Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:39, реферат
Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних
веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот
(перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично-
христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение
термина "Ренессанс", строго говоря, возрождения древности не было и быть не
могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя
уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные
жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и
культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением
христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала
европейской культуры.
пророков флорентийской кампанилы. Статуи находились в нишах, но они сразу
привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов.
Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г.) — юноша-воин с щи-
том в руке. У него сосредоточенный, глубокий взгляд; он прочно стоит на
земле, широко расставив ноги. В статуях пророков Донателло осо-
бенно подчёркивал их характерные черты, подчас грубоватые, непри-
крашенные, даже уродливые, но живые и естественные. У Донателло пророки
Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры. Их
крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила
глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем
облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква).
В 1430 г. Донателло создал «Давида» — первую обнажённую статую в
итальянской скульптуре Возрождения. Статуя предназначалась для фонтана во
внутреннем дворе палаццо Медичи. Библейский пастух, победитель великана
Голиафа, — один из
излюбленных образов
тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал
их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе,
затеняющей его ицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им
подвига.
Поездка
в Рим вместе с Брунеллески
чрезвычайно расширила
возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и
приёмами, в которых сказалось влияние античности.
В творчестве мастера наступил новый период. В 1433 г. он завершил мраморную
кафедру флорентийского собора. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод
пляшущих путти — нечто вроде античных амуров
и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков,
иногда крылатых, изображённых в движении. Это излюбленный мотив в
скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в
искусстве XVII—XVIII вв.
Почти
десять лет Донателло работал
в Падуе, старом
городе, одном из центров гуманистической культуры, родине
глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского. Для
городского собора, посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил в
1446—1450 гг. огромный
скульптурный алтарь со
Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по
обеим сторонам которой располагалось шесть статуй святых. В конце XVI в.
алтарь был разобран. До наших дней сохранилась только его часть, и сейчас
трудно себе представить, как он выглядел первоначально.
Четыре
дошедших до нас алтарных
Святого Антония, позволяют оценить необычные приёмы, использованные
мастером. Это тип плоского, как бы сплющенного
рельефа. Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной
жизненной обстановке. Фоном им служат огромные городские
постройки и аркады. Благодаря передаче перспективы возникает впечатление
глубины пространства, как в живописных произведениях.
В последние проведённые во Флоренции годы Донателло переживал душевный
кризис, его образы
становились всё более
выразительную группу «Юдифь и Олоферн» (1456—1457 гг.); статую «Мария
Магдалина» (1454—1455 гг.) виде дряхлой старухи, измождённой отшельницы в звериной шкуре;
трагические по настроению рельефы для церкви Сан-Лоренцо, завершённые уже
его учениками мастерской и его друзья и ученики брали из кошелька столько,
сколько им было нужно.
С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. С
другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики.
ЖИВОПИСЬ
Особое
место в живописи раннего
Ботгичелли, современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело.
Алессандро Филипепи, прозванный Боттичелли (1445—1510), родился во
Флоренции. Он учился живописи у Филиппо Липпи, посещал
мастерскую знаменитого скульптора и живописца Верроккьо, где сблизил-
ся с Леонардо, который также был учеником Верроккьо.
Его имя
стало известно благодаря
(1476 г.),
которая привлекла к себе
были изображены три поколения этих некоронованных правителей Флоренции.
Боттичелли стал работать при дворе Медичи.
Изысканное
искусство Боттичелли с
изображений с помощью условных приёмов — упрощения формы, цвета и объёма,
пользовалось большим
успехом в кругу
искусстве Боттичелли в отличие от большинства мастеров раннего Возрождения
преобладало личное переживание мастера. Исключительно чуткий и искренний,
художник прошёл сложный и трагический путь творческих исканий — от
поэтического восприятия мира в юности до болезненного пессимизма в зрелом
возрасте.
Его знаменитые картины зрелого периода «Весна» (около 1477—
1478 гг.) и «Рождение Венеры» (1483—1484 гг.) навеяны стихами выдающегося
гуманиста Анджело Полициано, придворного поэта Медичи. Аллегорическая
картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу
наиболее сложных произведений Боттичелли.
На фоне
тёмной зелени фантастического
сада выступают изящными
гибкие стройные фигуры. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр.
В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической
задумчивости. Её окружает обязательная свита: амур с луком парит над её
головой, три юные грации ведут хоровод, из рощи бежит нимфа, преследуемая
фавном. На переднем плане Весна, или богиня Флора, в
венке и затканном цветами платье шествует стремительно и так легко,
что еле касается босыми ногами земли. В левом углу — фигура юноши, которого
обычно называют Меркурием. Ритм струящихся линий
объединяет композицию в единое целое, создаёт утончённую цветовую гармонию.
Художник применил архаичный для своего времени при- ём — тончайшую
штриховку золотом некоторых деталей, среди них — цветы, плоды, лучи, венцы,
рисунок тканей. Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три
танцующие грации. Покоряет прелесть очертаний их фигур, одежд, словно
сотканных из воздуха, движений рук, касаний пальцев.
Пронизанный музыкальным ритмом танца, трепетом линий, образ трёх граций
прославляет наступающую Весну, праздник природы, человеческих чувств. Но в
картине Боттичелли чувствуется свойственный его искусству оттенок грусти,
холодноватой отрешённости. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки.
Более
непосредственно
сильно связанная с аллегорическим подтекстом. Это одно из самых
пленительных созданий мировой живописи. Картина изображает Венеру, богиню
любви и красоты, плывущую на большой раковине. «Лодку» подгоняют к берегу
летящие, сплетённые в объятиях бог и богиня ветра. На берегу Венеру
поджидает нимфа, которая спешит накинуть на её плечи светло-малиновое
покрывало, затканное цветами. Мастер золотит развеваемые ветром волосы
Венеры, и это придаёт её женственному облику что-то неземное. Явление
божества, далёкого от реальности, отражено и в гамме холодных, прозрачных,
светлых красок.
В живописи
раннего Возрождения среди
уродливых, но всегда значительных — образы женщин, девушек, юношей и детей,
принадлежащие кисти Боттичелли, узнаются сразу. Их отличает не классическая
правильность черт, не миловидность, а обаяние безгрешной чистоты,
беззащитности, невысказанной грусти. Образ Венеры — высшее воплощение этого
идеала. Через четыре столетия люди всматриваются в её ясные черты и находят
в них нечто волнующее
и притягательное. В начале 90-х гг. XV столетия в творчестве Боттичелли
произошёл решительный перелом. На него оказали сильнейшее влияние страстные
проповеди доминиканского монаха Савонаролы, обличавшего папство,
аристократию, богатых и гуманистическую культуру.
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Высокое
Возрождение, которое дало
как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте,
охватывает сравнительно короткий период — от конца XV в. до конца второго
десятилетия XVI в. Только в Венеции расцвет искусства продолжался до
середины столетия.
Коренные сдвиги, связанные с решающими событиями мировой истории,
успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей
о мире — не только о земле, но и о Космосе. Восприятие мира и человеческой
личности как будто укрупнилось; в художественном творчестве это отразилось
не только о в величественных масштабах архитектурных сооружений,
монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании,
выразительности образов. Изобразительный язык, который, по определению
некоторых исследователей, в эпоху раннего Возрождения мог показаться
слишком «болтливым», стал обобщённым и сдержанным. Искусство Высокого
Возрождения представляет
собой живой и сложный
ослепительно яркими взлётами и последующим кризисом.
ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Таким
образом, стремясь познать
искусства, необходимо анализировать традиции не только Италии, но и других
западных стран, ибо только такое объединение, связанное одними идеями и
воззрениями, даст полную картину Ренессанса.
Революционное
значение Возрождения важно
так как именно в этот период были заложены основные гуманистические
взгляды, развитие которых
актуально для всего
В кульминационные периоды развития культуры, примером которого является
Возрождение, как правило, выявляются глубокие противоречия, преодолевая
которые возникают новейшие традиции и приемы. И рядом с самыми
революционными требованиями в области мысли и воли, приводившими в области