Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:39, реферат
Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних
веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот
(перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично-
христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение
термина "Ренессанс", строго говоря, возрождения древности не было и быть не
могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя
уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные
жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и
культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением
христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала
европейской культуры.
светлым внутренним пространством, вместо сложных готических сводов в нём
использовано деревянное потолочное перекрытие. В 1296 г. во
Флоренции начали строить собор Санта-Мария дель Фьоре. Арнольфо ди Камбио
хотел увенчать алтарную часть собора огромным куполом. Однако после смерти
зодчего в 1310 г. строительство затянулось, его завершили только в период
раннего Возрождения. В 1334 г. по проекту Джотто было начато строительство
колокольни собора, так называемой кампанилы — стройной прямоугольной башни
с поэтажными горизонтальными членениями и красивыми готическими окнами,
стрельчатая арочная форма которых ещё долго сохранялась в итальянской архитектуре.
Среди наиболее известных городских дворцов — палаццо дела Синьория во
Флоренции. Предполагают, что его построил Арнольфо ди Камбио. Это тяжёлый
куб с высокой башней, облицованный грубым камнем. На фасаде — окна
разной величины, незаметный вход расположен сбоку. Здание определяет облик
старого городского центра, суровой громадой вторгаясь на площадь. Могучий
дворец служил символом независимости Флоренции.
СКУЛЬПТУРА
Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания
наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем
которой был Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284). Его творчество
развивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал
скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов.
Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в
Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её
дальнейшее формирование. Кафедра из белого, розово-красного и тёмно-
зелёного мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко
обозримое со всех сторон.
Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы, однако
кафедра принадлежит уже новой эпохе. Главное достижение ваятеля состоит в
том, что он сумел придать формам объёмность и
выразительность, а каждое изображение обладает телесной мощью. Образы
Пизано статичны, величавы и бесстрастны. Богоматерь напоминает римскую
богиню Юнону, аллегория Силы в виде обнажённого атлета — античного героя
Геракла.
Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII — начала XIV в.
принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 — после 1314). Ученик и помощник
Николо Пизано, он стал гораздо более известным мастером, чем его знаменитый
отец. В произведениях Джованни было много нового и необычного. Почти
ровесник Джотто, он являл собой полную противоположность мудрой
сдержанности своего флорентийского современника.
Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизанском соборе и
церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн.
Сложные многофигурные рельефы, украшающие кафедры в соборе
Пизы и церкви Сант-Андреа в Пистойе, охвачены порывистым движением. Фигуры,
утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из
камня. Их жесты естественны, лица выразительны. Особенно экспрессивны такие
драматические сцены,
как «Распятие» и «Избиение младенцев».
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
В XV в.
искусство Италии заняло
художественной жизни Европы. Основы гуманистической светской (т. е. не
церковной) культуры были заложены во Флоренции, оттеснившей на второй план
Сиену и Пизу. Флоренцию того времени называли «цветком Италии, соперницей
славного города Рима. от которого она произошла и величию которого
подражает». Политическая власть принадлежала здесь купцам и
ремесленникам, особое лияние на городские дела оказывали несколько
богатейших семейств. Они постоянно соперничали друг с другом. Эта борьба
закончилась в конце XIV в. победой банкирского дома Медичи. Его глава,
Козимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции. Ко двору Козимо
Медичи (а затем и его внука Лоренцо, прозванного Великолепым) стекались
писатели, поэты, учёные, архитекторы и художники. В архитектуре тогда
произошёл подлинный переворот. Во Флоренции развернулось широкое
строительство, на глазах менявшее облик города.
АРХИТЕКТУРА
Уроженцем
Флоренции был Филиппе
ренессансной архитектуры Италии, один из создателей научной теории
перспективы (возводил постройки на основе точных математических расчётов).
Разносторонне одарённый, получивший широкое
гуманистическое образование, он первоначально работал как скульптор и
участвовал (но не выиграл) в конкурсе 1401 г. на лучший проект бронзовых
рельефов для дверей флорентийского баптистерия. Ранняя постройка
Брунеллески — купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции; это образец
блестящего пластического (пространственного) и инженерного решения.
Брунеллески предстояло перекрыть без возведения лесов огромный пролёт
купола (диаметр основания сорок два метра). Зодчий изобрёл необычайно
сложную для своего времени конструкцию: лёгкий пустотелый купол имел
двойную оболочку и каркас из восьми рёбер,
который опоясывали кольца. Грандиозный купол, покрытый тёмно-красной
черепицей, связанный крепкими белыми рёбрами и увенчанный изящным
беломраморным световым фонарём, торжественно парит над городом как
величественный образ Флоренции. Великий итальянский архитектор Леон
Баттиста Альберти, посвящая Брунеллески свой трактат о живописи, писал, что
это «великое вздымающееся к небесам сооружение осеняет собой все тосканские
земли». Творение Брунеллески — предшественник многочисленных купольных
храмов в Италии и других странах Европы.
Брунеллески положил начало созданию купольного храма на
основе античного ордера. В 1421—1428 гг. он построил боковую капеллу церкви
Сан-Лоренцо во Флоренции. Использованные Брунеллески в этом сооружении
архитектурные принципы получили дальнейшее развитие в его знаменитой
капелле Пацци (1429—1443 гг.) — подлинной жемчужине раннего Возрождения.
Расположенная в глубине
узкого двора церкви Санта-Кроче, капелла богатого флорентийского рода Пацци
встречает входящего изящным шестиколонным портиком с большим центральным
арочным проёмом. По недавно полученным архивным данным, портик, возведённый
Брунеллески, впоследствии был перестроен. Однако трудно допустить, что в
новом сооружении не отразился общий образный
замысел великого зодчего. Сама же залитая светом небольшая, прямоугольная в
плане капелла Пацци покоряет красотой пропорций, равновесием частей,
чистотой линий. Плоскости жемчужно-серых стен словно расчерчены
выполненными из тёмно-серого камня полосами архитектурных тяг,
прямоугольниками, кругами, дугами арок. Убранство стен воспринимается как
элемент архитектуры, производящей впечатление лёгкости и одухотворённости.
В начале 30-х гг. XV в. Брунеллески вместе со своим другом, замеча-
тельным скульптором Донателло. посетил Рим. На ранних этапах Воз-
рождения .знакомство итальянского общества с античной культурой
происходило благодаря изучению сохранившихся архитектурных памятников
древности и обнаруженным рукописям — их собирали, изучали и переписывали.
Во время поездки
Брунеллески и Донателло
исследовали и
классифицировали античные
классики сказалось в поздних крупных постройках Брунеллески — флорентийских
церквах Сан-Лоренцо (1442—1444 гг.) и Санто-Спирито (начата им в 1444 г.;
закончена уже после его смерти в 1487 г.
Создание нового типа городских дворцев, послуживших образцом
для общественных зданий позднейшего времени, стало одной из главных задач
итальянской архитектуры XV столетия.
СКУЛЬПТУРА
В XV в.
итальянская скульптура
самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новые
жанры. В практику художественной жизни начинали входить заказы богатых
купеческих и ремесленных кругов на украшение общественных зданий;
художественные конкурсы приобретали характер широких общественных
мероприятий. Событием, которое
открывает новый период в развитии итальянской ренессансной скульптуры,
считается состоявшийся в 1401 г. конкурс на изготовление из
бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия. Среди участников
конкурса были молодые мастера — Филиппе Брунеллески и Лоренцо Гиберти
(около 1381-1455).
Победил
на конкурсе блестящий
образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства,
Гиберти, в творчестве которого главным были равновесие и гармония всех
элементов изображения, посвятил жизнь одному виду скульптуры — рельефу. Его
искания достигли вершины
в изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425—1452 гг.),
которые Микеланджело назвал «Вратами рая». составляющие их десять
квадратных композиций из позолоченной бронзы передают глубину пространства,
в которой сливаются фигуры, природа, архитектура. Они напоминают
выразительностью живописные картины. Мастерская Гиберти стала настоящей
школой для целого поколения художников. В его мастерской в качестве
помощника работал молодой Донателло, в будущем великий реформатор
итальянской скульптуры.
Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло
(около 1586—1466), родился во Флоренции в семье чесальщика
шерсти. Он работал во Флоренции. Сиене, Риме, Падуе. Однако огромная слава
не изменила его простого образа жизни. Рассказывали, что бескорыстный
Донателло вешал кошелёк с деньгами у двери своей мастерской, и его друзья и
ученики брали из кошелька столько, сколько им было нужно.
С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. С
другой, он придавал
своим работам черты
проявились уже в ранних работах мастера — статуях святых, предназначенных
для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и ветхозаветных