Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:39, реферат
Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних
веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот
(перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично-
христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение
термина "Ренессанс", строго говоря, возрождения древности не было и быть не
могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя
уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные
жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и
культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением
христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала
европейской культуры.
Культура эпохи Возрождения
Введение
Эпоха
Возрождения – один из самых
ярких периодов в истории
европейской культуры.
Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних
веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот
(перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично-
христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение
термина "Ренессанс", строго говоря, возрождения древности не было и быть не
могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя
уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные
жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и
культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением
христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала
европейской культуры.
Основная
цель исследования автора
произошедшие в мировоззрении людей, метод исследования – исторический.
Истоки Возрождения
Понятие "Возрождение" многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к
общему мнению. Одни считают его "язычеством", "антихристианством", другие,
наоборот, видят в нем христианско-католические элементы, отыскивая его
корни в христианской культуре. Отношение к этой проблеме обнаруживает
мировоззрение самих исследователей. Антихристианский смысл в культуру
Возрождения вкладывается теми, кто отождествляет христианство с аскетизмом
и мироотрицанием.
Среди
определений культурного
Искусствоведы, историки, мыслители, писатели предлагают свои объяснения
этому феномену, обращая внимание на разные признаки. Если сгруппировать
множество самых общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения
как:
— расцвет культуры;
— переворот в культуре;
— переходный культурный этап;
— восстановление
античности.
Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но
только их комплекс образует качественно новую ступень культуры. Европейское
Возрождение — время мощного культурного расцвета и восстановления многих
культурных традиций греко-римской древности; решительная культурная
перестройка и переходный этап к новому времени в истории европейской
цивилизации.
Расцвет
характеризуют повышенная
создание и реализация новых стимулов культурного творчества. В этом смысле
Возрождение можно сравнить в истории мировой культуры с "греческим чудом"
VIII—V вв. до н.э. В основе сравнения лежат:
— особая
интенсивность культурной
центров;
— многообразие проявлений творчества, творческая свобода;
— соединение жизненности и эстетичности;
— избыток духовной энергии;
— удивительная
концентрация на небольшом
отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших новые пути
творчества. Имена Петрарки, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да
Винчи, Микеланджело
могут быть провозглашены символами
культуры Ренессанса.
ОСНОВЫ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Главное
в Возрождении — это
культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные
формы возрожденческого антропоцентризма.
Именно
в нем и происходит
чувства личности — автономной индивидуалистической личности, сознающей
собственную ценность,
активно действующей и
свободе. С этого момента человеческая личность, а не мир, не целое, впервые
становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Этот
грандиозный перелом в культуре как раз и происходит в Ренессансе — новый
способ мировидения формируется в Италии в первой половине XV в.
Происходит утверждение человеческой личности в культуре. Впервые произошло
обособление этой личности, выделение ее из мира.
В итоге
произошел распад целого мира
на отдельные
и начавшие замыкаться в себе вещи. Однако в Возрождении и этот процесс не
был еще доведен до конца, ограничиваясь в основном человеком и гораздо
меньше распространяясь на другие вещи мира.
Результатом стало перемещение человека в центр материального мира,
постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний, а
следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение
самого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первой
половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как
активное, деятельное начало.
В связи с этим была остро поставлена проблема достоинства человека,
утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в
материальном плане. Одной из основных возрожденческих ценностей стало
понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.
В итоге
всего этого утверждения
начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип —
«hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец», «человек
производитель», суть которого вылилась, в конечном счете, в емкую
афористическую формулу: «человек — кузнец своего счастья».
У человечества есть, своя биография: младенчество, отрочество и
зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить
периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками
индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не
было бы современной цивилизации. Искусство Возрождения возникло на основе
гуманизма (от лат. —
«человечный») — течения общественной мысли, которое зародилось в XIV г- в
Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI вв. распространилось в
других европейских странах. Все
основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура —
чрезвычайно изменились.
В архитектуре
утвердились творчески
ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись
обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций
человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений
искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной
мифологии, истории. бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с
монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения,
появилась картина, возникла живопись масляными красками.
Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже
выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то
время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная
одарённость мастеров Ренессанса — они часто работали в области архитектуры,
скульптуры, живописи,
совмещали увлечение
поэзией и философией с изучением точных наук
Понятие творчески богатой, или «ренесссанской личности стало впоследствии
нарицательным.
В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и
художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был
неразрывно связан
с возвышенной поэтической
естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство
стало всеобщей духовной потребностью.
Формирование
ренессансной культуры в
независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую
роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей
(правящих богатых семейств) — крупнейших покровителей и заказчиком
произведений живописи, скульптуры и архитектуры.
Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция,
Сиена, Пиза, затем — Падуя. Феррара, Генуя. Милан и позже всех, во второй
половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в столицей итальянского
Возрождения стал Рим.
Начиная с этого времени
кроме Венеции, утратили прежнее значение.
ПРОТОРЕНЕССАНС
В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и
готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего
искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали
Проторенессансом (т.
е. подготовившим наступление
«протос» — «первый»).
Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских
стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только
в Тоскане и Риме.
В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний
поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери создал
итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие
Флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник
европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313—1375),
основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе.
Гордостью эпохи являются
архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Кам-
био и живописец Джотто ди Бондоне.
АРХИТЕКТУРА
Итальянская архитектура долго следовала средневековым традициям,
что выражалось в основном в использовании многих мотивов готики.
Вместе с тем сама итальянская готика на северную не походила: она тяготела
к спокойным крупным формам, ровному свету, горизонтальным
членениям архитектуры, широким поверхностям стен. Церковь Санта-Кроче, одна
из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII
в. (фасад создан в XIX в.). Храм отличается широкими пролётами, единым