Культура и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:43, реферат

Описание работы

Искусство — удивительная, достаточно самостоятельная и чрезвычайно важная сфера культуры. Известный немецкий философ Г. В. Гегель подчеркивал, что «всеобщая потребность в искусстве проистекает из разумного стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает собственное «Я». При помощи искусства человек осознает мир, самого себя, творя свое отражение, одухотворяя то, что он создает. Искусство — душа культуры, форма ее самосознания.
В своих образах искусство запечатлевает мир, создавая целостный слепок культуры, отлитый в литературных текстах, в скульптурных и архитектурных произведениях, в живописных полотнах, в звучащей музыке.
Способность творить, создавая прекрасные, уникальные художественные ценности, присуща на земле только человеку. Именно со способностью к художественному творчеству многие исследователи связывают переход человека из мира природы в мир культуры.

Работа содержит 1 файл

рефират культора и искусство.docx

— 57.38 Кб (Скачать)

Сентиментализм  был, скорее, связан с определенным умонастроением: чувствительностью, меланхолией, уединенностью, интимностью, ностальгией. Он тяготел к простым сюжетам, часто из народной или национально-исторической жизни, к искренности переживаний, естественности их выражения, к натуральности. Можно сказать, что сентиментализм — предшественник романтизма (или его первая фаза).

3.7 РОМАНТИЗМ

Романтизм (конец XVIII — начало XIX века) — это стиль «бури и натиска», революционного порыва и индивидуализма. Вольность, свобода, гротеск и ирония присущи этому стилю. Многие европейские художники отдали ему дань: композиторы Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Ф. Лист, Ф. Шопен; художники Э. Делакруа, Д. Констебл, О. А. Кипренский; писатели М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев и иные. Для романтизма особый интерес представляет индивидуальность, ее богатая и драматическая внутренняя жизнь, «бытие духа». Для художников-романтиков особый интерес к сложным характерам, непростым судьбам, драматическим темам и сюжетам. Внутренний «нерв» романтизма составляли напряженные поиски новых, абсолютных, общечеловеческих идеалов перед лицом тотального несовершенства мира. Идеалы свободы, как социальной, так и творческой, ответственности перед грядущим, веры в предназначение художника, в силу и совершенство творящей личности пронизывают произведения представителей романтизма. Романтизм стал настоящим культурным, общественным движением, связанным со страстным протестом против любых форм унижения личности. Он предварил дальнейшее развитие искусства в XIX в., которое уже не сочеталось с общими стилями и проходило в виде разнообразных течений и направлений.

3.8 РЕАЛИЗМ

Реализм, модернизм, постмодернизм, символизм  начинают господствовать в искусстве конца XIX-XX веков. Они связаны с процессами, которые хорошо охарактеризовал Н. А. Бердяев: «Когда зашатался в своих основах материальный мир, зашатался и образ человека... Вражда к человеку, к человеческому Я, явственно видна в футуристических манифестах... отрицают источник творческого движения — человека.

3.9 ДЕГУМАНИЗМ

Дегуманизация искусства в XX века — это результат того, что «новые художники наложили табу на любые попытки привить искусству «человеческое»... Личность, будучи самым человеческим, отвергается новым искусством... Со всех сторон мы приходим к одному и тому же — бегству от человека», — писал испанский философ X. Ортега-и-Гассет.

4 ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

Искусство многомерно и полифункционально. Оно  активно приобщает человека к  историческому, социальному, культурному  опыту. Поэтому искусство выполняет в обществе многочисленные функции: гедонистическую, доставляя человеку удовольствие, радость; компенсаторную, выражая неудовлетворенность человека реальной жизнью; коммуникативную, так как искусство является эффективным средством общения в пространстве культуры; эстетическую, связанную с преобразованием мира на основе красоты; воспитательную и познавательную. Безусловно, познание мира в искусстве существенно отличается от его исследования в рамках науки: искусство познает при помощи художественных образов, а не понятий. Можно сказать, что искусство — это мышление посредством образов. Оно может изменять предмет, характер его восприятия, создавать новый непривычный образ мира.

Познание  в искусстве развивается как  творческое преодоление реальности, как поиск и создание нового. Искусство  вбирает в себя все богатство  мира, и оно переживается человеком как особое, общезначимое. Имея дело с всеобщим, искусство связано с типизацией и идеализацией действительности. Оно не копирует действительность, не отражает ее фотографически, в конкретике многочисленных свойств, а пересоздает мир на основе новых смыслов, вносимых человеком, часто прибегая к символизации. Познавая, искусство одновременно оценивает то, что познает. Поэтому процесс познания в искусстве личностно окрашен. Знание здесь не стремится к достоверности, но связано с обязательным субъективным отношением к тому, что исследуется.

5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ СФЕРАМИ КУЛЬТУР

Взаимодействие  искусства с другими сферами  культуры (религией, моралью, наукой, философией) в каждую эпоху складывается по-разному. И если первоначально искусство  существовало в синкретической форме, то в более позднее время искусство часто воспринималось, либо как иллюстратор политических, идеологических или религиозных идей, либо как самодостаточный феномен, который существует в чистых формах, не нуждаясь ни в чем, кроме самого себя. Провозглашение самодостаточности и самоценности искусства приводит к его отрыву от общества, от его интересов и потребностей, к культу эстетства, «чистого» творчества. Если же искусство рассматривалось только как средство, служащее победе или прояснению политических и идеологических целей и идей, то оно теряет свой творческий потенциал, становится ангажированным, политизированным, одиозным. Как противовес этому, искусство может превратиться в оппозиционное явление, противостоящее ценностям и идеалам культуры, способствующее деструкции, как общества, так и личности. Открытость культуры, ее гуманистический потенциал, достойное место и роль личности в обществе, раскрытие ее творческих возможностей, это те факторы, которые способствуют развитию искусства. Поэтому дегуманизация культуры, нивелирование личности, лишение его по праву принадлежащего ему места ведут к деградации искусства.

ВЫВОД

Искусство — одна из форм общественного сознания, в основе, которой лежит образное отражение явлений действительности, прежде всего жизни общественного человека, всей совокупности человеческих отношений, характеров, переживаний и прочего. Образ же, в свою очередь, это

специфическая, присущая искусству форма отражения действительности характерными для каждого отдельного вида искусства приемами.

Человек воспринимает мир образами, т.е. теми общими представлениями, которые возникают у него на основе различных ассоциаций (звуковых, слуховых, зрительных, осязательных, обонятельных).

При этом художественное отражений действительности может  совершаться в зрительных образах (изобразительное искусство), в звуковых (музыка), в слове (художественная литература), а также посредство синтеза отдельных видов искусства (театр, кино).

Создание  произведений искусства — особый процесс. Их творец должен знать эстетические законы, владеть художественными  средствами и техническими приемами. Естественно, что все произведения отличаются друг от друга, поскольку  художник — это творец, подчиняющийся  диктату своей фантазии. Однако, несмотря на то, что создание произведений искусства — творческий процесс, все же они творятся по законам и представлениям определенного времени. Вот почему искусство, кроме эстетической, выполняет также воспитательную, просветительскую и познавательную функции.

Вспоминая сложную и удивительную историю искусства, мы вправе надеяться на его дальнейшую эволюцию. Развиваясь как культурное явление, искусство меняет человека и само меняется вместе с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы культурологи: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Покомарева  Г.М., Немировская Л.З., Тюляева Т.К.-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.-400с.

2. Справочник. История мировой культуры, Сост. Каница Ф.С., Колядич Т.М.-М.: Филологическое  об-во «Слово», центр гуманитарных  наук при факультете журналистики  МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996.-610с.

3. «Культурология»  учебник для вузов, Розин В.М.-М.: Издательская группа «Форум-ИНФА-М», 1989.-344с.

4. Словарь  русского языка. - 20-е изд. под  ред. чл.-корр. АНССР Шведовой Н.Ю., Ожегов С.И.-М.: Рус.яз., 1989.-750с.

5. Большой  энциклопедический словарь. - 2-е  изд., перераб. и доп.-М.: Большая  Российская энциклопедия, 1998.-1456с.

Стр.


Информация о работе Культура и искусство