Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:27, реферат
Актуальность темы исследования. XX век в России отмечался существенными изменениями в различных сферах общественной жизни: менялась политическая система руководства страны, экономики, развивалась система демократических начал в управлении обществом, происходило преобразование духовной сферы. Одним из важнейших направлений таких преобразований является существенное изменение поведения человека в сфере быта, межличностного общения. Эти отношения определяются не только элементами духовной культуры, к которой относятся обычай, нормы, традиции, но и таким важным явлением, как мода.
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
ТЕМА: «КУЛЬТУРА
И МОДА»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы исследования. XX век в России
отмечался существенными
Мода -- это интереснейшее явление, составляющее значительный пласт культуры. Обладая эстетической ценностью, мода играет существенную роль в определении форм социального поведения, становится средством выражения идеалов различных слоев общества. В XX веке изменение направлений и тенденций в моде, охватывает практически все слои населения, значительно ускоряется смена моды. Эта смена характеризует не только появление новых возможностей в промышленном производстве одежды. Она, прежде всего, отражает те процессы, которые касаются более широких сторон общественной жизни. Посредствам моды в одежде могут быть выражены не только элементы, связанные с необходимостью защиты тела от внешней среды. В ней реализуется общечеловеческие, морально-эстетические нормы и принципы. Мода выступает как знак, символ, обеспечивающий включение индивида в ту или иную форму общения с окружающими людьми. Следовательно, используя этот знак, имеющий социальный смысл, человек определяет свое место в системе общественных отношений, форму взаимодействия с разными группами индивидов, посредством одежды предлагая тот или иной способ общения с разными людьми.
Мода - это один из наиболее распространенных и наиболее быстро реагирующих на любые изменения в общественно-политической жизни вид искусства. Изучение феномена моды способствует более глубокому пониманию потребностей общества, выявлению интересов и запросов различных слоев населения. В моде отражаются существенные черты своего времени, прослеживается связь с изменениями в стране с процессами в сфере культурной жизни общества.
Мода оценивается как одно из направлений, имеющих богатые традиции в культуре, она обеспечивает сохранение национальных достижений своего народа. Особо важным аспектом исследования феномена «мода» является изучение формирования отечественной моды в наполненном событиями XX веке, отражающей и эти события, и специфику народа, особенности его культурного развития, тех представлений, традиций и обычаев, которые сложились в течение данного времени в России.
Во многих работах, посвященных исследованию феномена моды в культуре, происходит подчас неосознанное смешение понятий «мода» и «моделирование костюма», их эстетических функций, что не позволяет в полной мере выявить специфику понятия «мода» как направления в культуре. До сих пор в теории моды не нашли отражение существенные изменения в мировоззрении XX века, способные повлиять на природу самого феномена «моды» и на принципиальные установки в области моделирования костюма.
Как показал
анализ литературы, процессы, характеризующие
развитие дизайна костюма в XX веке,
их связь с социокультурной
Цель исследования состоит в культурологическом анализе феномена моды, обусловленного идейно-политическими предпосылками в культуре XX века.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявление
социальной роли и особенности
функционирования моды в
2. Выявление ценности моды в пространстве массовой культуры XX века;
3. Исследование степени влияния и взаимосвязь художественных течений XX века, технических новшеств и моды в костюме повседневности;
4. Анализ
основных идейно-политических
5. Определение
особенности выражения
В качестве объекта исследования в работе рассматривается мода в культуре XX века.
Предметом исследования
являются идейно-политические предпосылки
в моде XX века, ее изменения, как отражение
общественных процессов и событий.
1. КОНЦЕПЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
В мимолетности,
изменчивости моды проявляется свойственная
человеку жажда новизны и обновления,
одновременно в моде отражаются многие
социальные и политические процессы.
Изучение феномена моды способствует
более глубокому пониманию
2. СТЕПЕНЬ
НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Мода как
явление рассматривалась с
Э.Тейлор и
Г. Шурц считали, что любая мода выступает
формой воплощения эстетических воззрений
эпохи. И.Кант и Г. Зиммель видели
в моде не столько выражение вкуса,
сколько выражение тщеславия, честолюбия.
И.Блох и Э.Фукс выявили в моде еще один
аспект, указав, что она может складываться
под определенным влиянием эротических
потребностей. Важное место в истории
моды заняли работы В. Зомбарта, объясняющего
все явления моды одной общей причиной
-- коммерческими интересами предпринимателей.
Проблема моды поднималась и многими советскими
философами, обществоведами, такими как
Е.Я. Басин, И.В. Бестужев - Лада, С.И. Иконников,
В.Т. Лисовский, Э.В. Ильенков, Л.И. Коган,
В.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, В.И. Толстых.
Изучение исследований современных авторов, специализирующихся на анализе того или иного частного аспекта моды, дало возможность выделить шесть относительно самостоятельных направлений ее анализа:
1. Деятельностный подход. Характерен для работ Е.Я.Басина, А.Б. Гофмана, К.М. Кантора, В.М. Красина, Б.Д. Парыгина, В.И. Толстых, А.Г. Харчева (1). В качестве предмета анализа данные исследователи рассматривают поведение последователей моды как специфический вид поведения человека. Причем, в рамках этого подхода сложились две различные позиции: сторонники первой склонны считать, что мода представляет собой специальный, культивируемый людьми способ поведения, движущим мотивом которой выступает единственно престижно-символическая потребность (ЕЛ.Басин, К.М.Кантор, В.М.Красин); сторонники второй полагают, что в поступках последователей моды находит проявление, наряду с потребностью в символах, престижа и потребность самореализации (З.Л.Савдогарова, А.Г.Харчев).
2. Экономический подход (И.В.Архипова, С.О.Аничкина, Н.Т.Фролова). Среди различных функций моды данные исследователи выделяют в качестве предмета специального анализа ее экономическую роль, изучают возможности и границы использования моды в экономической сфере жизнедеятельности общества.
3. Эстетический
подход (В.И.Казаринова, О.Д.Кащенко,
Е.Киреева, Т.В.Козлова, Н.Т.
4. Коммуникативный подход (В.Ю.Борев, А.В.Коваленко, Л.В.Петров). Здесь мода становится объектом внимания как специфический способ массовой коммуникации.
5. Психологический
подход (Л.Е.Коломинский, Б.Д.Парыгин
(2), Б.Ф.Поршнев). Его сторонники изучают
способность моды
6. Комплексный
подход, при котором указанные
аспекты рассматриваются в
Методологической основой исследования является культурологический подход к феномену «мода», позволяющий выделить ее основные сущностные характеристики, определить принципы развития моды, ее роль в детерминации человеческой жизнедеятельности в условиях смены стереотипов сознания и поведения. В диссертации использовались общенаучные методы анализа и сравнения, дающие возможность исследовать особенности развития моды во времена разных идейно-политических государственных систем, конкретно-исторический и историко-культурологический методы. Использовались данные социологических исследований об изменении фасонов одежды в России в течении XX века; коллекции отечественных дизайнеров: Н.Ламановой, В.Мухиной; А.Родченко, В.Степановой, В.Зайцева, В.Юдашкина.
Научная новизна
работы заключается в новой
Новизна исследования представлена также:
* в рассмотрении
моды как универсального
* в анализе
социальных и художественных
процессов, выявляющих
* в выявлении причины возникновения принципиально новых видов одежды, отражающих условия жизнедеятельности, продиктованных научно-техническим прогрессом и новыми течениями в искусстве;
* в исследовании
моды в системе смены
* в выделении сущностных характеристик моды как возможной системы формирования и реализации потребности в самовыражении личности с помощью внешнего обновления.
Положения исследования:
1. Мода действует
как система «социального
2. Ценности моды в пространстве массовой культуры обладают следующими характеристиками: демонстративность, цикличность, современность, игра.
3. Условия
жизнедеятельности,
4. Под влиянием основных идейно-политических и социальных событий в России XX века разрушались принципы классической морали, что повлекло за собой радикальную смену формы костюма. Мода выполняет прогностическую функцию, предвещая изменения в стране связанные с демократическими процессами в социо-культурной жизни общества.
5. Мода является
средством самовыражения
Б. Д. Парыгин и Г. Г. Шубин выделяют три важнейшие функции, выполняемые модой: коммуникативную, интеракционную и компенсаторную (2; с. 294-295). Коммуникативная функция проявляется в обмене информацией. Мода выступает как особый социальный знак, символ престижа. Интеракционная функция - это средство согласования действий, способ взаимодействия. Мода ориентирует на признанных лидеров, объединяет в соответствии с определённым способом поведения, стимулирует интерес к новому. Компенсаторная функция позволяет восполнять неудовлетворённые или недостаточно удовлетворённые потребности, выступая в качестве регулятора социальных потребностей.
Мода, как системное явление, включает в себя обуславливающие ее объективные факторы, особые состояния общественного сознания, специфические формы поведения людей и соответствующие им культурные изменения и формы. Понятие «мода» связано также с такими категориями, как «модное поведение», «модное сознание», «модная личность», «модные санкции», «механизм моды». Подход к моде как к особому механизму, воздействующему на культуру, делает возможным постановку вопроса о широких социальных функциях моды, связанных с развитием тех областей культуры, где она действует. Это способствует преодолению распространенных взглядов на моду, как на явление в социальном отношении маловажное, а также позволяет дать объективную оценку общественной значимости этого явления.