связанный
с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы
и цветы». Все жанры древнекитайского
искусства несли в себе глубокий нравственный
смысл и идею совершенствования человека,
настраивали на особое восприятие; восхищение
природой, ее красотой и работой мастера.