Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:28, контрольная работа
В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм общностей людей. Каждая культура со своими пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом – народом. Любая культура делится на составные части и выполняет определенные функции. Развитие и функционирование культур обеспечивает особый способ деятельности человека - социальный (или культурный), главное отличие которого - действия не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеально-образными сущностями, символическими формами. Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию человека. Серьезную роль в функционировании культур играет комплекс религиозных верований самого различного уровня развития (анимизм, тотемизм, магия, политеизм и мировые религии). Нередко религия (а она выступает в качестве важнейшего элемента духовной культуры) является ведущим фактором в определении своеобразия культур и основной регулятивной силой в общностях человека. Культура, таким образом, - это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей. Исследование культуры имеет глубокие философские традиции философия истории, философия культуры, привлекает внимание представителей других наук, прежде всего: теологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Но только в середине ХХ века начинается реализация все более познаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.
Введение…………………………………………………………………............3
1. Исторические аспекты теории культуры…………………………………...4
2. Понятие культуры…………………………………………………………....4
3. Понятие и многообразие подходов к определению культуры……………7
4. Философский, научный, социологический, гуманитарный, культурно-антропологический подходы………………………………………………….8
5. Предназначение культуры………………………………………………….11
6. Взаимоотношение культуры, личности и общества……………………...13
Заключение…………………………….………………………………………16
Литература……………………………………………………………………..17
Культурфилософия, философия культуры, самостоятельное направление философии, изучающее культуру в контексте философских проблем бытия, сознания, общества, личности и т.д. Это та первоначальная форма, в которой в XIII-IX вв. проблемы культуры получили своё специальное рассмотрение в плане исторического развития культуры, значения культуры в жизни человека и общества и её сущности. К настоящему времени философские исследования культуры как целостного универсального явления осуществляются наряду с историческими, филологическими, психологическими и науками. Изучение культуры, с одной стороны, превращается в межпредметную область исследования, с другой стороны, культурологизирование становится самостоятельным стимулом философствования, выбирающего в качестве лирического донора одну из пограничных наук,в результате чего философия культуры превращается в культурологию, выходя из - под родительской опеки философии, но не теряя с ней родственных теоретических отношений. Соответственно, на современном уровне приходится различать культурологию и культурфило- софию - философию культуры. Надо помнить, что философия культуры, даже выступая самостоятельным направлением, остаётся в пределах дисциплины философской, соответствуя её предмету методам. Иначе говоря, философия культуры э тоже философия, а значит философское исследование культуры изменяется вместе с изменением философии, составляет часть исторического развития философии, которое знаменуют эпохальные изменения в философии, её исторические метаморфозы. Если философия существует и развивается как наука о всеобщем, об основах бытия и мышления и пытается дать картину мира в целом, то и культура, как способ бытия человека в мире, как форма духовного развития человека или в какой - либо иной ипостаси то, как понимается и определяется при этом культура, зависит от своеобразия данной конкретной философии, находит своё место в картине человеческого бытия. Если же философия сосредотачивает своё внимание на проблеме познавательных отношений человека к миру, характеризуя пределы и возможности человеческого познания как такового и научных методов как в естествознании, так и в науках о культуре, то речь идёт уже не о том, чтобы воссоздать мир бытия, включающий и мир культуры, а о том, чтобы определить методы наук о культуре, аксиологические ценностные ориентации культуры и, соответственно, разделить науки о природе и науки о культуре, что и было предпринято, в частности, в неокантианской философии. И хотя термин культурфилософия был введен в научный оборот лишь в начале XIXвека немецким романтиком А.Мюллером, он применим не только как самоназвание для исследований, проводимых романтиками в области философской и художественной культуры несколько позже в этих целях ввел в научный оборот термин культуристория Якоб Буркхардт, но и для каждого из исторических периодов философских размышлений о сущности культуры и её значении.
В философии культуры отчетливо выделяются три таких периода:
1.Античность, когда впервые происходит сознание специфики культуры, вводятся философские категории для её обозначения, обосновывались первые теории культуры.
2.Новое время здесь можно выделить три самостоятельные направления, в которых получила развитие философия культуры, философия просвещения; романтизм; немецкая классическая философия.
3.Постклассическая
философия, в рамках которой
ачинает оформляться
Социология культуры представляет собой специфическую отрасль знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры и, соответственно, изучает социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности. Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры. Каждое из составляющих это знание целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ технологии человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п. Это одно из ведущих направлений в западной культурологии, сложившееся к началу ХХ века, как результат интенсивного развития наук об обществе и месте в нем человека, и введенное впервые как понятие в социологическую науку М. Адлером. Под предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на общество и социальное поведение человека. Традиционно этот подход можно обозначить как аксиологический или ценностный. С точки зрения деятельностного подхода, культурное и социальное представляют как соотношение целого и его части, а не как соотношение целого и его качества. По Л.Уайту, культура рассматривается лишь как аспект социальных взаимосвязей, а социология не может отделить культурное от социального. Наиболее значительными представителями социологии культуры, чьи исследования поставили общие теоретические и методологические вопросы в этих областях, определили будущее социологии культуры как науки, можно считать М.Вебера и А.Вебера, Т.Парсонса, Лесли Уайта, А.Моля и др. При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение подхода или аспекта, выделение ценностного или деятельного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на различных иерархических уровнях, используя методы двух наук.
5. Предназначение культуры
Культура исторически сформировалась в конечном счете как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Культура
характеризуется прежде всего способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его, Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры. Культура превратилась в сложное по деятельности, многообразное по форма духовное образование. Сюда входят, как отмечалось выше, нравственность, религия, искусство, наука, философия и идеология, политика, миф, мировоззрение и т.д. Сложное взаимодействие этих систем артефактов образует целостную ткань культуры. Развитие процессов общественного разделения труда привело к тому, что эти формы духовной деятельности все глубже дифференцировались и специализировались. В развитой культуре они превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и, наконец, обретают статус самостоятельных институтов культур. Каждый из таких институтов обладает специфической системой методов, особым типом ценностей и особыми культурогенными функциями.Понятно, что художественные ценности и художественная деятельность существенно отличается, например, от научной деятельности, хотя они лишь различающие способы духовного освоения мира, способы производства различных духовных ценностей в обобщающем смысле, однако, можно говорить о некоторых целостных функциях культур. Прежде всего, это продуцирование и накопление духовных ценностей.
Культура постепенно гармонизирует многообразные ценности и создает целостное пространство духовного богатства человечества. Далее, духовные ценности апробируются в массовой деятельности людей и здесь устанавливается нормативная сущность культуры. Она осуществляет нормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. Культура оказывается способной реализовать оценочную функцию. Она подразделяет действия человека на положительные и отрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные, прогрессивные или консервативные и т.д. Культура создает методы и критерии оценки действий человека и таким образом формирует режим регламентированного и ранжированного поведения человека. Кроме этого, культура, формируя эталонные ценности вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания для формирования и отбора целей в жизнедеятельности человека.
Культура
выполняет функцию
6. Взаимоотношение культуры, личности и общества
Наряду с действием на природу, культура влияет на ход истории человечества, где она взаимодействует с обществом, с социумом
История человечества - более широкая реальность, чем культура. Культура
является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Но в
историю человечества входит и разрушительная деятельность человека, например, войны, возникновение которых всегда сопровождается разрушением культуры.
История, таким образом, включает все виды жизнедеятельности человека - конструктивные и деструктивные, прогрессивные и регрессивные. Поэтому тождества между развитием культуры и историей общества не может быть. Однако, верно и то, что культура обнаруживает себя в истории общества и вне этого она непостижима и невозможна. Смысл и содержание культуры невозможно понять, если рассматривать явления культуры вне конкретных исторических рамок, то есть абстрактно. Сущность исторического процесса, конкретной стадии в развитии общества является контекстом, по отношению к которому выявляется конкретный смысл и значение артефактов культуры. Многие исследователи считают, что культура возникла прежде всего под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего общество нуждалось в закреплении и передаче
духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества Таким образом, общество создает условия для социального развития человека, то есть человека как личности. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того, общество создает условия для массового
использования ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизведения культуры. Понятно, что вне
общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы
Информация о работе «Культура»: многообразие философских и научных подходов