Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 20:34, реферат
17 век был началом нового периода в области культуры. Произошли изменения в социально-экономической и политической жизни русского общества, которые вызвали оживление общественно-политической мысли передовой части народа. Активизация городской жизни, развитие промышленности, ремесла и торговли в значительной степени повысили роль посадского населения, его тягу к знаниям и просвещению.
Культура Московской Руси
17 век был началом
нового периода в области
Развитие русской культуры XVII в отразило важнейший процесс формирования русской нации. С ним связывается начавшееся разрушение средневековой религиозно-феодальной идеологии и утверждение светских начал в духовной культуре. Несмотря на противодействие церковников, боявшихся проникновения в Россию «латынства», в XVII в. расширялись культурные связи с Западной Европой. Однако, все эти новые культурные веяния коснулись только верхушки общества. Основная масса населения оставалась неграмотной и суеверной. Для дальнейшего развития русской культуры стране требовались более решительные и широкие преобразования, которые были позже осуществлены Петром I.
Межкультурные взаимодействия разновидности и формы примеры следствия.
Введение
В результате
изучения того, как проявлялись социо-
В соответствии с социо-культурной терминологией
эти шесть видов можно представить следующим
образом:
I. Сознательное отрицание
II. Подчинение
III. Аккомодация
A. Доминирование
B. Изоляция
C. Диалог
Изучение и осмысление данных видов межкультурного
взаимодействия способно помочь еврейским
культурным лидерам и преподавателям
выбрать и внедрить возможное направление
или же направления, которым необходимо
следовать с тем, чтобы осуществить насущную
интеграцию между еврейской и титульной
культурой государства, в котором они
проживают. Первая из статей цикла была
посвящена краткому обзору исторических
идейных и общественных перемен, обусловивших
специфику характера взаимодействия еврейской
культуры с культурой модерна/ пост-модерна,
а также объяснению того, что представляет
собой сознательное отрицание чужой культуры
(см. первую статью цикла выше), занимающего
первое место в перечне разновидностей
межкультурного взаимодействия. Характер
данной разновидности взаимодействия
(как и остальных пяти) описывается в соответствии
со следующей структурой, включающих три
основных пункта:
Вторая статья
цикла в рамках все той же структуры
из трех пунктов знакомит с двумя
последними видами культурного взаимодействия
- подчинением и аккомодацией. В
этой статье мы предположили, что вследствие
того, что природа аккомодации
сравнительно сложна и достичь аккомодации
культур довольно непросто, необходимо
ввести три дополнительных поднятия о
ее подвидах, к которым относятся доминирование,
изоляция и диалог.
Третья, завершающая статья цикла посвящена
определению и анализу этих трех подвидов
аккомодации в соответствии с первыми
двумя пунктами структуры описания межкультурных
взаимодействий, приведенной в предыдущих
частях. Все современные еврейские культурные
направления, которые были представлены
в качестве вариантов аккомодации в предыдущей
статье, в той или иной степени соотносятся
с одним, двумя или тремя подвидами, которые
будут исследованы ниже. Таким образом,
все перечисленные примеры аккомодации
будут проанализированы с точки зрения
ее подвида: доминирования, изоляции или
же диалога культур. При этом, презентация
этих трех подвидов ограничивается лишь
первыми двумя пунктами предложенной
выше структуры анализа (девизами и определениями)
и не включает повторное перечисление
современных еврейских течений, ориентированных
на аккомодацию. Кроме того, в заключение
данной статьи автор также поделится некоторыми
критическими соображениям по поводу
представленных в данном цикле статей
попыток смоделировать концепцию еврейского
противостояния другим культурам в эпоху
модерна в рамках шести видов межкультурного
взаимодействия.
III. A. Доминирование, навязывание, подчинение
«Медвежьи объятия» и «Смертный поцелуй»
Если аккомодация
осуществляется в режиме доминирования,
сторонники господствующей культуры навязывают
или пытаются навязать ее другим, при
этом чужая культура носит подчиненный
характер. Подобное культурное господство
подразумевает успех или
Суть и смысл подобной аккомодации посредством
доминирования в большой степени передается
выражением «медвежьи объятия». Близость,
возникающая в результате подобной хватки,
в конечном счете душит подчиненную культуру.
В некоторых случаях доминирование становится
настолько сильным, что полностью расшатывает
или разрушает самые главные основы чужой
культуры. В этом случае взаимодействие
культур из режима «медвежьих объятий»
переходит в режим «смертного поцелуя».
Острота и напряженность подобного вида
аккомодации – «удушающей близости» или
«ласковой смерти» – выдает скрытые мотивы
и стремления доминирующей стороны, для
которой «сжимаемая в объятьях» культура
содержит в себе как привлекательные,
так и опасные и даже угрожающие моменты.
Поэтому, чтобы эффективно абсорбировать
притягательные качества «обнимаемой»
культуры и нейтрализовать предполагаемую
с ее стороны угрозу, доминирующая культура
использует различные методы интерпретации,
которые снимают острые моменты, «перетолковывая»
их заново, но уже с точки зрения подавляющей
культуры.
III В. Изоляция (компартментализация)
«Разделяй и
властвуй»
«Две параллельные линии не пересекаются»
Суть данного
подвида аккомодации в создании
четких и изолированных ячеек
для двух (или более) культур, функционирующих
независимо друг от друга. В контексте
современной еврейской жизни
и культуры, совет рожденного в
России еврейского поэта и публициста
И.-Л. Гордона «Будь евреем дома и
человеком на улице», возможно, является
наиболее наглядным выражением интеграции
посредством изоляции. С точки
зрения Гордона, собственная культура
для современного еврея обретает
ценность и вес лишь под крышей
его дома, за его пределами ими
обладает только господствующая культура
(в данном случае – европейская).
В определенной степени суть взаимоотношений
и характер интеграции посредством изоляции
и ограничения сферы действия культуры
домом выражают следующие фразы: «Разделяй
и властвуй» и «Параллельные прямые не
пересекаются». Поскольку данный подвид
аккомодации обусловлен сознательным
или социально вынужденным выбором, его
обычно обосновывают значительными ценностными
противоречиями или конфликтом между
исходными позициями двух культур. В последнем
случае стороны воспринимают позицию
одной из конфликтующих культур, в то время
как все остальные взгляды признаются
несущественными или неуместными и отбрасываются
за ненадобностью или, точнее говоря, помещаются
в изолированную ячейку с отдельной юрисдикцией.
Относительно сложно определить, какая
из конфликтующих культур окажется более
предпочтительной. Выбор доминирующей
культуры обусловлен конкретной ситуацией,
специфическими личностно-экзистенциальными
приоритетами, а также социально-психологическим
и общественно-политическим контекстом.
В то время как доминирование одной культуры
над другой влечет за собой «удушение»,
то есть извращение и искажение ключевых
аспектов культуры, зажатой в «медвежьих
объятьях», развитие межкультурного взаимодействия
по направлению к изоляции приводит к
обесцениванию и опошлению главных ценностей
подчиненной культуры. Тем не менее, в
последнее время в современном глобальном
и поликультурном мире эпохи постмодерна
все более распространяется активная
причастность к двум и более культурам,
поэтому данный феномен, его природа, причины
и мотивы стали предметом многих социологических
исследований. Некоторые из полученных
в результате данного исследования выводов
заставляют предположить, что представление
о культуре, как о герметичной замкнутой
системе, является весьма проблематичным,
и что было бы предпочтительней, точнее
и целесообразнее рассматривать культуру
как явление, характеризующееся текучестью
и гибридностью. В этом случае изоляция
в рамках культурных ячеек допускает более
положительную оценку, чем та, что представлена
выше в статье.
III.C. Диалог
«Если не я
за себя, то кто за меня? Но если я
только за себя, то чего я стою? И
если не теперь, то когда?»
«Без сотрудничества – смерть»
«Двоим лучше, нежели одному».
Межкультурная
интеграция отрицает как доминирование,
так и изоляцию, и характеризуется
искренним стремлением к
В данном контексте «диалог» является
нормативной реакцией на представление
о том, как должно происходить взаимодействие
между культурами разных народов. Диалог,
как этическая норма, подразумевает осторожный,
вежливый, деликатный, внимательный и
тактичный интерес, проявляемый носителями
культуры по отношению к миру "чужака",
способность прислушиваться друг к другу
и учиться друг у друга.
Подобный интерес, чуткость и способность
учиться у чужой культуры обусловлены
несколькими факторами и прежде всего,
тонким равновесием между неущербным
и сильным культурным «эго» и способностью
примириться с реальной возможностью,
что “L’Etat c’est ne pas moi” («Государство –
это не только я»), что не только моя собственная
культура, которую я люблю и пестую, заслуживает
права на существование, и что, как бы высоко
я не ценил ее, тем не менее, я допускаю,
что чужая, возможно, тоже скрывает в себе
нечто (нормы, ценности, обычаи и др.), способное
обогатить и усовершенствовать мою культуру.
И здесь следует отметить два дополнительных
важных фактора. Во-первых, подобная открытость
в значительной степени зависит от того,
насколько мы скромны в оценках достоинств,
истинности и авторитетности своей собственной
культуры. Со всей ответственностью можно
заявить, что зашоренным, фанатичным, ограниченным
людям будет крайне трудно, и даже невозможно
вести вежливый диалог с чужой культурой.
Во-вторых, подобная открытость также
требует готовности к возможным (а иногда
и просто необходимым) переменам и эволюции.
Диалог, как вид межкультурного взаимодействия,
играет очень важную роль в современной
прогрессивной теории мультикультурализма.
В значительной степени сущность и характер
данной модели интеграции отражают философские
представления Мартина Бубера о взаимодействии
«Я» и «Ты» и о создаваемом в результате
этого «промежутке».