Культура и религия Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.
Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой.
Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др. существовали уже в ІІІ тыс. до н.э. на берегах Инда. Культура Хараппы стала основой, базой дальнейшей культурной и общественной эволюции.
В середине II тысячелетия до н.э. протоиндийские государства и их культуры приходят в упадок. Предполагают, что решающую роль в этом сыграло вторжение новых этнических групп, говорящих на языках индоевропейской системы. Точных данных об этом переселении (вероятно с северо-запада) пока нет, хотя сам факт смены языка и культуры не подлежит сомнению. Скорее всего, это передвижение народов было постепенным и медленным. Так или иначе, Хараппа и Мохенджо-Даро (применяя современные названия) подвергались разгрому.

Содержание

1. Специфика культуры.
2. Памятники индийской культуры.
3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
4. Тест.
Когда могла сложиться система каст в Индии:
а) 3-е тыс. до н.э.
б) 2-е тыс. до н.э.
в) 1-е тыс. до н.э.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Культура и религия древней Индии.docx

— 532.68 Кб (Скачать)

Оба стиля  основывались на одних и тех же архитектурных текстах. В то время  как стиль Нагара был весьма разнообразен из-за его распространения на огромной территории, что подразумевало неизбежные региональные модификации, а частые вторжения захватчиков сопровождались разрушением и восстановлением  построек, стиль Дравида обладал  большей преемственностью. Построенные  в соответствии с этой традицией  храмы распространены на меньшей  территории, по сравнению с севером, и географически были лучше защищены от внешних факторов, они кажутся  более цельными, единообразными и  характерно выдержанными, чем родственные  им храмы Нагара. 

Ранние  храмы обоих стилей являлись по сути перестроенными и переделанными  деревянными сооружениями, существовавшими  ранее. Это становится особенно очевидно, если взглянуть на каменные храмы (chaitya-s) Маурьев, высеченные в скалах, но копирующие деревянные конструкции, арки и отделки окон в камне. 

 
 
 

«Махабхарата» и «Рамаяна»

В переводе на русский язык «Махабхaрата» означает «Великое сказание о потомках Бхараты» или «Сказание о великой битве  бхаратов». Это героическая поэма, состоящая из 18 книг, и содержит около  ста тысяч шлок (двустиший).

Текст «Махабхараты» складывался постепенно, по официальным данным — примерно с IV в. до н. э. по IV в. н. э. Но уже задолго  до этого, возможно, со второй половины II тысячелетия до н.э., эпос бытовал  во многих устных вариантах. Своим названием  он обязан Бхарате — роначальнику Лунной династии царского рода Бхаратов. В древности Индия называлась Бхаратваршей (Страна Бхаратов), в наше время ее официальное название на языке хинди — Бхарат.

В «Бхагавадгите» отражены важнейшие для индийской  культуры идеи: о знании как откровении; о карме — перерождении живых  существ в зависимости от содеянного в данном рождении; о йоге как  соединении души человека с мировой  душой и освобождении в результате этого соединения от вечных перерождений; о равновесии мысли, не знающей злых и добрых деяний; о бесстрастном выполнении долга своей варны, своей  касты, своего рода, своей семьи.

Второй  памятник древнеиндийской эпической  поэзии посвящён деяниям Рамы, одного из любимых героев Индии и сопредельных с ней стран. «Рамаяна» содержит 24 тысячи шлок (в четыре раза меньше, чем «Махабхарата»), разделённых  на семь книг. 

Как и  «Махабхарата», она живёт в народе по сей день, ее текст заучивают  наизусть, и, так же как «Махабхарата», она почитается священной. Многодневные индуистские праздники, во время  которых разыгрываются сценки из жизни Рамы, и сегодня собирают тысячи зрителей и участников. «Рамаяна»  переведена на все новоиндийские  языки и существует в сотнях вариантов  не только в Индии, но и в соседних с ней странах — Бирме (ныне Мьянма), Индонезии, Таиланде и Непале. 

В «Рамаяне»  есть всё, чему надлежит быть в эпосе: война, противостояние сил добра  и зла, герои и злодеи, похищения, прославления героев и их оружия. Однако есть и то, что в «Махабхарате»  отсутствует: атмосфера утонченной чувствительности, пафос любви и  верности, внимание к природе, развернутые  описания времен года (впоследствии они  станут самостоятельным жанром индийской лирики). Все это создаёт особый стиль поэмы. «Рамаяна» как бы уже прошла путь от эпоса героического к так называемому «искусственному», где литературная форма приобретает большее значение. 
 

Индуистская мифология оказала большое влияние на религиозно-мифологические системы буддизма и джайнизма в самой Индии (в свою очередь испытав их воздействие), её образы и сюжеты вошли в литературы и искусство стран Юго-Восточной Азии и других, испытавших влияние индийской культуры; на протяжении столетий и до наших дней они питают многоязычные литературы и искусство Индии. 
 

3.Система  ценностей индо-буддийской  культуры. 

     Индуизм

     В индуизме на первый план выдвигается  бог - творец, устанавливается строгая  иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле  социальных законов (тхарм), деление  на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело  к появлению двух направлений  в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли, сложившейся  в первом веке нашей эры.

       В ранних индуистских текстах  говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он  предстает в облике Кришны - героя  племени Ядавов. Это оватара стала  излюбленным сюжетом, а ее герой  - персонажем многочисленных сочинений.  Культ Кришны снискал такую  популярность, что из Вишнаизма  выделилось одноименное направление.  Девятая оватара, где Вишну  предстает в виде Будды - результат  включения в индуизм буддистских  представлений.

     Большую популярность очень рано приобрел культ  Шивы, который в триаде главных  богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется  с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель  скота, и танцор-шаман. Это говорит  о том, что в ортодоксальный культ  Шивы примешались местные верования.

     Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родится; что варна, социальная роль, предопределена навсегда и менять ее - это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. «Книгой  книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махабхарата», в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению. 

Большинство приверженцев индуизма поклоняется  множеству — примерно трехстам тысячам  богов и богинь. Все эти многочисленные боги сходятся в один вселенский дух, который называется Высшей Основой  Бытия Брахмана. Брахман не является богом, скорее его можно назвать  наивысшим единством. В индуизме человек свободен выбрать путь к  духовному совершенствованию.

 

Мусульмане  верят в то, что есть один всемогущий Бог, Аллах, который безгранично  превосходит людей и не может  быть познан ими. Аллах является создателем вселенной и источником всего  добра и зла. Все происходящее происходит по воле Аллаха. Он — сильный  и строгий судья, милость которого к своим последователям будет  зависеть от того, насколько те преуспели  за свою жизнь в хороших делах  и преданности религии. Взаимоотношения  между мусульманином и Аллахом  — это служение Аллаху. Хотя мусульмане почитают нескольких пророков, последним  пророком считается Мухаммед. Слова и жизнь Мухаммеда являются авторитетом для мусульманина. 

Христиане верят в любящего Бога, Который  явил Себя людям и может быть лично  познан ими в этой жизни. В христианстве человек обращает внимание не на религиозные  ритуалы или хорошие дела, а  на радость от общения с Богом  и возрастание в Его познании. Радость и смысл жизни христианина  зависит от веры в Самого Иисуса Христа, а не только в Его учение. 
 

Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре  он рисуется ужасным,

полным  страданий и боли. Куда вы не посмотрите везде стремления и страсти, пустота  и зной разрушительных

желаний.”  Мир полон связи и изменений. Все это и есть сансара” . Человек, живущий в мире сансары должен

ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Дхарма-важнейшая часть основного морального закона,

который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности людей различных  каст; Артха - норм

практического поведения; Кама- ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша - учение о том, как 

избавиться  от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливымтаковы нравственные ориентиры 

древней индии. 

     Брахманизм

     Эта религиозная система переживала наибольший расцвет на последних  этапах развития ведийского периода  в истории Индии, когда появилась  достаточно сложная религиозно-философская  ведийская литература и, в первую очередь, Упанишады.

     Верховные божества - Брахма, Вишну и Шива. Большую  роль в культе играли анимистические представления и почитание предков.

     В основе философии брахманизма лежат  концепции сансары и кармы, исходящие, в свою очередь, из добрахманистско-ведических представлений. Концепция сан-сары заключает в себе идею родственности  всего живого и перехода между  его форма-ми, при этом перерождение возможно не только в образе человека, но и бога, и животного. Определяющей при этом становится мысль о неуничтожаемости: возникновение и уничтожение  не затрагивают действительной сущности вещей, происходит лишь колебание внешней  оболочки. Таким образом, смерть не несет в себе осознания чего-то противоестественного, она - лишь неоднократный  переход к ее продолжению.

     В наше время брахманизм изучается  философией в контексте эволюционизма  и представляет интерес в качестве обоснования кастовой системы Индии. 

Буддизм способствовал нравственному развитию индийского общества. Именно буддизм (и  другая религия шраманского происхождения  – джайнизм) впервые провозгласили  принцип ахимсы – ненасилия и  непричинения вреда живым существам, усвоенный позднее индуизмом. Эту  заслугу буддизма признала и индуистская  брахманская ортодоксия: обожествив Будду в качестве девятого аватара (воплощения) бога Вишну, брахманы определили его миссию как проповедь сострадания  к живым существам и запрет ритуальной практики принесения в жертву животных.  

     Именно  буддизм способствовал изменению  самого типа индийской религиозности  и культуры вообще: во многом под  влиянием буддизма в центре ортодоксальной традиции оказались не ведические ритуалы  и сложные жертвоприношения, а  йогическая практика самопознания и  самоусовершенствования, не стремление к рождению в небесном мире богов (сварга), а воля к обретению освобождения от цепи рождений-смертей и познанию окончательной и абсолютной истины. В этике же буддизм способствовал  замене принципов ритуальной чистоты  и сакрального действия, определенных статусными нормами, принципами личной нравственности, базирующейся на нормах ненасилия (ахимса) и сострадания  всему живому. Даже то, что в поздневедийскую  и классическую эпохи вегетарианство и воздержание от алкоголя становятся нормами повседневной жизни высших сословий Индии – тоже заслуга  буддизма (и отчасти, конечно, джайнизма). 

     Что же принципиально нового внес буддизм  в философскую проблематику индийской  интеллектуальной традиции? Прежде всего, это сама буддийская онтология как  онтология бессубстратного процесса, противостоящая брахманистскому статическому субстанциализму и реализму (буддисты всегда тяготели к номинализму). Огромную роль сыграло и введение буддистами категории “дхарма” как элементарного  психофизического состояния, носителя “своего собственного признака”, который, будучи “несомым” неотличен от своего носителя (опять-таки, в отличие  от субстанции брахманистов). Понятие  “дхарма”, которое употреблялось  ранними буддистами и в качестве обозначения и имеющей онтологический статус (дравья сат) единицы опыта, и  вместе с тем – условной единицы  языка описания этого опыта (праджняпти сат) по существу приблизило индийских  мыслителей к осознанию и решению  парадокса психических процессов, осознанного европейской наукой только в XX веке.  

     Буддизм дал Индии целую плеяду великих  мыслителей, получивших позднее в  Тибете почетный титул “украшений Индии”. Это Нагарджуна, Арьядэва, Чандракирти, Асанга, Васубандху и Дхармакирти. Первые три мыслителя принадлежали к  школе мадхьямака (шуньявада); они  разработали оригинальный метод  отрицательной диалектики (прасанга), ставший мощным орудием критики  метафизических конструкций и философского догматизма. Асанга, Васубандху и Дхармакирти  принадлежали к школе йогачара (виджнянавада). Они разработали своеобразную буддийскую феноменологию сознания, неправильно  долгое время воспринимавшуюся на Западе как субъективный идеализм.  

Информация о работе Культура и религия Древней Индии