«Культура»: многообразие философских и научных подходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм общностей людей. Каждая культура со своими пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом – народом. Любая культура делится на составные части и выполняет определенные функции. Развитие и функционирование культур обеспечивает особый способ деятельности человека - социальный (или культурный), главное отличие которого - действия не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеально-образными сущностями, символическими формами. Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию человека. Серьезную роль в функционировании культур играет комплекс религиозных верований самого различного уровня развития (анимизм, тотемизм, магия, политеизм и мировые религии). Нередко религия (а она выступает в качестве важнейшего элемента духовной культуры) является ведущим фактором в определении своеобразия культур и основной регулятивной силой в общностях человека. Культура, таким образом, - это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей. Исследование культуры имеет глубокие философские традиции философия истории, философия культуры, привлекает внимание представителей других наук, прежде всего: теологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Но только в середине ХХ века начинается реализация все более познаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………............3

1. Исторические аспекты теории культуры…………………………………...4

2. Понятие культуры…………………………………………………………....4

3. Понятие и многообразие подходов к определению культуры……………7

4. Философский, научный, социологический, гуманитарный, культурно-антропологический подходы………………………………………………….8

5. Предназначение культуры………………………………………………….11

6. Взаимоотношение культуры, личности и общества……………………...13

Заключение…………………………….………………………………………16

Литература……………………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

невозможны.

      Культура своими нормами и  ценностями входит во взаимодействие  с другими системами саморегуляции в обществе, такими, как политика, право и т.п., но в отличие от них регулятивы культуры амбивалентны и могут использоваться на принципах с, вободного выбора развитие интересов и потребностей личности может стимулировать изменение ценностей культуры и тогда они подвергаются реформированию или даже замене. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора. В целом здесь возможны три типичные ситуации: первая, когда общество менее динамично и менее открыто, чем культура. Культура будет предлагать ценности, оппозиционные по смыслу, а общество будет стремиться их отторгнуть. Сдерживается прогрессивное развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся ценности и в целом возникают неблагоприятные условия для развития личности. Возможна и обратная ситуация, когда общество в силу политических или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обновлением норм и ценностей. Для личностного развития вновь нет оптимальных условий. И, наконец, возможно гармоничное, сбалансированное изменение общества и культуры. В этих условиях возможно конструктивное, непротиворечивое и гармоничное развитие личности, в развитом обществе человек стремится действовать на основе единства, целостности и тождественности своего "Я". Европейская культура всегда придавала личностному началу качество безусловности, независимости от других регулятивов общества, устойчивости и целостности личного мира человека.

    Только  при таком положении личность способна в самой себе находить регулятивы и ценности, которые позволяют выстоять перед вызовом обстоятельств, придать вызову и обстоятельствам смысл, опираясь на собственное "Я"; только при таком положении возможно чувство ответственности в осуществлении своих целей, индивидуализм как установка на самостоятельное значение человека. Эти идеалы и ценности личностного поведения в обществе культивируются уже с античности в первых идеях рационального и мудрого образа жизни. Затем в христианстве, в идеях и идеалах индивидуального спасения. Далее, в эпоху Возрождения – идеалы гражданского и естественного права, просвещения и научности, рационализма в нравственных и правовых идеалах, и, наконец, в идеалах демократии, открытого общества и открытой культуры, характерных для XX века, культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельности и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаются в поведение, культура живет в личностном поведении человека. Общество создает условия для этого, а они могут в различной степени как соответствовать, так и не соответствовать превращению ценностей культуры в акты поведения личности. Общество развивается в режиме поиска все более благоприятных условии для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

    В настоящее время наблюдаются  тенденции гуманизации всех сфер деятельности человека, в том числе и производственных. Во главу угла ставятся интересы каждого конкретного человека, личности. Ключевая роль в процессе гуманитарной подготовке личности отводиться теперь изучению культуры. Данная работа - попытка самостоятельно и с помощью компетентных авторов изучить и понять феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности человека, получить представление о способах приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры. К сожалению ограниченность во времени не позволяет более всесторонне и всеобъемлюще рассмотреть вопрос культуры, как одного из величайших феноменов и продуктов жизнедеятельности человека и общества. Социология культуры представляет собой специфическую отрасль знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры и, соответственно, изучает социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности. Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры.

    Каждое  из составляющих это знание целый  пласт чрезвычайно сложных и  взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ технологии человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

   
  1. Автономова  Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. - М., 2000 .
  2. Библер В.С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. - М., 2007.
  3. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М.-К.,2001.
  4. Гадамер Г.-Г.Культурология. - М.,2001.
  5. Гайденко П.П. Теория культуры. Отечественные исследования. - М., 2000.
  6. Гердер И.-Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1999.
  7. Зыбайлов Л.К. - Очерки по истории мировой культуры - М., 2003.
  8. Ильин И. Культура: теории и проблемы - М., 1998.
  9. Маркс К. Философия культуры – М. 2001.

    10.Никифоров Н.И. - Проблемы философии культуры. Опыт историко-материалистического анализа. - М., 1984.

    11. Ранк О - История искусств. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 2004.

   12. Радиков С.А.- Введение в историю русской культуры. - М., 1997.

     13. Храмов А.С. -Хрестоматии и источники по истории отечественной культуры, М. 2005.

   14. Хрестофоров В.В. - Духовная культура, Спб –г, 2000.

   15.Яковлев  А.Н. - Введение в историю русской культуры. - М., 1997. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе «Культура»: многообразие философских и научных подходов