Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 20:34, реферат
17 век был началом нового периода в области культуры. Произошли изменения в социально-экономической и политической жизни русского общества, которые вызвали оживление общественно-политической мысли передовой части народа. Активизация городской жизни, развитие промышленности, ремесла и торговли в значительной степени повысили роль посадского населения, его тягу к знаниям и просвещению.
Познание чужой культуры или культуры прошлого имеет своим глубоким результатом не внешние заимствования (хотя отдельные частные заимствования и могут оказаться полезными), а общий подъем уровня собственной культуры, развитие ее познавательных способностей, «познавательной гибкости», увеличение диапазона возможностей, диапазона творческого выбора
Только на самых низких уровнях развития культуры она может отказываться от своего и современного ради внешних заимствований из чужой культуры — другой страны или другой эпохи: переодеваться в ее одежды, обзаводиться ее бытом, подражать чисто внешним признакам чужого искусства.
«Как мало из свершившегося было записано, как мало из записанного сохранено» (Гете). Но есть еще одна ступень в отношении к прошлому: непонимание его, искажение, создание своего рода мифов, совершенно не соответствующих тому, что было. Даже исторические личности и исторические события полувековой давности превращены в своеобразные «мифологемы». И что интересно — об одном и том же событии или человеке существуют совершенно различные представления, каждое из которых складывается в цельный образ. Пример — образы Сталина (их больше, чем два).
Один
из делегатов международного «Форума
за безъядерный мир и разоружение»
рассказал мне следующую
Спрашивается, а кому принадлежат культурные ценности вообще? Имеет ли право какой-либо музей уничтожить или плохо хранить ценности другого народа. Понятно: возвращать памятники культуры в те страны, которым они когда-то принадлежали, нельзя. Тут возникло бы множество вопросов: какая страна является наследницей какой страны. Культурные ценности разошлись бы по всему свету. Музеи раздробились бы. Ценности перестали бы быть доступными для изучения и обозрения (вообразите: скульптуры Парфенона, перевезенные из Британского музея, где их все знают, и водруженные на фронтон, где их нельзя будет обозревать с короткого расстояния). Голландские картины, возвращенные в Голландию, французские во Францию, разрушенные этнографические музеи... Помилуй бог. Мы прекратили бы общение народов друг с другом на высочайшем уровне.
Но, храня
у себя даже свои собственные произведения
искусства, музеи, города, страны, народы
должны ясно осознавать, что культура
и ее ценности принадлежат всему
человечеству. Они за памятники культуры
(все равно — свои или чужие)
должны отвечать перед всем миром, как
за ценности, находящиеся у них
как бы «на подержании». Кижи принадлежат
не русскому народу и не карельскому.
Они принадлежат всему
Культурные памятники (картины, здания, редкие исчезающие языки, фольклор, этнографические ценности и т.д.) должны быть доступны для единой мировой инспекции памятников культуры.
Культура как воздух, как вода в океане, — слава богу, не знает границ!
Когда-то
у меня была написана статья для
газеты «Кому принадлежит история»,
в которой я доказывал, что
градостроители не имеют права распоряжаться
только по своему усмотрению историческими
зданиями и историческими городами
— они принадлежат всему
Культура беззащитна.
Ее надо защищать всему роду людскому.
Юридически тот или иной памятник
принадлежит владельцу, но морально
— всему человечеству. Необходимо
выработать моральный кодекс отношения
к памятникам культуры. Заняться этим
должны юристы, искусствоведы, культурологи
и пр. и пр. Сейчас есть международный
орган, который должен был бы и
мог бы в крупном масштабе выработать
этот моральный кодекс для всех стран
и всех владельцев. Это — ЮНЕСКО.
Но помимо этого надо было бы тщательно
вести учет всего наиболее ценного,
что принадлежит всему